цифровой
Делявская Подписано
подписью: Делявская
Наталья Анатольевна
Наталья
Дата: 2022.09.29
Анатольевна 20:24:13 +07'00'
Пояснительная записка к учебному плану
Учебный план для обучающихся 1-4 классов разработан в соответствии со следующими
нормативно- правовыми документами:
1. Федерального Закона РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);
2. Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении
учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и
воспитанников с отклонениями в развитии»;
3. Постановления от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных норм и правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодёжи»;
4. Постановления от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
5. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021г. № 115 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования» с последующими изменениями и дополнениями.
6.Адаптированной образовательной программы.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обязательная часть примерного учебного плана
определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время,
отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Цели учебного плана школы определяются необходимостью реализации прав личности детей
с особыми образовательными потребностями на образование с учетом их возможностей. Реализация
учебного плана позволит:
- формировать жизненные компетенции, обеспечивающие овладение системой социальных
отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
- формировать основы нравственного развития обучающихся, приобщить их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формировать здоровый образ жизни, элементарные правиле поведения в экстремальных
ситуациях;
План рассчитан на 5-ти дневную рабочую неделю. Объем максимальной учебной нагрузки
учащихся: 21 час в 1-ом классе, 23 часа во втором и третьем классах. Во 2-ом и 4-ем классах
максимальная учебная нагрузка состоит из двух частей- обязательной части и части, формируемой
участниками образовательного процесса (факультативные занятия- 3 часа). Продолжительность
урока: 1 класс – I полугодие – по 35 минут каждый; январь – май - по 40 минут каждый. Для
обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Индивидуально-групповые коррекционные занятия проводятся в первой и второй половине
дня продолжительностью 20 минут.
Учебный план состоит из следующих предметных областей:
1. Федеральный компонент:
Язык и речевая практика (Русский язык, чтение, речевая практика);
Математика (Математика);
Естествознание (Мир природы и человека);
Искусство (Изобразительное искусство, музыка);
Физическая культура (Физическая культура);
Технология (Ручной труд).
2. Часть, формируемая участниками образовательного процесса:
-факультатив «Математический калейдоскоп»;
-факультатив «Занимательная грамматика»;
-факультатив «Читайка».
Внеурочная деятельность:
-Коррекционно-развивающая область (обязательные индивидуальные и групповые коррекционные
занятия «Развиваюсь играя»; развитие психомоторных и сенсорных процессов; логопедические
занятия, ритмика).
- внеурочная деятельность.
I.
Образовательные курсы
Раздел включает изучение обязательных учебных предметов, содержание которых приспособ
лено к возможностям умственно отсталого школьника (нарушением интеллекта).
В 1 классе осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная
подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой.
Язык и речевая практика. На уроках русского языка на уровне начального образования
обучающиеся научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения. У
обучающихся, освоивших адаптированную общеобразовательную программу, сформируются
определенные навыки устной и письменной речи в пределах их способностей и психического
развития.
На уроках чтения ведется работа по формированию у детей общеречевых навыков, по
развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и
пространственной ориентировки. Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами
и явлениями окружающей действительности.
Предмет «Речевая практика» является средством реализации социальных и воспитательных
целей обучения, средством компенсации нарушений развития. Основными задачами выступают:
совершенствование речевого опыта учащихся; корригирование и обогащение языковой базы устных
высказываний детей; формирование и развитие выразительной стороны речи; обучение построению
устных связанных высказываний; воспитание культуры речевого общения. На основе изучения
данного предмета формируются: умение общаться на заданную тему, представления о людях
разного пола, возраста, профессий и форм общения с ними, умение правильно относить предметы
к некоторым классам.
Математика. Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов,
готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными
профессионально-трудовыми навыками. Процесс обучения математике неразрывно связан с
решением специфической задачи — коррекцией и развитием познавательной деятельности,
личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости,
настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность,
осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение математике носит практическую направленность
и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению
профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в
нестандартных ситуациях.
Естествознание. Предмет «Мир природы и человека» способствует формированию у
умственно отсталых обучающихся младших классов комплекса представлений и умений,
обеспечивающих адекватное возрасту и социальной ситуации жизни ребёнка понимание явлений
окружающего мир; накопление опыта безопасного взаимодействия с объектами и явлениями
окружающего мира, подготовку к дальнейшему обучению.
Искусство. Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное
коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их
постановке оказывают, существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и
двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка,
воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования
художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебновоспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности
для умственно отсталого ребёнка. Благодаря развитию технических средств, музыка стала одним из
самых распространённых и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении
всей его жизни.
Физическая культура. Физическая культура является составной частью всей системы работы
с умственно отсталыми учащимися. Физическое воспитание рассматривается и реализуется
комплексно и, находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым
обучением.
Технология. Обучение ручному труду в младших классах направлено на воспитание
трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, уважение к людям труда, профессиям.
Наряду с этим на занятиях трудом решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию
умственной деятельности школьников.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной
деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также
недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Часть
учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных
для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
-Факультатив «Математический калейдоскоп» направлен на воспитание интереса к предмету,
развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться,
рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано
для показа обучающимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они
овладевают на уроках математики. В процессе проведения занятий решается проблема
дифференциации обучения, расширяются рамки учебной программы, появляется реальная
возможность, работая в зоне ближайшего развития каждого ребенка, поднять авторитет даже самого
слабого ученика.
-Факультатив «Занимательная грамматика». Занятия направлены на развитие устной и
письменной речи учащихся. Кроме того, работа позволяет предупреждать появление устойчивых
ошибок на письме и при чтении. Факультатив пробуждают у учащихся стремление расширять свои
знания по русскому языку.
-Факультатив «Читайка» развивает у детей интерес к предмету «чтение», к живому языку, к
речи; развивает познавательную деятельность учащихся в условиях свободной инициативы,
приучает
детей пользоваться дополнительной литературой, развивает
потребности к
самообразованию; углубляет знания, полученные на уроках чтения, повышает качества этих знаний
и умений.
Внеурочная деятельность в объеме 39 часов представлена 24 часами коррекционноразвивающей работы 1-4 в классах и 15 часами работы по программам внеурочной деятельности (12 класс- комплект 3 часа и по 2 часа в каждом классе; в 3 классе 5 часов; в 4 классе 5 часов в
неделю) .
Коррекционно-развивающая работа включает в себя курсы:
- «Ритмика» (1-4 классы по 1 часу), который способствует общему развитию младших умственно
отсталых школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики,
эмоционально-волевой сферы,
- Кооррекционно- развивающие занятия (в 1 классе 1 час в неделю) представлены программой
«Развиваюсь играя», направленной на формирование навыков культурного поведения в обществе,
расширения представлений об окружающем мире и о себе, формирование навыка здорового образа
жизни, коррекции нарушений психофизических процессов, используя элементы игротерапии.
-«Логопедические занятия» (1класс- 2 часа, 2- 4 классы по 3 часа). На логопедических занятиях
работа проводится в следующих направлениях: развитие всех сторон речи (фонетикофонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи, обогащение словарного
запаса, коррекция нарушений чтения и письма, развитие коммуникативной функции речи,
расширение представлений об окружающей действительности, развитие познавательной сферы.
- «Развитие развитие эмоционально-волевой сферы» (1-2 класс по 1 часу, 3, 4 классах по 2
часа). В ходе занятий применяются разные формы взаимодействия с обучающимися, направленные
на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию
личности и межличностных отношений учащихся. Основные направления работы: развитие
познавательной сферы (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной,
мнемической и мыслительной деятельности); развитие эмоционально-личностной сферы
(гармонизация пихоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему
«Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков
самоконтроля); развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции (развитие способности
к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими
(в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие
навыков социального поведения).
На обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия по логопедии и
развитию психомоторики и сенсорных процессов составляется отдельное расписание.
Продолжительность занятий 20 минут с одним учеником, 20 минут с группой (2-4 ученика). Группы
комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых и других нарушений.
Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводят учитель-логопед и
педагог-психолог, учитель – дефектолог.
Внеурочная деятельность представлена следующими программами:
Программа внеурочной деятельности «Самоделкино» (1-2 классах 1 час в неделю, в 3- 4
классах по 1 часу в неделю) направлена на развитие творческих способностей и коррекцию мелкой
и общей моторики, исправление недостатков познавательной деятельности, формирование
элементарных трудовых качеств.
Программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» (1-2 классы 1 час в неделю, в 3- 4
классах по 1 часу в неделю) направлена на развитие физических и волевых способностей и
коррекцию двигательного аппарата.
Программа внеурочной деятельности «Волшебные игры» (1-2 классы 1 час в неделю и 3-4
классы по 1 часу в неделю) направлена на развитие произвольного внимания, слуховой и
зрительной памяти, формирует логическое мышление, обогащает словарный запас. «Волшебные
игры» предусматривают развитие у учащихся недостатков высших функций средствами игровой
деятельности.
Программа «Азбука безопасности» (1-2 классы 1 час в неделю, в 3- 4 классах по 1 часу в
неделю) реализует учебно- познавательное направление внеурочной деятельности. Способствует
формированию социального опыта школьника, осознанию им необходимисти уметь применять
полученные знания в нестандартных ситуациях, развитию индивидуальных особенностей каждого
ребёнка, обогащению коммуникативного опыта школьников. Данная программа помогает
использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности
обучающихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде, использовать
полученные знания в повседневной жизни. По курсу «Азбука безопасности» предусмотрен
большой объём упражнений, которые позволят учащимся добиться самостоятельности приёмов и
действий по безопасности, а также воспитываются навыки самоконтроля и самооценки.
«Разговоры о важном» - цикл еженедельных внеурочных занятий, построенных с учетом
необходимости соблюдения единства образовательного контекста, в котором оказывается школьник вне
зависимости от региона проживания, гарантирующий каждому обучающемуся доступ к интересному,
полезному, просветительскому контенту, идеям, основанным на традиционных ценностях Российской
Федерации. Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская
идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости
за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание
своей этнической принадлежности.
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении
дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с
умственной отсталостью, организации их свободного времени.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: творческой и физической
самореализации обучающихся с умственной отсталостью в комфортной развивающей среде,
стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности;
позитивного отношения к окружающей действительности, социального становления обучающегося
в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе.
В первом классе оценки учащимся не выставляются, результаты продвижения учащихся в
развитии оцениваются на основе анализа их продуктивной деятельности.
Из-за малой накопляемости учащихся, 1-2 классы объединены в малокомплектный класс,
поэтому занятия по внеурочной деятельности (кружки «Волшебные игры», «Подвижные игры»,
«Самоделкино», «Азбука безопасности» проводятся совместно).
Промежуточная аттестация учащихся проводится в соответствии с Положением о форме
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся,
утверждённого приказом ОУ от 2.09.2019г № 65.
Периодами промежуточной аттестации в 4 классе является 4 четверть.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
обучающихся 1-4 классов по
адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(при пятидневной рабочей неделе)
на 2023-2024, 2024-2025, 2025-2026, 2026-2027, 2027-2028 учебные годы
(1 вариант)
Предметные
Классы
Количество часов в неделю
Формы
области
Учебные
промежуточной
предметы
аттестации
Обязательная часть
I
II
III
IV
Язык и речевая Русский язык
3
3
3
3
4 класс- диктант
практика
Чтение
3
4
4
4
4 класс- устное
собеседование
Речевая
2
2
2
2
4 класс- устное
практика
собеседование
Математика
Математика
3
4
4
4
4 классконтрольная работа
Естествознание Мир природы и
2
1
1
1
4 классчеловека
тестирование
Искусство
Музыка
2
1
1
1
4 класс- отчётный
концерт
Изобразительн
1
1
1
1
4 классое искусство
практическое
рисование
Физическая
Физическая
3
3
3
3
4 класскультура
культура
контрольные
нормативы
Технология
Ручной труд
2
1
1
1
4 классыпрактическое
выполнение
задания
Итого
21
20
20
20
Часть, формируемая
3
3
3
участниками образовательного
процесса
Факультатив
1
1
1
«Математический
калейдоскоп»
Факультатив «Занимательная
1
1
1
грамматика»
Факультатив «Читайка»
1
1
1
Максимально допустимая
21
23
23
23
недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе)
Коррекционно- развивающая
область
Развитие психомоторики и
сенсорных процессов
Логопедические занятия
Ритмика
Коррекционно- развивающие
занятия «Развиваюсь играя»
ИТОГО:
Внеурочная деятельность
Всего к финансированию
2
2
2
2
2
1
1
3
1
3
1
3
1
6
6
6
5
34
6
5
34
5
32
34
60
Учебный план 1 класса предусматривает максимально допустимую недельную нагрузку в
количестве 21 часа, но согласно Постановления главного государственного санитарного врача РФ
от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» план
рассчитан на 5-ти дневную рабочую неделю. Таким образом, максимальной объем учебной
нагрузки для учащихся был сокращён и составляет: 15 часов в 1-ом классе (по 3 урока в день).
Продолжительность урока: 1 класс – I четверть – по 35 минут каждый.
Сокращена часовая нагрузка следующих предметов:
-Математика с 3 часов в неделю на 2 часа;
-Речевая практика с 2 часов в неделю на 1 час;
-Музыка с 2 часов в неделю на 1 час;
- Физическая культура с 3 часов в неделю на 2 часа;
-Ручной труд с 2 часов в неделю на 1 час.
Индивидуально-групповые коррекционные занятия проводятся в первой и второй
половине дня продолжительностью 20 минут.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
обучающихся 1 класса по
адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(при пятидневной рабочей неделе)
на 2020-2021, 2021-2022, 2022-2023 учебные года
(1 четверть)
( 1 вариант)
Предметные области
Классы
Количество часов в неделю
Учебные предметы
Обязательная часть
I
Язык и речевая
Русский язык
3
практика
Чтение
3
Речевая практика
1
Математика
Математика
2
Естествознание
Мир природы и человека
1
Искусство
Музыка
1
Изобразительное искусство
1
Физическая
Физическая культура
2
культура
Технология
Ручной труд
1
Итого
15
Часть, формируемая участниками образовательного
процесса
Математика
Русский язык
Чтение
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 515
дневной учебной неделе)
Коррекционно- развивающая область
Развитие психомоторных и сенсорных процессов
Логопедические занятия
Ритмика
Коррекционно- развивающие занятия «Развиваюсь играя»
ИТОГО:
Внеурочная деятельность
Всего к финансированию
2
2
1
1
6
4
25