Факультатив - Секреты орфографии 5

Делявская
Наталья
Анатольевна

Подписано цифровой подписью: Делявская
Наталья Анатольевна
DN: c=RU, st=Республика Хакасия, l=село
Целинное, title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕЛИННАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛАИНТЕРНАТ № 15,
1.2.643.100.3=120B3036353538303334333732,
1.2.643.3.131.1.1=120C313931313030353736313238
, email=it@shiranet.ru, givenName=Наталья
Анатольевна, sn=Делявская, cn=Делявская
Наталья Анатольевна
Дата: 2024.09.26 22:36:36 +07'00'

1.Пояснительная записка.
Программа
курса факультативных занятий «Секреты орфографии" для уровня основного общего образования составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (
интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы МБОУ Целинной ОШИ № 15.
Курс « Секреты орфографии» занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей
правильно и грамотно писать, обогатив речь обучающихся с умственной отсталостью, дать сведения по письму и развитию речи, обеспечить
разностороннее развитие школьников.
Программа данного курса позволяет показать обучающимся с умственной отсталостью , как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир
слова, мир русской грамоты. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные
слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к к учебному курсу должно пробуждать у обучающихся стремление расширять
свои знания по письму и развитию речи.
Занятия учебного курса внеурочной деятельности обязательно должны иметь элементы занимательности. Но занимательность нельзя
отождествлять с развлекательностью.
Цель курса: расширение и закрепление у школьников знаний по русскому языку , повышение учебной мотивации к предмету
Задачи курса:
Обучающие:
- развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретать знания, умения, навыки по грамматике письма и развития речи;
- пробуждать потребность у обучающихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- совершенствовать общее языковое развитие обучающихся;
Воспитывающие:
- воспитывать культуру обращения с книгой;
- формировать и развивать у обучающихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать у школьников смекалку и сообразительность;
- приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Занятия направлены на развитие устной и письменной речи учащихся. Кроме того, работа позволяет предупреждать появление устойчивых
ошибок на письме и при чтении. Данные занятия пробуждают у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку.

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Занятие языком – трудное дело. Здесь необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках мало
времени, чтобы углубляться в тайны языка. На занятиях кружка легко вызвать интерес к языку различными занимательными заданиям. В
данной программе учтены возраст и особенности учащихся. Программа составлена с целью углубления представлений о языке. В наше
время, когда учащиеся больше времени проводят за компьютером, когда в общении детей господствует приниженный сленг, возникает
серьёзная необходимость вызвать желание к владению именно литературным языком.
На занятиях широко используется наблюдение над живой речью и над литературным материалом как программного, так и
дополнительного характера, а также ведется практическая работа с различного вида словарями. Учащиеся знакомятся на доступных
примерах с научной лабораторией языковеда, техникой и методикой лингвистического анализа. Доля самостоятельности в подборке
материала растет, так же обстоит дело и в оформлении материала. Это развивает у учащихся не только творческую мысль и инициативу, но
также и эстетическое чувство. Широкое поле для творческой мысли и инициативы учащихся открывается и при составлении задач
занимательной грамматики, написании творческих работ разных видов. Программа факультатива включает в себя углубленные вопросы по
разделам фонетики, грамматики, лексики, синтаксиса, лингвистике. Но нельзя начинать работу без экскурса в историю. Поэтому включены в
программу беседы по истории происхождения письменности, ведь именно появление письменности положило начало лингвистической
науке. Несколько занятий посвящается различным вопросам лексики, что объясняется и обилием вызывающего интерес у учащихся
материала, и необходимостью воспитать у учащихся внимание к слову, вызвать желание разгадывать загадки языка. Занятия по фразеологии
вызваны необходимостью обогатить речь учащихся; по этимологии - стремлением воспитать у учащихся интерес к разгадыванию загадок
языка.
Программа факультативных занятий по русскому языку строится на основе интереса обучающихся, занятия имеют элемент
занимательности.
Работа факультатива по русскому языку строится на основе общедидактических
принципов: научности,
доступности, систематичности, индивидуального подхода, занимательности, развивающего обучения, развития активности и
самостоятельности обучающихся, укрепления связи обучения с жизнью. Все занятия строятся тематически: в соответствии с
грамматической темой или видом работы. Материал подобран таким образом, что каждое занятие обогащает обучающихся новыми
знаниями.
Программа составлена с таким расчётом, чтобы выбранный материал способствовал закреплению знаний по основным разделам
грамматики и лексики русского языка, углублению знаний, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки,
сообразительности, воспитанию языкового чутья.
Срок реализации – 2 года
Описание места учебного курса «Секреты орфографии » в учебном плане .
Факультатив « Секреты орфографии « это часть, формируемая участниками образовательного процесса.
Программа предусматривает следующее количество часов:
5 класс - 1 час в неделю – 34 учебные недели- всего 34 часа




















6 класс - час в неделю - 34 учебные недели- всего 34 часа.
Планируемые результаты освоения программы курса
«Секреты орфографии».
Личностные результаты:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка
в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного
образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить
чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе
речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли;
основной и дополнительной информации);
способность определять цели предстоящей деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать
достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной форме;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного
русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе
речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые
ошибки, недочеты, исправлять их;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство
получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений;
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какоголибо задания, участия



























в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и
общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного
языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и
использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в речи и оценивать их;
извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов,
устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту
информацию в различных видах деятельности.
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно
ситуации речевого общения;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной
речевой практике;
По окончании курса учащиеся должны:
самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
пользоваться основными источниками информации, владеть приёмами работы с информацией;
выполнять операции сравнения и обобщения, синтеза и анализа;
строить умозаключения, уметь рассуждать, догадываться, доказывать предлагаемое суждение;
создавать самостоятельные устные и письменные сообщения с использованием изобразительных средств языка;
овладеть навыком работы с учебными пособиями, дополнительной литературой;
пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём
и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности;
использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;



проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных
слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу
употребления и стилистическую окраску слова.
Содержание учебного материала.
5 класс (34 часа)
Содержание тем учебного предмета
№п/п
1-2
3-4
5-6
7
8-9
10-11
12-13
14-15
16-17
18-19
20-21
22-24
25-27
28-30
31-32
33-34
№п/п
1
2-3
4–5

Как обходились без письма?
Древние письмена.
Как возникла наша письменность?
«Ошибкоопасные» места
Опасные согласные
На сцене гласные
Когда «ь» пишется, а когда не пишется?
Ваши старые знакомые
Правила о непроизносимых согласных.
Волшебное средство – «самоинструкция»
Где же хранятся слова?
Поговорим о всех приставках сразу.
Слова – «родственники».
Кто командует корнями?
«Не лезьте за словом в карман!»
«Пересаженные» корни. Итоговое занятие.

Количество часов
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
3
3
3
2
2

6 класс (34 часа)
Содержание тем учебного предмета
Сказочное царство слов.
Путешествие в страну Слов.
Чудесные превращения слов.

1
2
2

6 -7
8- 9
10
1112
13
1415
16
17
18-19
20-21
22-23
24-25
26
2728
2930

В гостях у слов - родственников.
Добрые слова.
Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.
Новые слова в русском языке.

2
2
1
2

Встреча с зарубежными друзьями.
Синонимы в русском языке.

1
2

Слова - антонимы.
Слова - омонимы.
Крылатые слова.
В королевстве ошибок.
В стране Сочинителей.
Искусство красноречия.
Праздник творчества и игры.
Трудные слова.

1
1
2
2
2
2
1

Шарады.

2

31-32
33-34

Откуда пришли наши имена.
Занимательное словообразование.

2
2

Тематическое планирование курса « Секреты орфографии »
№ п/п

Название темы

Количество Основные виды деятельности обучающихся
часов
5 класс - 34 часа( 1 час в неделю).

1-2

Как обходились без письма?

2

3-4
5-6
7
8-9

Древние письмена.
Как возникла наша письменность?
«Ошибкоопасные» места
Опасные согласные

2
2
1
2

10-11
12-13
14-15
16-17

На сцене гласные
Когда «ь» пишется, а когда не пишется?
Ваши старые знакомые
Правила о непроизносимых согласных.

2
2
2
2

18-19

Волшебное средство – «самоинструкция»

2

20-21
22-24
25-27
28-30
31-32
33-34

Где же хранятся слова?
Поговорим о всех приставках сразу.
Слова – «родственники».
Кто командует корнями?
«Не лезьте за словом в карман!»
«Пересаженные» корни.
Итоговое занятие.

2
3
3
3
2
2

№ п/п

Название темы

1
2-3

Сказочное царство слов.
Путешествие в страну Слов.

Иметь представление об основных функциях языка. Прививать
интерес к русскому языку.
Воспитать у учеников чувство любви к русскому языку
Иметь представление о названии букв русского алфавита
Развитие орфографическая зоркость.
Познакомить с понятием «звуки – «волшебники» - сонорные звуки.
Учить определять согласные в слабой и сильной позиции
Учить находить ударные и безударные гласные.
Развитие орфографической зоркости при письме слов с ь.
Развитие творчества и обогащение словарного запаса
Тренировать в написании слов при помощи упражнений и песенки «напоминайки».
Знакомство с термином «самоинструкция». Познакомить с
правилами составления самоинструкции..
Уметь пользоваться словарями под руководством учителя.
Игры с приставками
Познакомить с секретами родственных слов
Продолжить знакомство с правилами проверки слов.
Учить изменять форму слова.
Совершенствовать навыки работы со словарём

Количество Основные виды деятельности обучающихся
часов
6 класс -34 часа( 1 час в неделю).
1
Воспитать у учеников чувство любви к русскому языку
2
Открыть значение и смысл привычных слов

4–5

Чудесные превращения слов.

2

6 -7

В гостях у слов - родственников.

2

8- 9
10
11- 12
13
14- 15

Добрые слова.
Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.
Новые слова в русском языке.
Встреча с зарубежными друзьями.
Синонимы в русском языке.

2
1
2
1
2

16

Слова - антонимы.

1

17

Слова - омонимы.

1

18-19

Крылатые слова.

2

20-21

В королевстве ошибок.

2

22-23
24-25
26

В стране Сочинителей.
Искусство красноречия.
Праздник творчества и игры.

2
2
1

27- 28
29- 30

Трудные слова.
Шарады.

2

31-32
33-34

Откуда пришли наши имена.
Занимательное словообразование.

2
2

Воспитывать патриотическое отношения к русскому языку,
осознание его величия и могущества
Продолжить знакомство со словами – родственниками. Расширять
кругозор.
Учить осознавать роль языка и речи в жизни людей
Ознакомление учащихся с понятием «историзмы, архаизмы»,
Ознакомление с понятием «неологизмы».
Ознакомление учащихся со словами, пришедшими
Изучить особенность синонимичного ряда слов, углубить и
расширить знания и представления детей о синонимах,
Развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету;
творчество и обогащение словарного запаса.
Развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету;
творчество и обогащение словарного запаса.
Знакомство с понятием «крылатое
выражение»
в русском
языке.
Развитие творчества и обогащение словарного запаса, учить
находить и исправлять орфографические ошибки в тексте.
Развивать интеллектуальные способности , расширять кругозор
Познакомить с понятием «красноречие».
При помощи дидактических игр развивать
познавательный
интерес к русскому языку
Выполнять упражнения для запоминания правописания слов
Знакомство с происхождением шарад. Составление и разгадывание
шарад.
Познакомиться с историей появления имен на земле
Прививать интерес к русскому языку


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».