Делявска
я Наталья
Анатолье
вна
Подписано цифровой подписью:
Делявская Наталья Анатольевна
DN: c=RU, st=Республика Хакасия,
l=село Целинное, title=Директор,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕЛИННАЯ ОСНОВНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 15,
1.2.643.100.3=120B3036353538303334
333732,
1.2.643.3.131.1.1=120C3139313130303
53736313238, email=it@shiranet.ru,
givenName=Наталья Анатольевна,
sn=Делявская, cn=Делявская Наталья
Анатольевна
Дата: 2024.09.28 22:46:04 +07'00'
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной
приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а
также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Природоведение» относится к предметной области «Естествознание»» и
является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Природоведение» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в
неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и
задачи учебного предмета «Природоведение».
Цель
обучения - расширить кругозор и подготовить обучающихся к усвоению
систематических биологических и географических знаний.
Задачи обучения:
− формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
− демонстрация тесной взаимосвязи между неживой и живой природой;
− формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
− воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными
направлениями природоохранительной работы;
− воспитание социально значимых качеств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе определяет следующие
задачи:
− формирование умения узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в
естественных условиях;
− формирование представлений о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
− формирование умений относить изученные объекты к определенным группам с учетом
различных оснований для классификации;
− формирование умения находить сходные по определенным признакам объекты из тех, которые
были изучены на уроках;
− формирование умения выделять существенные признаки групп объектов;
− знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового
образа жизни;
− умение обсуждать изученное, рассказать о предмете изучения;
2
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Программа по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе состоит из трёх разделов:
«Вселенная», «Наш дом – Земля», «Есть на Земле страна Россия».
При изучении раздела «Вселенная» обучающиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами
и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают
о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе.
В разделе «Наш дом – Земля» обучающиеся знакомятся с оболочками Земли - атмосфера,
литосфера и гидросфера. Изучают основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы,
меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также
знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.
Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в 5 классе и
готовит обучающихся к усвоению курса географии. Обучающиеся знакомятся с наиболее значимыми
географическими объектами, расположенными на территории нашей страны (например, Черное и
Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей). Изучение этого материала имеет
ознакомительный характер и не требует от обучающихся географической характеристики этих
объектов и их нахождения на географической карте.
Основными организационными формами работы на уроке природоведения являются:
фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа.
При проведении уроков природоведения предполагается использование следующих методов:
− объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет,
а дети
воспринимают, осознают и фиксируют в памяти (рассказ с включением в него элементов беседы или
объяснения, сопровождающегося демонстрацией опытов);
− репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
− метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)
− частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы);
− исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют при проведении
лабораторных и практических работ, предусмотренных программой; исследовании свойств тел
неживой природы при проведении опытов);
− проведение природоведческих экскурсий (вводных, текущих и обобщающих), направленных на
усвоение изученного материала;
− проведение словарной работы, направленной на обогащение словаря, усвоение новых, ранее
незнакомых слов; закрепление и уточнение значений слов; активизация словаря);
− работа с учебником (первичное, выборочное и объяснительное чтение, работа со словарем;
ответы на вопросы и выполнение заданий, направленных на формирование умений анализировать
прочитанное, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, выделять главное);
− выполнение заданий в рабочих тетрадях или на карточках, используя слова для справок;
− заполнение схем, подпись рисунков, зарисовка изучаемых объектов;
− дидактические игры (классификация, разрезные картинки).
3
№
п/п
1.
2.
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
4.
5.
Содержание разделов
Название раздела
Количество
часов
Введение
2
Вселенная
6
Наш дом-Земля:
Воздух
8
Полезные ископаемые
14
Вода
16
Поверхность суши. Почва
6
Есть на земле страна Россия
14
Повторение по курсу «Неживая природа
Итого:
2
68
Контрольные
работы
1
1
1
1
1
1
1
7
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
интерес к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей стране, ее природным
богатствам;
овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни, умения
соблюдать правила личной гигиены, режима дня;
владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения
совместной учебной деятельности на уроке
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости, необходимости охраны живой и неживой природы;
установка на безопасный здоровый образ жизни, бережному отношению к природе и другим
материальным ценностям.
Предметные:
Минимальный уровень:
− узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности, водоемы, небесные тела,
основные достопримечательности нашей страны) на иллюстрациях, фотографиях;
− представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
− отнесение изученных объектов к определенным группам (нефть – горючее полезное
ископаемое);
− называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные
ископаемые);
− соблюдение правил гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни
человека;
− соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем
взрослого);
− выполнение несложных заданий под контролем учителя;
− адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки
педагога.
Достаточный уровень:
− узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
− знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию
учителя;
− представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
− отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для
классификации (золото – полезное ископаемые, металлы, цветные металлы, драгоценные
(благородные) металлы); называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые
были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
4
− выделение существенных признаков групп объектов;
− знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового
образа жизни;
− участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения,
наблюдения, заинтересовавшем объекте;
− выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового
контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного
отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
− совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных
объектов и явлений;
− выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
− осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального
опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ
(входных, текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий.
При оценке предметных
результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в
условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Устный ответ:
Оценка «5» ставится за:
− полный ответ, правильно отражающий основной материал курса:
− правильно раскрытое содержание понятий, закономерностей, биологических взаимосвязей и
конкретизация их примерами;
− правильное использование рисунков, гербариев, натуральных объектов и других источников
знаний,
− самостоятельный ответ,
с
опорой
на
ранее приобретенные знания;
− соблюдение культуры устой и письменной речи, правил оформления письменных работ;
Оценка «4» ставится обучающемуся, если:
− знание всего учебного программного материала;
− умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров
обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на
практике;
− незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала,
соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных
работ;
Оценка «3» ставится обучающемуся за следующее:
− знание и усвоение учебного материала на уровне минимальных требований программы,
затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи
преподавателя;
− умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизмененные
вопросы;
− наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала,
незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил
оформления письменных работ.
Оценка «2» - не ставится
5
№
Тема
предмета
Кол-во
часов
1
Вводный урок
Что такое
природоведение?
1
2
Предметы и явления
неживой и живой
природы
1
3
Небесные тела:
планеты, звезды
1
4
Солнечная система.
Солнце
1
IV.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программное содержание
Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Введение - 2 часа
Знакомство с учебным предметом
Узнают природные явления на
Выделяют существенные признаков
«Природоведение». Формирование
иллюстрациях и фотографиях,
объектов природы, относят
представлений о предметах и
относят объекты к живой или
предметы к природе, называют
явлениях, которые изучаются на
неживой природе; называют
природные явления
уроках природоведения
природные предметы и явления
Знакомство с предметами и
явлениями живой и неживой
природы.
Формирование умения
дифференцировать предметы и
явления живой и неживой природы
Узнают объекты неживой природы
на иллюстрациях и фотографиях,
относят объекты к живой или
неживой природе; называют
изученные объекты живой и
неживой природы
Дописывают слова, обозначающие
явления природы, в тетради
Вселенная - 6 часов
Знакомство с небесными телами:
Называют изученные небесные
звёзды, Солнце, планеты.
тела. Относят небесные тела к
разным группам на основании
признаков с помощью учителя
Формирование представления о
Солнце как центре Солнечной
системы, о значении Солнца для
жизни на Земле. Формирование
умения давать краткую
характеристику планетам
Солнечной системы
Называют изученные небесные тела
– Солнце, планеты, планета Земля,
Солнечная система – и их основные
признаки. Рассматривают на
рисунке строение Солнечной
системы. Выписывают названия
планет
Выделяют существенные признаки
объектов живой и неживой
природы, относят объекты к живой
или неживой природе,
устанавливают взаимосвязи между
живой и неживой природой.
Выполняют задание в рабочей
тетради: заполняют таблицу
«Предметы и явления живой и
неживой природы»
Называют
изученные небесные тела (звезды,
Солнце, планеты) и их признаки.
Относят небесные тела к разным
группам на основании признаков
Называют изученные небесные тела
– звезды, Солнце, Солнечная
система, планета Земля, 2–3 другие
планеты Солнечной системы – и их
признаки; называют объекты,
которые входят в состав Солнечной
системы. Сравнивают небесные
тела, делают вывод, чем звезды
отличаются от планет, записывают
в таблицу
6
5
Исследование
космоса. Спутники.
Космические
корабли
1
Ознакомление обучающихся с
исследованиями космоса и их
значением для человечества
Узнают искусственные спутники и
космические корабли на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты
6
Полеты в космос
1
Ознакомление обучающихся с
исследованиями космоса,
формирование представления о
полетах человека в космос и первых
космонавтах
Называют первого космонавта Ю.
А. Гагарина, первую женщинукосмонавта В.В. Терешкову,
подписывают фамилии на рисунках
в рабочих тетрадях
7
Смена дня и ночи
1
Формирование представлений о
суточном вращении Земли и смене
дня и ночи.
8
Смена времен года.
Сезонные
изменения в
природе
1
Формирование представлений о
годовом движении Земли вокруг
Солнца, смене времен года
Называют части суток.
Перечисляют причины смены дня и
ночи (с опорой на учебник);
выбирают и подчеркивают
правильный ответ в рабочей
тетради; подписывают на рисунках
время суток
Определяют времена года на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные времена года и
их основные признаки.
Подписывают на рисунках названия
месяцев
Узнают и называют искусственные
спутники и космические корабли,
называют их назначение.
Показывают на картинках и
называют какие приборы люди
используют для исследования
космоса
Называют фамилии первых
космонавтов
(Ю. А. Гагарин,
В. В. Терешкова), имеют
представления о современных
полетах в космос и их значении,
подписывают фамилии на рисунках
в рабочих тетрадях; подбирают
проверочные слова к новым
терминам
Называют части суток, их признаки
и причины смены дня и ночи.
Подчеркивают название частей
суток, подбирают обобщающее
слово в рабочих тетрадях
Называют признаки времен года,
осуществляют классификацию
времен года на основании основных
признаков.
Называют причины смены времен
года.
В рабочих тетрадях показывают
стрелками в какие время года
происходят природные явления
Наш дом - Земля - 44 часа
7
Планета Земля.
Оболочки Земли
1
Закрепление знаний о Солнечной
системе. Формирование
представления о Земле как планете,
отличие Земли от других планет
Солнечной системы
Называют планету Земля и ее
основные оболочки – вода, суша,
воздух.
Вставляют в текст в рабочей тетради
пропущенные слова, используя
слова для справок
10.
Воздух. Воздух и
его охрана.
Значение воздуха
для жизни на Земле
1
Рассказывают о значении воздуха
для растений, животных и человека,
о мероприятиях, проводимых с
целью охраны чистоты воздуха
11
Свойства воздуха
1
Формирование представлений о
воздухе. Уточнение и обобщение
знаний о значении воздуха для
человека, животных и растений
Формирование представления о
мероприятиях, проводимых с целью
охраны чистоты воздуха
Формирование в процессе
демонстрации опытов
представления о свойствах воздуха
(прозрачность, бесцветность,
упругость, теплопроводность) и об
использовании этих свойств в быту
12.
Давление и
движение воздуха
1
Формирование представления о
свойствах (упругость, сжатие) и
движении воздуха
Составляют рассказ по картинкам об
использовании свойств воздуха в
быту
(накачивание
шин,
матрасов,
игрушек).
Выполняют задание в рабочей
тетради: «Составить и записать
предложения из перепутанных
слов»
9
Называют свойств воздуха
совместно с учителем после
демонстрации опытов.
Записывают свойства воздуха в
рабочую тетрадь, используя слова
для справок
Узнают, чем Земля отличается от
других планет Солнечной системы.
Называют спутники Земли.
Описывают форму Земли и
называют основные оболочки
Земли (твердая, воздушная, водная).
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Чем образованы оболочки
Земли?»
Называют газы, которые входят в
состав воздуха и рассказывают о
его значении, о
мероприятиях, проводимых с целью
охраны чистоты воздуха.
Проводят опыты «Как
почувствовать и увидеть воздух?»
Узнают и называют свойства
воздуха после демонстрации
опытов; описывают опыты,
демонстрирующие свойства
воздуха; знают свойства воздуха и
использование их в быту.
Рассматривают рисунок в рабочей
тетради и составляют рассказ,
используя опорные слова
Описывают свойства воздуха
(упругость, сжатие, теплый воздух
поднимается, холодный
опускается);
называют свойства воздуха с
опорой на иллюстрации или
демонстрируемый опыт; умеют
использовать свойства воздуха в
быту.
8
13
Температура
воздуха. Термометр
1
Формирование представления о
термометре и его устройстве,
формирование умения измерять
температуру воздуха, читать
показания термометра
14.
Движение воздуха в
природе. Ветер
1
Формирование представлений о
движении воздуха – ветре, силе
ветра и использовании ветра
человеком
15
Состав воздуха.
Кислород, его
значение и
применение
1
Формирование представлений о
составе воздуха, о значении
кислорода и его свойствах:
значение кислорода, свойства
кислорода
16
Состав воздуха.
Углекислый газ и
азот
1
Формирование представлений о
составе воздуха, о значении
углекислого газа и азота и их
свойствах
Узнают термометр на
иллюстрациях и фотографиях,
читают записанную температуру
воздуха;
понимают положительные (со
знаком плюс) и отрицательные (со
знаком минус) показания
температуры.
Рассматривают рисунки в рабочей
тетради, подписывают, какую
температуру показывают
термометры
Узнают ветра разной силы на
иллюстрациях и фотографиях;
называют ветра (ураган); имеют
представления об использовании
силы ветра человеком.
В рабочей тетради отвечают на
вопрос: что может ветер?
Вставляют недостающие слова
Называют свойства кислорода,
относят кислород к газам, входящим
в состав воздуха;
знают значение кислорода для
человека, животных и растений.
Заполняют схему «Состав воздуха»,
используя помощь учителя
Называют газы, входящие в состав
воздуха (углекислый газ, азот),
относят углекислый газа и азот к
газам, входящим в состав воздуха.
Рассматривают диаграмму «Состав
воздуха» и подписывают названия
Проводят опыт и отвечают на
вопрос: как определить движение
воздуха?
Узнают термометр в естественных
условиях, имеют представление о
назначении термометра; умеют
читать показание термометра;
умеют использовать показание
термометра в повседневной жизни
(одежда – температура воздуха).
Записывают в тетрадь с помощью
цифр и знаков показания
термометра
Рассказывают о движении воздуха
разной силы
(ветер, ураган, шторм), называют
причины появления ветер.
Выписывают из словаря в учебнике
определения слов «ветер», «ураган»
Называют газы, входящие в состав
воздуха; знают свойства кислорода
и наличие представлений об
использовании свойств кислорода в
быту, хозяйстве и
промышленности.
Заполняют схему «Состав воздуха»
Называют газы, входящие в состав
воздуха, знают свойства
углекислого газа, роль углекислого
газа в жизни растений и имеют
представления об использовании
9
газов,
текст
17
Значение и охрана
воздуха
1
Формирование представлений о
значении воздуха, его роли в жизни
растений, животных и человека.
Знакомство с мерами,
принимаемыми для охраны воздуха
18.
Значение воздуха
для жизни на Земле
и его охрана
1
Обобщение и систематизация
понятия о воздухе, его составе,
свойствах и значении для человека,
растений и животных
19
Полезные
ископаемые. Виды,
значение, способы
добычи
1
Формирование представления о
полезных ископаемых, их видах и
значении
20
Гранит, известняк
1
Формирование представления о
полезных ископаемых,
используя
предложенный свойств углекислого газа в быту,
хозяйстве и промышленности.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Свойства газов»
Имеют представления о значении Рассказывают о роли воздуха для
чистого
воздуха
и
мерах, жизни на Земле; устанавливают (с
принимаемых для его защиты.
помощью учителя) зависимость
Составляют рассказ по рисункам между чистотой воздуха и жизнью
«Как человек использует воздух»
растений, животных и человека;
соблюдают в быту меры по охране
воздуха, правила здорового образа
жизни.
Выполняют задание в рабочей
тетради: дописывают слова в
прочитанном тексте «Что мы
узнали о воздухе?»
Имеют представления о значении Рассказывают о составе воздуха,
чистого воздуха для жизни на Земле свойствах воздуха, роли воздуха
и мерах, принимаемых для его для жизни на Земле; устанавливают
защиты
(с помощью учителя) зависимость
между чистотой воздуха и жизнью
растений, животных и человека;
знают и соблюдают в быту меры по
охране воздуха, правила здорового
образа жизни
Имеют представление о назначении Называют полезные ископаемые;
полезных ископаемых.
выделяют признаки полезных
Заполняют
схему
«Полезные ископаемых; относят полезные
ископаемые» в рабочей тетради
ископаемые к разным группам
(твердые, жидкие, газообразные;
горючие, негорючие).
Заполняют
схему
«Полезные
ископаемые» в рабочей тетради.
Приводят примеры
Узнают полезные ископаемые на Узнают и называют представителей
рисунках,
фотографиях,
в полезных ископаемых,
10
используемых в строительстве –
граните, известняке
21
Песок, глина
1
Формирование представления о
полезных ископаемых,
используемых в строительстве –
песке, глине
22
Горючие полезные
ископаемые. Торф
1
Формирование представления о
горючих полезных ископаемых.
Формирование представления о
торфе
коллекциях (мел, мрамор, гранит);
называют изученные полезные
ископаемые; относят полезные
ископаемые к группе, используемых
в
строительстве;
имеют
представление о назначении данной
группы полезных ископаемы.
Выполняют задание в рабочей
тетради:
соединяют
стрелкой
название полезного ископаемого с
его характеристикой
Узнают полезные ископаемые на
рисунках,
фотографиях,
в
коллекциях (песок, глина);
называют изученные полезные
ископаемые;
относя
полезные
ископаемых к группе, используемых
в
строительстве;
имеют
представление о назначении данной
группы полезных ископаемых.
Рассматривают
рисунки
и
рассказывают, что производят из
песка и глины; дописывают
предложения
Узнают полезные ископаемые на
рисунках,
фотографиях,
в
коллекциях
(торф);
называют
изученные полезные ископаемые,
относят торф к группе полезных
ископаемых; имеют представление о
назначении торфа.
Составляют рассказ по плакату «Что
получают из торфа»
используемых в строительстве;
выделяют признаки полезных
ископаемых, используемых в
строительстве; называют полезные
ископаемые, известные из других
источников, объясняют свое
решение.
Показывают в коллекции полезные
ископаемые: гранит, известняк;
зачитывают их описание на
карточках
Узнают и называют представителей
полезных ископаемых,
используемых в строительстве;
выделяют признаки полезных
ископаемых, используемых в
строительстве; называют полезные
ископаемые, известные из других
источников;
объясняют свое решение.
Заполняют таблицу. Сравнивают
между собой песок и глину
Узнают и называют представителей
горючих полезных ископаемых;
выделяют признаки горючих
полезных ископаемых и торфа,
относят торф к различным группам
с учетом разных классификаций
(полезные ископаемые, горючие
полезные ископаемые, полезные
ископаемые, используемые в
качестве удобрений).
В рабочей тетради заполняют схему
«Горючие полезные ископаемые»
11
25
23
Каменный уголь.
1
Формирование представления о
горючих полезных ископаемых.
Формирование представления о
каменном угле
24
Добыча и
использование
каменного угля
1
Формирование представление о
каменном угле, способах добычи и
значении каменного угля
Нефть: внешний вид
и свойства
1
Формирование представления о
горючих полезных ископаемых.
Формирование представления о
нефти
Узнают полезные ископаемые на
рисунках,
фотографиях,
в
коллекциях
(каменный
уголь);
называют изученные полезные
ископаемые; относят каменный угль
к группе полезных ископаемых.
Узнают и называют горючие
полезные ископаемые – каменный
угль;
выделяют признаки каменного угля;
относят каменный угль к группе
полезных ископаемых и горючих
полезных ископаемых.
Используя
текст
учебника,
записывают свойства каменного
угля в рабочую тетрадь
Относят каменный уголь к группе
полезных
ископаемых;
имеют
представление
о
значении
каменного угля.
Подписывают на рисунках способы
добычи каменного угля
Называют изученные полезные
ископаемые (нефть); относят нефть
к группе полезных ископаемых.
Описывают
свойства
нефти:
заполняют пропуски в тексте,
используя слова для справок
Узнают и называют горючие
полезные ископаемые – каменный
уголь;
выделяют
признаки
каменного угля; относят каменный
угль к группе полезных ископаемых
и горючих полезных ископаемых.
Рассматривают образец каменного
угля. Записывают в рабочую тетрадь
свойства каменного угля. Заполняют
таблицу «Свойства каменного угля»
Относят каменный уголь к
различным группам; с учетом
разных классификаций (полезные
ископаемые, горючие полезные
ископаемые), знают способы
добычи каменного угля.
Вставляют в текст пропущенные
слова «Добыча каменного угля»
Узнают и называют горючие
полезные ископаемые; выделяют
признаки нефти; относят нефть к
группе полезных ископаемых и
горючих полезных ископаемых.
Рассматривают пробирку с нефтью
и описывают ее свойства, используя
слова для справок. Сравнивают
каменный уголь и нефть, называют
черты различия и сходства
12
26
Добыча и
использование
нефти
1
Формирование представления о
нефти, способах добычи и значении
нефти
Относят нефть к группе полезных
ископаемых; имеют представление о
значении нефти.
Подчеркивают правильный ответ: в
каком состоянии находится нефть
27
Природный газ.
Свойства, добыча,
использование.
Правила обращения
с газом в быту
1
Формирование представления о
горючих полезных ископаемых.
Формирование представление о
природном газе, способах добычи и
значении природного газа.
Формирование умения соблюдать
правила безопасного пользование
газом в быту
Называют изученные полезные
ископаемые
(природный
газ;
относят газ к группе полезных
ископаемых; имеют представление о
значении
природного
газа;
называют (с помощью учителя)
правила пользования газом в быту.
Подчеркивают на карточке названия
горючих полезных ископаемых
28
Черные металлы.
Сталь. Чугун
1
Знакомство с черными металлами.
Формирование представления о
стали, чугуне, способах получения и
использовании в промышленности и
в быту
Называют черные металлы (сталь,
чугун), имеют представление об
использовании черных металлов.
Рассматривают рисунки,
подчеркивают названия предметов,
изготовленных из металлов,
используя помощь учителя
29
Цветные металлы
1
Знакомство с цветными металлами.
Формирование представления об
алюминии и меди, способах
получения и использовании в
промышленности и в быту
Называют цветные металлы;
имеют представление об
использовании цветных металлов.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради, используя слова для
справок: приводят примеры
Относят нефть к различным
группам с учетом разных
классификаций (полезные
ископаемые, горючие полезные
ископаемые); рассказывают о
способах добычи нефти.
Выписывают из словаря в учебнике
определения новых слов
Узнают и называют горючее
полезное ископаемое – природный
газ; выделяют признаки природного
газа;
относят природный газ к
различным группам с учетом
разных классификаций (полезные
ископаемые, горючие полезные
ископаемые); знают способы
добычи газа.
Вставляют пропущенные слова
«Запомни правила обращения с
газом»
Узнают и называют черные
металлы – чугун и сталь;
знают способы получения черных
металлов; выделяют признаки
черных металлов, свойства стали и
чугуна.
Используя рисунки, записывают в
рабочую тетрадь названия
предметов, сделанных из металлов
Узнают и называют цветные
металлы – алюминий, медь;
знают способы получения цветных
металлов; выделяют признаки
цветных металлов; производят
классификацию цветных металлов
13
цветных металлов, разделив их на
группы
30
Благородные
(драгоценные)
металлы
1
Формирование представления о
благородных (драгоценных)
металлах. Формирование
представления о золоте, серебре,
платине, использовании в
промышленности и в быту
Называют благородные
(драгоценные) металлы; имеют
представление об использовании
благородных (драгоценных)
металлов.
Вставляют пропущенные буквы в
слова с названиями благородных
металлов, составляют предложения
с этими словами
31
Охрана полезных
ископаемых
1
Формирование представления о
значении полезных ископаемых,
знакомство с мерами,
принимаемыми для охраны
полезных ископаемых
32
Полезные
ископаемые
1
Обобщение и систематизация
знаний обучающихся о свойствах
полезных ископаемых.
Называют полезные ископаемые;
знают о необходимости охраны
полезных ископаемых.
Составляют рассказ по плану и с
опорой на предложения,
предложенные учителем об охране
полезных ископаемых
Имеют представления о полезных
ископаемых, их значении для
людей.
Составляют
устный
рассказ
ободном из полезных ископаемых
по плану и опорным предложениям
(относят алюминий, медь к
металлам и цветным металлам).
Заполняют таблицу в рабочей
тетради: приводят примеры
цветных металлов, разделив их на
группы
Узнают и называют благородные
(драгоценные) металлы – золото,
серебро, платину; выделяют
признаки цветных металлов;
производят классификацию
драгоценных металлов (относят
золото, серебро, платину к
металлам и драгоценным
металлам).
Выполняют задание в рабочей
тетради: соединяют стрелками
правильные ответы, где применяют
драгоценные металлы
Узнают и называют полезные
ископаемые; знают способы охраны
полезных ископаемых.
Вставляют в текст карточки
пропущенные слова, используя
слова для справок
Узнают и называют полезные
ископаемые. Проводят
классификацию полезных
ископаемых.
Относят полезные ископаемые к
различным группам, объясняют
свой выбор;
знают свойства полезных
ископаемых, знают меры по их
охране.
14
33
Вода в природе.
Роль воды в
питании живых
организмов
1
Формирование представлений о
воде в природе и о значении воды
для растений и животных
Рассказывают о воде в природе; о
значении воды для растений,
животных, человека.
Выполняют задание:
рассматривают рисунки и
подписывают, кому для жизни
нужна вода
34
Свойства воды
1
Формирование представлений о
свойствах воды.
Называют свойства воды
(совместно с учителем) после
демонстрации опытов.
Заполняют схему «Основные
свойства воды», используя слова
для справок; подписывают рисунки,
записывают выводы в тетрадь по
проведенным опытам
35
Растворимые и
нерастворимые
вещества. Питьевая
вода
1
Формирование представлений о
свойствах воды, растворимых и
нерастворимых веществах
Рассказывают о свойствах
питьевой воды и растворах,
называют растворы.
Описывают опыты, подписывают
рисунки с растворимыми и
нерастворимыми в воде веществами
Составляют устный рассказ об
одном из полезных ископаемых по
плану, используя статью учебника
Узнают на рисунках и фотографиях
и называют воду в разных формах
существования в природе.
Подписывают рисунки, используя
слова для справок: где встречается
вода в природе; вставляют
пропущенные слова в текст
карточки
Узнают и называют свойства воды
после демонстрации опытов;
описывают опыты,
демонстрирующие свойства воды;
записывают выводы по
проведенным опытам. знают
свойства воды и использование
этих свойств в быту.
Заполняют схему «Основные
свойства воды»
Называют растворимые и
нерастворимые вещества; узнают
растворы в естественных условиях
и на иллюстрациях и называют их;
имеют представления о назначении
растворов; выделяют существенные
признаки питьевой воды,
используют полученные знания при
выполнении практических работ
(создание растворов – сладкий
водный раствор, соленый водный
раствор).
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Растворимые и
нерастворимые в воде вещества»
15
36
Прозрачная и
мутная вода.
Очистка мутной
воды
1
Формирование представлений о
свойствах воды, чистой воде и
очистке воды
Узнают чистую и мутную воду в
натуральном виде и на рисунках.
Называют признаки мутной и
чистой воды.
Выполняют задание: выбирают
правильный ответ на вопрос и
подчеркивают его
37
Три состояния воды.
Температура и ее
измерение
1
Формирование представлений о
различных агрегатных состояниях
воды: твердое, газообразное,
жидкое. Переход воды из одного
состояния в другое
Узнают воду в твердом, жидком и
газообразном состоянии в
натуральном виде и на рисунках.
Заполняют схему, используя текст
учебника «Состояние воды в
природе».
Проводят опыты под руководством
учителя по изучению свойств трех
состояний воды, измеряют ее
температуру с помощью
термометра
38
Расширение при
нагревании и сжатие
при охлаждении,
расширение при
замерзании
1
Формирование представлений об
изменении состояния воды под
воздействием температуры
Узнают и называют состояния воды
при нагревании и охлаждении.
Подписывают рисунки,
подчеркивают правильный ответ на
вопрос: что происходит с водой при
нагревании, охлаждении,
замерзании
Выделяют признаки чистой и
мутной воды; относят воду к
разным группам; используют
полученные знания при
выполнении практических работ
(очистка воды отстаиванием,
фильтрованием).
Записывают предложения в
правильном порядке по проведению
опыта по очистке мутной воды
Выделяют признаки воды в разных
агрегатных состояниях;
устанавливают зависимости между
температурой и состоянием воды;
умеют использовать полученные
знания при выполнении
практических работ совместно с
учителем (измерение температуры
воды).
Проводят опыты по изучению
свойств твердой, жидкой и
газообразной воды; измеряют
температуру воды термометром;
записывают выводы в рабочую
тетрадь
Узнают и называют состояния воды
в естественных условиях и на
картинах; выделяют существенные
признаки воды при замерзании и
нагревании; умеют использовать
полученные знания в быту.
Записывают выводы в рамку в
рабочую тетрадь: что происходит с
водой при нагревании, охлаждении
и замерзании
16
39
Свойства воды.
Лабораторная
работа
1
Формирование умения применять
знания о свойствах воды на
практике, выполнять практические
действия под контролем учителя
Выполняют лабораторные работы
совместно с учителем;
называют свойства воды после
проведения опыта
40
Работа воды в
природе
1
Формирование представлений о
работе воды в природе и
изменениях, которые происходят
под влиянием воды
Узнают и называют последствия
работы воды – оврагов, пещер,
наводнений;
подписывают слова на рисунках
41
Значение воды в
природе.
Использование воды
в быту,
промышленности и
сельском хозяйстве
1
Формирование представлений о
значении воды для человека,
знакомство с мерами,
принимаемыми для охраны воды
Знают значения воды для жизни
человека; называют (совместно с
учителем) правила охраны воды в
быту (выключать воду, плотно
закрывать кран).
Составляют рассказ по картинкам
«Как используют воду в сельском
хозяйстве»
42
Вода в природе
1
Изучение значения воды в природе.
Формирование представлений о
круговороте воды в природе
Называют разные состояния воды;
узнают их на иллюстрациях: дождь,
пар, облака, тучи.
Рассматривают схему круговорота,
вставляют в текст пропущенные
слова
43
Воды суши: ручьи,
реки
1
Формирование представлений о
водах суши: ручьях и реках.
Правила поведения у водоёмов
Составляют рассказ о реках и
ручьях. Называю отличия ручья от
реки с помощью учителя.
Называют правила поведения у
водоемов.
Выполняют лабораторные работы
под контролем учителя;
прогнозируют результаты опытов,
описывают результаты опытов;
делают выводы о свойствах воды
Устанавливают взаимозависимости
между явлениями природы (работа
воды и форма поверхности);
называют по рисункам и
подписывают овраги, пещеры,
ущелья
Рассказывают о мерах,
принимаемых для охраны воды;
применяют знания об охране воды
на практике.
Вставляют пропущенные слова в
текст карточки. Приводят свои
примеры, используя словапомощники. Пересказывают
написанный текст
Составляют рассказ по картинкам о
состоянии воды на разных этапах ее
круговорота; устанавливают
причинно-следственные
зависимости.
По схеме называют изменения в
природе во время круговорота;
вставляют в текст пропущенные
слова
Рассказывают об образовании рек
и ручьёв. Составляют рассказ о
реках и ручьях. Называю отличия
ручья от реки. Называют правила
поведения у водоемов.
17
Подчеркивают правильный ответ в
тексте; почему нельзя пить воду из
водоемов
Выполняют задание в рабочей
тетради: подчеркивают правильный
ответ в тексте «Воды суши»
Рассказывают о внешнем виде озер,
болот, прудов, водохранилищ и
образовании изученных водоемов, о
значении изученных водоемов;
умеют устанавливать простейшие
причинно-следственные
зависимости.
Рассматривают рисунок, соединяют
стрелками изображения животных,
обитающих на болоте, с водоемом;
обосновывают свой вывод.
Сравнивают водоемы, называют
отличительные их признаки. На
основании сравнения заполняют
таблицу
Рассказывают о внешнем виде
морей и океанов, их основных
признаках, о значении изученных
водоемов.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Использование воды
человеком»; составляют рассказ по
схеме «Значение моря для
человека»
Составляют рассказ о мерах,
принимаемых для охраны
водоемов; применяют знания об
охране воды на практике.
Составляют памятку «Правила
поведения у водоемов»; рисуют в
44
Озера, болота,
пруды
1
Формирование представлений о
водах суши: озера, болота, пруды
Узнают озера, болота, пруды на
иллюстрациях и фотографиях;
называют изученные объекты;
рассказывают об использовании
изученных водоемов.
Рассматривают рисунок, соединяют
стрелками изображения животных,
обитающих на болоте, с водоемом.
Записывают в тетрадь названия
рыб, которые водятся в водоемах
45
Моря и океаны
1
Формирование представлений о
морях и океанах и их
использовании
Узнают моря и океаны на
иллюстрациях и фотографиях;
называют изученные объекты;
рассказывают об использовании
изученных водоемов.
Рассматривают рисунки в рабочей
тетради, подписывают названия
морей и океанов
46
Охрана воды
1
Формирование представлений об
охране воды и мерах, принимаемых
по охране водоемов
Рассказывают об использовании
воды; составляют предложения,
используя опорные слова;
раскрашивают опорные сигналы
для плаката по охране воды
18
47
Равнины, холмы,
овраги
1
Формирование представлений о
формах поверхности Земли,
внешнем виде равнин, холмов,
оврагов и их использовании
человеком
Узнают
и
называют
формы
поверхности (равнины, холмы,
овраги)
на
иллюстрациях
и
фотографиях.
Заполняют схему в рабочей тетради
«Поверхности суши», используя
помощь учителя
48
Горы
1
Формирование представлений о
формах поверхности Земли. Горы:
внешний вид, природа, жизнь и
занятия людей в горах
Узнают и называют горы на
иллюстрациях и фотографиях.
Называют занятия людей, живущих
в горах.
Подписывают и раскрашивают
рисунки, как люди используют
горы
49
Почва – верхний
слой земли. Состав
почвы
1
Формирование представлений о
почве, ее образовании. Знакомство с
составом почвы: перегной, песок,
глина, вода, воздух, минеральные
соли.
Закрепление знания о роли почвы в
жизни растений
Рассказывают о назначении почвы.
Называют состав почвы, опираясь
на схемы и
иллюстрации.
Рассказывают о роли почвы в жизни
растений.
Отгадывают загадки о животных,
которые
обитают
в
почве;
подписывают их на рисунках
50
Разнообразие почв
1
Формирование представлений о
видах почвы: черноземные,
глинистые, песчаные.
Знакомство с особенностями почв.
Называют виды почв (не менее 2).
Называют свойства одного вида
почв.
Узнают по описанию и
подписывают на рисунках виды
почв
тетради опорные сигналы для
плаката по охране водоемов
Выделяют существенные признаки
изученных форм поверхности суши;
называют холмы и овраги,
известные из личного опыта.
Заполняют схему в рабочей тетради
«Поверхности суши», соединяют
стрелками слова и предложения с
описанием оврага
Выделяют существенные признаки
гор. Рассказывают о занятиях
людей в горах. Устанавливают
простейшие зависимости между
формой поверхности суши и
занятиями населения. Называют
горы, известные из личного опыта.
Сравнивают горы и холмы,
называю отличительные признаки;
заполняют схему их строения
Узнают и называют почвы в
натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах. Называют вещества,
входящие в состав почвы и их
значение.
Заполняют схему в рабочей тетради
«Состав почвы»
Называют виды почв и их основные
признаки; выделяют существенные
признаки разных видов почв;
устанавливают связи между
разными видами почв и
растительностью; умеют применять
эти знания на практике.
19
51
Основное свойство
почвы –
плодородие.
Обработка почвы
1
Формирование представлений о
плодородии почвы, способах
обработки почвы и ее значении
Рассказывают об основном свойстве
почвы, о значении обработки почвы
для получения урожая.
Подчеркивают в тексте рабочей
тетради название основных частей
почвы, которые необходимы для
жизни растений
52
Охрана почвы
1
Закрепление представлений о
значении почвы.
Охрана почв, меры, принимаемые
для охраны почв
Рассказывают о необходимости
охраны почв и некоторых мерах,
которые принимаются для защиты
почвы.
Рассматривают рисунки в рабочей
тетради. Обводят те, на которых
показано, как человек заботиться о
почве
53
Место России на
земном шаре.
Знакомство с картой
1
54
Моря и океаны,
омывающие берега
России
1
Выполняют задание: соединяют
стрелкой название почвы с ее
характеристикой
Называют способы обработки
почвы в зависимости от сезона;
имеют представления о
взаимосвязи обработки почвы с ее
плодородием; умеют применять
знания о сезонной обработке почвы
на практике.
Делают вывод: почему черноземная
почва самая плодородная
Называют вредные воздействия на
почву: костры, пожары, вырубка
лесов, бытовой мусор, химикаты,
вода, ветер; называют меры,
принимаемые для охраны почв.
Обводят рисунки, на которых
показано, как человек заботиться о
почве, обосновывают свой выбор
Есть на Земле страна Россия- 14 часов
Формирование представлений о
Называют название своей страны.
России, размере территории,
Рассказывают,
какие
формы
климате, рельефе
поверхности есть в России.
Рисуют Государственный флаг
России в тетради. Подчеркивают в
стихотворении
название
государства, в котором живут,
записывают его в клеточки
Знакомство с морями и океанами,
омывающими берега России
Называют особенности климата и
рельефа России;
узнают на карте России реки и сушу
(по цвету); устанавливают
причинно-следственные
зависимости между территорией,
солнечной освещенностью и
климатом.
Записывают в тетради свой адрес
Рассказывают, что территорию Называют моря, омывающие берега
России омывают теплые и холодные России: Черное море, Азовское
моря; называют основные признаки море, Балтийское море; называют
их основные признаки.
20
55
Горы и равнины на
территории нашей
страны
1
Формирование представления о
формах поверхности России:
равнины, горы
56
Реки и озера России
1
Знакомство с реками и озёрами
России. Знакомство с крупнейшими
реками России
57
Москва – столица
России
1
Формирование представления о
столице России – Москве:
достопримечательности, стадионы,
транспорт
58
Санкт-Петербург
1
Формирование представления о
городе Санкт-Петербург:
достопримечательности, реки,
разводные мосты
59
Ярославль.
Владимир. Ростов.
Города «Золотого
кольца»
1
Знакомство с городами «Золотого
кольца»: Ярославль, Владимир,
Ростов: достопримечательности,
народные промыслы
этих морей (лед, снег, холодно,
тепло, солнце, пляж).
Вставляют в текст пропущенные
слова с названием океанов
Узнают на иллюстрациях различные
формы поверхности – горы,
равнины; рассказывают, что на
территории России
находятся горы и равнины.
Подчеркивают
слова,
которые
обозначают
формы
земной
поверхности на карточке
Выполняют задание в рабочей
тетради: соединяют стрелками
название моря с его
характеристикой
Называют горы и равнины России:
Восточно-Европейская равнина,
Западно-Сибирская равнина,
Кавказские горы, Уральские горы.
Рассказывают об их основных
признаках.
Вставляют в текст карточки
названия равнин и гор России,
используя слова для справок
Узнают на иллюстрациях реки;
Называют реки и озера России: 3–4
рассказывают, что на территории названия, называют их основные
России находятся реки и озера; признаки.
называют 1–2 реки России.
Заполняют таблицу в рабочей
Подбирают обобщающие слова к тетради «Реки и озера России»
перечисленным названиям рек и
озер
Называют достопримечательности Называют достопримечательности
Москвы с опорой на иллюстрации.
Москвы. Называют основные виды
Называют
столицу
России. транспорта Москвы.
Подписывают на рисунках герб Находят на картинках и
России и герб Москвы
подписывают
достопримечательности Москвы
Узнают
и
называют Узнают и называют Санктдостопримечательности
Санкт- Петербург на картинках и
Петербурга: разводные мосты, иллюстрациях, рассказывают об
Дворцовая
площадь
–
на его основных
иллюстрациях и фотографиях
достопримечательностях
Называют города Золотого кольца: Называют города «Золотого
Ярославль,
Владимир,
Ростов. кольца»: Ярославль, Владимир,
Рассказывают
о Ростов. Называют основные
достопримечательностях
городов достопримечательности:
набережная в Ярославле, театр;
21
«Золотого кольца» с помощью
учителя.
Выполняют задание: соединяют
линиями, с именем каких великих
людей связаны названия городов
60
Нижний Новгород,
Казань, Волгоград
1
Формирование представления о
городах Нижний Новгород, Казань,
Волгоград: достопримечательности,
промышленность
61
Новосибирск,
Владивосток
1
Формирование представления о
городах Новосибирск, Владивосток:
достопримечательности,
промышленность, порт
62
Население и народы
России
1
Формирование представления о
населении России и России как
многонациональном государстве
собор и Золотые ворота во
Владимире; Ростовский кремль.
Вписывают в таблицу названия
некоторых достопримечательностей
городов Золотого кольца
Называют
города
Нижний
Новгород, Казань, Волгоград
Рассказывают о
достопримечательностях с
помощью учителя, опираясь на
иллюстрации.
Находят на карте названия городов
и выписывают их в тетрадь
Узнают и называют города Нижний
Новгород, Казань, Волгоград;
называют основные
достопримечательности городов
(Нижегородский кремль, Казанский
кремль, мечеть, Мамаев курган);
называют города, известные из
других источников.
Заполняют таблицу: по описанию
определяют название городов
Называют города Новосибирск, Узнают и называют города
Владивосток.
Рассказывают о Новосибирск, Владивосток;
достопримечательностях городов; называют основные
показывают их на карте
достопримечательности городов;
называют города, известные из
других источников.
Составляют рассказ о городе
Владивостоке, используя слова для
справок
Называют
отдельных
представителей народов России.
Называют места, где проживает
население России. Узнают на
иллюстрациях и называют
городское и сельское население.
Заполняют схему «Население
нашей страны», используя помощь
учителя
Называют представителей народов
России. Рассказывают о традициях,
обычаях населения России;
занятиях городского и сельского
населения.
Заполняют схему «Население
нашей страны»; определяют, какие
рисунки подходят к
стихотворениям
22
63
Ваш город.
Важнейшие
географические
объекты региона
1
Формирование представления о
своей местности на основе
уточнения и обобщения имеющихся
знаний: поверхность, водоёмы,
растительный и животный мир
64
Ваш город.
Важнейшие
географические
объекты региона
1
Формирование представления о
своей местности на основе
уточнения и обобщения имеющихся
знаний: промышленность и
сельское хозяйство,
достопримечательности.
65
Экскурсия
1
Расширение и закрепление знаний о
родном городе; о
важнейших географических
объектах региона
Называют и посещают
достопримечательные места города;
Называют важнейшие
географические объекты региона
66
Экскурсия
1
Расширение и закрепление знаний о
родном городе; о
важнейших географических
объектах региона
Называют и посещают
достопримечательные места города;
Называют важнейшие
географические объекты региона
67
Обобщающий урок
по разделу «Есть на
Земле страна
Россия»
1
Называют основные
географические объекты и
особенности своей местности:
поверхность, водоёмы с опорой на
учебник. Называют представителей
растительного и животного мира
своего региона
Показывают на иллюстрациях
достопримечательности своего
города с помощью учителя.
Называют промышленные
предприятия своего региона
Повторение – 2 часа
Закрепление знаний о России:
Называют отдельные города
формах рельефа, водоемах, городах, России, отдельных представителей
населении
народов России
Показывают на карте основные
географические объекты и
особенности своей местности:
поверхность, водоёмы.
Рассказывают о представителях
растительного и животного мира
своего региона
Рассказывают о
достопримечательностях своего
города. Называют промышленные
предприятия и направления
сельского хозяйства своего
региона,
Рассказывают о населении своей
местности, их традициях и обычаях
Рассказывают в ходе экскурсии о
достопримечательностях города
совместно с учителем;
Рассказывают и изучают
важнейшие географические
объекты региона
Рассказывают в ходе экскурсии о
достопримечательностях города
совместно с учителем;
Рассказывают и изучают
важнейшие географические
объекты региона
Называют особенности климата и
рельефа России, называют моря,
омывающие берега России: Черное
море, Азовское море, Балтийское
море; называют отдельные реки,
озера, горы, равнины России;
называют отдельные города России
и их достопримечательности
23
68
Неживая природа.
Обобщающий урок
1
Обобщение и закрепление
представлений о предметах и
явлениях неживой природы
Узнают и называют изученные
предметы неживой природы на
иллюстрациях, фотографиях;
относят к определенным группам
(вода, воздух, полезные
ископаемые, почва); называют
предметы, относящиеся к почве,
полезным ископаемым, свойствам
воды или воздуха;
называют элементарные правила
безопасного поведения в природе;
рассказывают о значении неживой
природы в жизни человека
Узнают и называют изученные
предметы неживой природы на
картинах, схемах и в натуральном
виде; относят предметы неживой
природы к разным группам (вода,
воздух, полезные ископаемые,
почва); выделяют существенные
признаки каждой группы;
рассказывают о взаимосвязях
между неживой и живой природой;
соблюдают правила безопасного
поведения в природе
24
25