Делявская
Наталья
Анатольевн
а
Подписано цифровой подписью: Делявская
Наталья Анатольевна
DN: c=RU, st=Республика Хакасия, l=село
Целинное, title=Директор,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕЛИННАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №
15,
1.2.643.100.3=120B3036353538303334333732,
1.2.643.3.131.1.1=120C313931313030353736313
238, email=it@shiranet.ru, givenName=Наталья
Анатольевна, sn=Делявская, cn=Делявская
Наталья Анатольевна
Дата: 2024.09.26 22:01:20 +07'00'
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО
(вариант 1), утверждена приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 , адаптированной основной
общеобразовательной программы МБОУ Целинная ОШИ № 15.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Математика» относится к предметной области «Математика» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели
и составляет 99 часов в год (3 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета
«Математика».
Цель обучения – подготовка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к жизни в современном
обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.
Задачи обучения:
формирование доступных обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических
знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных
задач; развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия,
самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца,
осуществлять контроль и самоконтроль.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 1 классе определяет следующие задачи:
формирование умения выделять свойства предметов, такие как цвет, форма, размер и сравнивать их по свойствам
предметов;
формирование умения определять положения предметов относительно себя, друг друга, показывать на себе положение
частей тела, определять положение предметов на плоскости и в пространстве;
формирование умения образовывать числа первого десятка, писать цифры, обозначающие числа первого десятка, их
сравнение, выполнять арифметические действия (сложение и вычитание) с ними;
формирование умения решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка;
формирование первоначальных представлений о геометрических фигурах.
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение математике в 1 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью,
готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в
различных ситуациях.
Программа обучения в 1 классе предусматривает значительный подготовительный (пропедевтический) период. Задача
подготовительного периода — выявление количественных, пространственных, временных представлений обучающихся, представлений
о размерах, форме предметов, установление потенциальных возможностей детей в усвоении математических знаний и подготовка их к
усвоению систематического курса математики и элементов наглядной геометрии, формирование общеучебных умений и навыков.
В пропедевтический период уточняются и формируются у обучающихся понятия о размерах предметов, пространственные
представления, количественные представления, временные понятия и представления.
После пропедевтического периода излагается содержание разделов математики: знакомство с числами первого десятка, цифрами
для записи этих чисел, действиями сложения и вычитания; одновременно обучающиеся знакомятся с единицами измерения стоимости
— копейкой, рублем, монетами достоинством в 50 копеек, 1 руб., 2 руб., 5 р., 10 р., обучение решению арифметических задач.
Выбор методов обучения обусловливается рядом факторов: содержанием изучаемого материала, возрастом и уровнем развития
обучающихся, а также уровнем готовности их к овладению учебным материалом. На выбор методов обучения оказывает влияние
коррекционная направленность обучения, а также решение задач социальной адаптации.
На уроках математики широкое применение находят дидактические игры. Известно, что если ребенок заинтересован работой,
положительно эмоционально настроен, то эффективность занятий заметно возрастает. Выработка любых умений и навыков у умственно
отсталых школьников требует не только больших усилий, длительного времени, но и однотипных упражнений. Дидактические игры
позволяют однообразный материал сделать интересным для обучающихся, придать ему занимательную форму. Положительные эмоции,
возникающие во время игры, активизируют деятельность ребенка, развивают его произвольное внимание, память.
На всех этапах процесса обучения математике необходимо широко использовать предметно-практическую деятельность
обучающихся. При этом учитывается накопление не только математических знаний, но и навыков учебной деятельности.
Содержание разделов
№
Название раздела, темы
Количество Контрольные
п/п
часов
работы
1. Подготовка к изучению математики
22
2. Первый десяток
74
3. Итоговое повторение
3
99
Итого:
III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
принятие и частичное освоение социальной роли обучающегося;
позитивное отношение к изучению математики, желание выполнить учебное задание хорошо (правильно);
начальные навыки применения математических знаний в самообслуживании и доступных видах хозяйственно-бытового труда.
Предметные:
Минимальный уровень:
различать 2 предмета по цвету, величине, размеру, массе;
сравнивать предметы по одному признаку;
определять положение предметов на плоскости;
определять положение предметов в пространстве относительно себя;
образовывать, читать и записывать числа первого десятка;
считать в прямом и обратном порядке по единице в пределах 10;
сравнивать группы предметов;
решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10 с помощью счётного и дидактического материала;
пользоваться таблицей состава чисел (из двух чисел), таблицей сложения и вычитания в пределах 10;
решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка, записывать решение в виде арифметического
примера (с помощью учителя);
строить прямую линию с помощью линейки, проводить кривую линию;
обводить геометрические фигуры по трафарету;
иметь представления о временах года, о частях суток, порядке их следования; о смене дней: вчера, сегодня, завтра; о днях
недели (7 дней).
Достаточный уровень:
сравнивать по цвету, величине, размеру, массе, форме 2—4 предмета; по одному и нескольким признакам;
показывать на себе положение частей тела, называть положение предметов относительно себя, друг друга, называть
положение предметов на плоскости и в пространстве;
образовывать, читать и записывать числа 0, 1-10;
считать в прямом и обратном порядке в пределах 10
оперировать количественными и порядковыми числительными в пределах первого десятка;
заменять 10 единиц 1 десятком (1 дес. = 10 ед.);
сравнивать числа и предметные совокупности, добавлять недостающие, убирать лишние предметы;
решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10;
пользоваться переместительным свойством сложения;
пользоваться таблицей состава чисел первого десятка из двух слагаемых;
пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10;
решать простые текстовые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка, записывать решение в виде
арифметического примера;
отображать точку на листе бумаги, на классной доске;
строить прямую линию с помощью линейки, проводить кривую линию;
проводить прямую линию через одну и две точки;
обводить геометрические фигуры по контуру, шаблону и трафарету;
иметь представления о временах года, о частях суток, порядке их следования; о смене дней: вчера, сегодня, завтра; о днях
недели (7 дней).
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными
(жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе не проводится. Результат продвижения первоклассников в
развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков,
речи.
Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием качественной оценки: «верно», «частично верно», «неверно»
Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые обучающимися:
«верно» - задание выполнено на 70 – 100 %;
«частично верно» - задание выполнено на 30 -70%;
«неверно» - задание выполнено менее чем на 30 %.
№
Тема предмета
Кол-во
часов
IV.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дифференциация видов деятельности обучающихся
Программное содержание
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Подготовка к изучению математики – 22 часа
1
Цвет
Классификация
предметов по цвету
Назначение
предметов
1
2
Выделение
предметов,
обладающих
формой круга
1
Знакомство с учебником, рабочей
тетрадью
Различение предметов по цвету на
основе предметно-практической
деятельности и показа изображений в
учебнике
Выделение предметов в совокупности
по цвету
Сравнение предметов по цвету
Распознавание среди моделей
геометрических фигур круга,
называние
Определение формы предметов путём
соотнесения с кругом (похожа на круг,
круглая; не похожа на круг)
Различение предметов, имеющих
форму круга
Сравнение предметов по форме
Различают (понимают в
речи учителя) слова,
определяющие цвет
предметов.
Различают 2 предмета по
цвету.
Сравнивают предметы по
цвету 2 предмета
Различают и используют в
собственной речи слова,
определяющие цвет
предметов
Различают предметы по
цвету
Сравнивают предметы по
цвету 2 - 4 предмета
Распознают, называют
круг как геометрическую
фигуру
Различают 2 предмета по
форме (круг)
Сравнивают предметы по
форме, 2 предмета
Сравнивают предметы по
одному из признаков
(цвет, форма)
Обводят круг по шаблону
и трафарету
Распознают, называют круг
как геометрическую фигуру
Выделяют в окружающей
обстановке предметы,
имеющие форму круга
Сравнивают предметы по
форме (2 - 4 предмета)
Сравнивают предметы по
одному и нескольким
признакам (цвет, форма)
Обводят круг по контуру,
шаблону и трафарету
3
4
Большой –
маленький
Различение
предметов по
размерам
Сравнение
предметов по
размерам
2
Выделение предметов в совокупности
по размеру
Сравнение предметов по размеру на
основе предметно-практической
деятельности и показа изображений в
учебнике
Различение слов, определяющих
величину предметов: большой,
маленький, равные (одинаковые) по
величине
5
Выделение
направлений:
слева, справа, в
середине, между
1
Различение расположения объектов в
пространстве и на плоскости
Выполнение практических
упражнений на различение
направлений: правый, левый, справа,
слева, в середине, между
6
Выделение
предметов,
имеющих форму
квадрата
1
Распознавание среди моделей
геометрических фигур квадрата,
называние формы
Определение формы предметов путем
соотнесения с квадратом (похожа на
квадрат, квадратная; не похожа на
квадрат)
Выделение предметов в совокупности
по форме
Дифференциация круга и квадрата
Сравнение предметов по форме на
основе предметно-практической
деятельности и показа изображений в
учебнике
Различают (понимают в
речи учителя) слова,
определяющие величину
предметов
Различают 2 предмета по
размеру (большой,
маленький, равные)
Сравнивают предметы по
размеру, 2 предмета
Сравнивают предметы по
одному из признаков
(цвет, форма, размер)
Определяют положение
предметов на плоскости
Различают направления:
правый, левый; справа,
слева, в середине, между
Определяют положение
предметов в пространстве
относительно себя
Распознают, называют
квадрат как
геометрическую фигуру.
Различают 2 предмета по
форме (квадрат)
Сравнивают предметы по
форме, 2 предмета
Сравнивают предметы по
одному из признаков
(цвет, форма, размер)
Обводят геометрические
фигуры (квадрат) по
шаблону и трафарету
Различают и используют в
собственной речи слова,
определяющие величину
предметов
Различают предметы по
размеру
Сравнивают предметы по
размеру (2 - 4 предмета)
Сравнивают предметы по
одному и нескольким
признакам (цвет, форма,
размер)
Определяют и называют
положение предметов на
плоскости и в пространстве
Различают направления:
правый, левый, справа, слева,
в середине, между
Определяют и называют
положение предметов в
пространстве относительно
себя, друг друга
Распознают, называют
квадрат как геометрическую
фигуру
Различают предметы по
форме (квадрат)
Сравнивают предметы по
форме (2 - 4 предмета)
Сравнивают предметы по
одному и нескольким
признакам (цвет, форма)
Обводят геометрические
фигуры (квадрат) по
контуру, шаблону и
трафарету
7
Пространственные
представления
Выделение
положений: вверху,
внизу, верхний,
нижний, на, над,
под
1
8
Длинный –
короткий
Сравнение
предметов по длине
Определение
пространственного
положения: внутри,
снаружи, в, около,
рядом
1
Различение расположения объектов в
пространстве и на плоскости
Определение положения «вверху»,
«внизу» применительно к предметам в
пространстве относительно себя; по
отношению друг к другу; на плоскости
Определение положения «выше»,
«ниже», «верхний», «нижний»
применительно к положению
предметов в пространстве по
отношению друг к другу; на плоскости
Определение пространственных
отношений предметов между собой на
основе использования в речи
предлогов «на», «над», «под»
Перемещение предметов в указанное
положение
Сравнение двух предметов по размеру:
длинный – короткий, длиннее – короче
Сравнение трех-четырех предметов по
длине (длиннее, самый длинный,
короче, самый короткий)
Выявление одинаковых, равных по
длине предметов в результате
сравнения двух предметов, трехчетырех предметов
Определение положения «внутри»,
«снаружи» применительно к
положению предметов в пространстве
по отношению друг к другу; на
плоскости
Определение пространственных
отношений предметов между собой на
основе использования в речи
предлогов и наречий «в», «рядом»,
«около»
Определяют положение
предметов на плоскости, в
пространстве
относительно себя
Различают положения:
вверху, внизу, верхний,
нижний, на, над, под
Определяют и называют
положение предметов на
плоскости и в пространстве,
относительно себя, друг
друга
Различают положения:
вверху, внизу, верхний,
нижний, на, над, под
Понимают в речи слова
длинный, короткий,
длиннее, короче
Различают 2 предмета по
длине
Сравнивают предметы по
длине, 2 предмета
Сравнивают предметы по
одному из признаков
(цвет, форма, размер,
длина)
Определяют положение
предметов на плоскости.
Различают положения
внутри, снаружи, в, около,
рядом
Понимают и используют в
речи: длинный, короткий,
длиннее, короче
Различают предметы по
длине
Сравнивают предметы по
длине 2 - 4 предмета
Сравнивают предметы по
одному и нескольким
признакам (цвет, форма,
размер, длина)
Определяют и называют
положение предметов на
плоскости и в пространстве
Различают используют в
речи слова, называющие
положения: внутри, снаружи,
в, около, рядом
9
Выделение
предметов,
имеющих форму
треугольника
1
10
Широкий – узкий
Сравнение
предметов по
ширине
1
11
Положения: далеко
– близко, дальше –
ближе, к, от
Сравнение
предметов по
удалённости
1
Перемещение предметов в указанное
положение
Знакомство с геометрической фигурой
треугольник: распознавание,
называние
Определение формы предметов путем
соотнесения с треугольником (похожа
на треугольник, треугольная; не
похожа на треугольник)
Дифференциация круга, квадрата,
треугольника
Выделение в целостном объекте
(предмете, изображении предмета) его
частей, определение формы этих
частей
Составление целостного объекта из
отдельных частей (в виде композиции
из геометрических фигур)
Сравнение двух предметов по размеру:
широкий – узкий, шире – уже
Сравнение трех-четырех предметов по
ширине (шире, самый широкий, уже,
самый узкий)
Выявление одинаковых, равных по
ширине предметов в результате
сравнения двух предметов, трехчетырех предметов
Определение положения «далеко»,
«близко», «дальше», «ближе»
применительно к положению
предметов в пространстве
относительно себя, по отношению
друг к другу
Определение пространственных
отношений предметов между собой на
Распознают, называют
треугольник как
геометрическую фигуру
Сравнивают предметы по
форме, 2 предмета
Сравнивают предметы по
одному из признаков
(цвет, форма, размер)
Обводят геометрические
фигуры (треугольник)
шаблону и трафарету
Распознают, называют
треугольник как
геометрическую фигуру
Сравнивают предметы по
форме, 2 - 4 предмета
Сравнивают предметы по
одному и нескольким
признакам (цвет, форма)
Обводят геометрические
фигуры (треугольник) по
контуру, шаблону и
трафарету
Различают 2 предмета по
ширине
Сравнивают предметы по
ширине, 2 предмета
Сравнивают предметы по
одному из признаков
(цвет, форма, размер,
длина, ширина)
Различают предметы по
ширине
Сравнивают предметы по
ширине 2 - 4 предмета
Сравнивают предметы по
одному и нескольким
признакам (цвет, форма,
размер, длина, ширина)
Различают положения:
далеко – близко, дальше –
ближе, к, от
Определяют положение
предметов в пространстве
относительно себя
Определяют и называют
положение предметов на
плоскости и в пространстве
Различают и используют в
речи слова, называющие
положения: далеко – близко,
дальше – ближе, к, от
12
Выделение
предметов,
имеющих форму
прямоугольника
1
13
Высокий – низкий
Различение,
сравнение
предметов по
высоте
1
14
Глубокий – мелкий.
1
основе использования в речи
предлогов «к», «от»
Перемещение предметов в указанное
положение
Знакомство с геометрической фигурой
прямоугольник: распознавание,
называние
Определение формы предметов путем
соотнесения с прямоугольником
(похожа на прямоугольник,
прямоугольная; не похожа на
прямоугольник)
Дифференциация круга, квадрата,
треугольника, прямоугольника;
дифференциация предметов по форме.
Выделение в целостном объекте
(предмете, изображении предмета) его
частей, определение формы этих
частей.
Составление целостного объекта из
отдельных частей (в виде композиции
из геометрических фигур)
Сравнение двух предметов по размеру:
высокий – низкий, выше – ниже
Сравнение трех-четырех предметов по
высоте (выше, самый высокий, ниже,
самый низкий)
Выявление одинаковых, равных по
высоте предметов в результате
сравнения двух предметов, трехчетырех предметов на основе
предметно-практической деятельности
и показа изображений в учебнике
Распознают, называют
прямоугольник как
геометрическую фигуру
Сравнивают предметы по
форме, 2 предмета
Сравнивают предметы по
одному из признаков
(цвет, форма, размер)
Обводят геометрические
фигуры (прямоугольник)
по трафарету
Распознают, называют
прямоугольник как
геометрическую фигуру
Сравнивают предметы по
форме (2 - 4 предмета)
Сравнивают предметы по
одному и нескольким
признакам (цвет, форма)
Обводят геометрические
фигуры (прямоугольник) по
контуру, шаблону и
трафарету
Различают 2 предмета по
высоте
Сравнивают 2 предмета по
высоте
Сравнивают предметы по
одному из признаков
(цвет, форма, размер,
длина, ширина, высота)
Различают предметы по
высоте
Употребляют в речи слова:
высокий, низкий, выше,
ниже
Сравнивают предметы по
высоте (2 - 4 предмета)
Сравнивают предметы по
одному и нескольким
признакам (цвет, форма,
размер, длина, ширина,
высота)
Различают предметы по
глубине
Сравнение двух предметов по глубине: Различают 2 предмета по
глубокий – мелкий, глубже – мельче
глубине.
Различение,
сравнение
предметов по
глубине
15
Отношения
порядка
следования:
впереди, сзади,
перед, за, первый,
последний,
крайний, после,
следом, следующий
за
1
16
Толстый – тонкий
Сравнение
предметов по
толщине
1
Сравнение трех-четырех предметов по
глубине (глубже, самый глубокий,
мельче, самый мелкий)
Выявление одинаковых, равных по
глубине предметов в результате
сравнения двух предметов, трехчетырех предметов
Сравнивают 2 предмета по
глубине
Сравнивают предметы по
одному из признаков
(цвет, форма, размер,
длина, ширина, высота,
глубина)
Определение положения «впереди»,
«сзади», применительно к положению
предметов в пространстве
относительно себя, по отношению
друг к другу
Определение пространственных
отношений предметов между собой на
основе использования в речи
предлогов «перед», «за»
Перемещение предметов в указанное
положение
Определение порядка следования
линейно расположенных предметов,
изображений предметов на основе
понимания и использования в
собственной речи слов,
характеризующих их
пространственное расположение
(первый – последний, крайний, после,
следом, следующий за)
Сравнение двух предметов по размеру:
толстый – тонкий, толще – тоньше
Сравнение трех-четырех предметов по
толщине (толще, самый толстый,
тоньше, самый тонкий).
Выявление одинаковых, равных по
толщине предметов в результате
Определяют положение
предметов на плоскости
Определяют положение
предметов в пространстве
относительно себя
Различают отношения
порядка следования:
впереди, сзади, перед, за,
первый, последний, после,
следующий за
Различают 2 предмета по
толщине
Сравнивают 2 предмета по
толщине
Сравнивают предметы по
одному из признаков
(цвет, форма, размер,
Употребляют в речи слова:
глубже – мельче
Сравнивают предметы по
глубине, 2 - 4 предмета
Сравнивают предметы по
одному и нескольким
признакам (цвет, форма,
размер, длина, ширина,
высота, глубина)
Определяют и называют
положение предметов на
плоскости и в пространстве
Определяют и называют
положение предметов в
пространстве относительно
себя, друг друга
Различают, используют в
речи слова, обозначающие
отношения порядка
следования: впереди, сзади,
перед, за, первый,
последний, крайний, после,
следом, следующий за
Различают предметы по
толщине
Употребляют в речи слова:
толстый, тонкий, толще,
тоньше
Сравнивают предметы по
толщине, 2 - 4 предмета
17
Временные
представления:
сутки (утро, день,
вечер, ночь), рано,
поздно, сегодня,
завтра, вчера, на
следующий день
1
18
Быстро – медленно
Сравнение
предметов по
скорости движения
предметов
1
19
Тяжёлый – лёгкий
Сравнение
предметов по массе
(весу)
1
сравнения двух предметов, трехчетырех предметов
длина, ширина, высота,
толщина)
Выделение частей суток (утро, день,
вечер, ночь), установление порядка их
следования.
Овладение представлением: утро,
день, вечер, ночь – это одни сутки.
Определение времени событий в
жизни обучающихся применительно к
частям суток.
Ориентирование во времени на основе
усвоения временных представлений:
«рано», «поздно», «сегодня», «завтра»,
«вчера», «на следующий день»
применительно к событиям в жизни
обучающихся.
Установление последовательности
событий на основе оперирования
понятиями «раньше», «позже» (на
конкретных примерах из жизни
обучающихся)
Сравнение двух предметов по
скорости передвижения на основе
рассмотрения конкретных примеров
движущихся объектов
Различение понятий быстрее,
медленнее
Сравнение двух предметов по массе:
тяжелый – легкий, тяжелее – легче
Сравнение трех-четырех предметов по
тяжести (тяжелее, самый тяжелый,
легче, самый легкий)
Имеют представления о
временах года, о днях
недели, о частях суток, их
последовательности
(возможно с помощью
наглядного материала)
Различают 2 предмета по
скорости движения
предметов
Сравнивают 2 предмета по
скорости движения
предметов
Различают понятия:
тяжёлый, лёгкий, тяжелее,
легче
Различают 2 предмета по
массе
Сравнивают предметы по
одному и нескольким
признакам (цвет, форма,
размер, длина, ширина,
высота, толщина)
Имеют представления о
временах года, о днях
недели, о частях суток, их
последовательности.
Используют в речи названия
времен года, дней недели,
частей суток
Различают предметы по
скорости движения
предметов
Употребляют в речи слова:
быстро, медленно, быстрее,
медленнее
Сравнивают предметы по
скорости движения
предметов (2 - 4 предмета)
Различают предметы по
массе
Выявление одинаковых, равных по
тяжести предметов в результате
сравнения двух предметов, трехчетырех
предметов
20
Сравнение
предметных
совокупностей по
количеству
предметов их
составляющих:
много, мало,
несколько, один, ни
одного
1
21
Временные
представления:
давно, недавно,
молодой, старый
1
Сравнение двух-трех предметных
совокупностей по количеству
предметов, их составляющих
Оценивание количества предметов
в совокупностях на глаз: много –
мало, несколько, один, ни одного
Сравнение количества предметов
одной совокупности до и после
изменения количества предметов, ее
составляющих (стало несколько,
много; осталось несколько, мало, ни
одного)
Ориентирование во времени на
основе усвоения представлений
«давно», «недавно» применительно
к событиям в личном опыте
обучающихся
Сравнение по возрасту: молодой –
старый, моложе (младше) – старше
Сравнение по возрасту двух - трех
людей из ближайшего социального
окружения обучающихся (членов
семьи, участников
образовательного процесса)
Сравнивают 2 предмета
по массе
Сравнивают предметы по
одному из признаков
(цвет, форма, размер,
длина, ширина, высота,
толщина, скорость
движения предметов)
Различают предметные
совокупности по
количеству предметов их
составляющих: много,
мало, несколько, один, ни
одного (с помощью
учителя)
Различают временные
представления: давно,
недавно, раньше, позже,
молодой, старый, моложе,
старше (на примере
близких людей, с
помощью наглядного
материала)
Употребляют в речи слова:
тяжёлый, лёгкий, тяжелее,
легче
Сравнивают предметы по
массе (2 - 4 предмета)
Сравнивают предметы по
одному или нескольким
признакам (цвет, форма,
размер, длина, ширина,
высота, толщина, скорость
движения предметов)
Различают предметные
совокупности по количеству
предметов их составляющих,
используют в собственной речи
слова: много, мало, несколько,
один, ни одного
Различают временные
представления, используют в
собственной речи слова: давно,
недавно, раньше, позже,
молодой, старый, моложе,
старше
22
23
Сравнение
предметных
совокупностей по
количеству
предметов их
составляющих:
больше, меньше,
столько же,
одинаковое
количество,
лишние,
недостающие
предметы
Сравнение объёмов
жидкостей,
сыпучих веществ
1
Сравнение небольших предметных
совокупностей путем установления
взаимно однозначного соответствия
между ними или их частями:
больше, меньше, одинаковое,
равное количество, столько же,
сколько, лишние, недостающие
предметы
Уравнивание предметных
совокупностей по количеству
предметов, их составляющих
Различают
количественные
отношения: больше,
меньше, столько же,
одинаковое количество,
лишние, недостающие
предметы (возможно с
помощью)
Различают количественные
отношения, используют в
собственной речи слова:
больше, меньше, столько же,
одинаковое количество,
лишние, недостающие
предметы
1
Сравнение объемов жидкостей,
сыпучих веществ в одинаковых
емкостях: больше, меньше,
одинаково, равно, столько же
Различают 2 предмета по
объёму.
Сравнивают 2 предмета по
объёму
Сравнивают предметы по
одному из признаков
(цвет, форма, размер,
длина, ширина, высота,
толщина, масса, объём)
Различают предметы по объёму
Используют в собственной речи
слова: больше, меньше,
одинаково, равно, столько же
Сравнивают 2 - 4 предмета по
объёму
Сравнивают предметы по
одному и нескольким
признакам (цвет, форма, размер,
длина, ширина, высота,
толщина, масса, объём)
Первый десяток – 74 часа
24
Количество и счет
Число и цифра 1
1
25
Число и цифра 2
Образование числа
2 путем
присчитывания
единицы
Пара
1
Знакомство с числом и цифрой 1
Обозначение цифрой (запись) числа
1 Соотношение количества,
числительного и цифры
Образование, название,
обозначение цифрой (запись) числа
2
Определение места числа 2 в
числовом ряду Числовой ряд в
пределах 2
Различают, читают и
записывают число 1
(возможно с помощью
учителя)
Образовывают,
различают, читают и
записывают число 2
(возможно с помощью
учителя)
Различают, читают и
записывают число 1
Образовывают, различают,
читают и записывают число 2
26
27
28
Число и цифра 2
Сложение и
вычитание в
пределах 2
Простые
арифметические
задачи на сложение
и вычитание
Шар
3
Счёт предметов в пределах 2
Соотношение количества,
числительного и цифры
Сравнение чисел в пределах 2
Усвоение понятия «пара
предметов»: определение пары
предметов, составление пары из
знакомых предметов
Знакомство с арифметическими
действиями: сложение, вычитание;
их название: плюс, минус; их
значение прибавить, вычесть
Знакомство со знаком «=», его
значением (равно, получится)
Составление математического
числового выражения (1 + 1, 2 – 1)
на основе соотнесения с предметнопрактической деятельностью
(ситуацией)
Запись математического выражения
в виде равенства (примера): 1 + 1 =
2, 2 – 1 = 1
Задача, ее структура: условие,
вопрос, решение и ответ.
Составление арифметических задач
на нахождение суммы, остатка по
предложенному сюжету
Знакомство с объёмной фигурой
шар: распознавание, называние
Определение форм предметов
окружающей среды путем
соотнесения с шаром
Дифференциация круга и шара
Дифференциация предметов
окружающей среды по форме
(похожи на круг, похожи на шар)
Решают примеры на
сложение и вычитание с
помощью счётного и
дидактического материала
Составляют и решают
простые арифметические
задачи на нахождение
суммы, остатка с
помощью учителя
Распознают объёмную
фигуру: шар
Дифференцируют
объёмные и плоские
фигуры: шар и круг
Решать примеры на сложение и
вычитание
Составляют и решают простые
арифметические задачи на
нахождение суммы, остатка
Распознают и называют
объёмную фигуру: шар
Дифференцируют и называют
объёмные и плоские фигуры:
шар и круг
29
Число и цифра 3
Образование, счет в
пределах 3
1
30
Число и цифра 3
Сравнение
предметных
множеств и чисел в
пределах 3
Получение числа 2
путем
отсчитывания
единицы
Сложение и
вычитание в
пределах 3
Решение простых
задач на
нахождение суммы
1
31
1
Нахождение в ближайшем
окружении предметов одинаковой
формы (мяч, апельсин – похожи на
шар, одинаковые по форме; монета,
пуговица – похожи на круг,
одинаковые по форме и т. п.),
разной формы
Образование, название,
обозначение цифрой (запись) числа
3
Числовой ряд в пределах 3
Определение места числа 3 в
числовом ряду
Счет предметов в пределах 3
Соотношение количества,
числительного и цифры
Количественные и порядковые
числительные, их дифференциация
Знание числового ряда в пределах 3
Счет предметов в пределах 3
Использование порядковых
числительных для определения
порядка следования предметов
Сравнение чисел в пределах 3
Изучение состава чисел 2, 3
Знакомство с переместительным
свойством сложения (практическое
использование)
Составление и решение
арифметических задач на
нахождение суммы, по
предложенному сюжету
Образовывают,
различают, читают и
записывают число 3
(возможно с помощью
учителя)
Считают в прямом и
обратном порядке с
помощью числового ряда
Образовывают, различают,
читают и записывают число 3
Считают в прямом и обратном
порядке
Образовывают,
различают, читают и
записывают число 3
Сравнивают предметные
множества и числа в
пределах 3 (возможно с
помощью учителя)
Образовывают, различают,
читают и записывают число 3
Сравнивают предметные
множества и числа в пределах 3
Различают действие
сложения, записывают его
в виде примера
Составляют и решают
простые арифметические
задачи на нахождение
суммы, записывают
решение в виде
Различают действие сложения,
записывают его в виде примера
Составляют и решают простые
арифметические задачи на
нахождение суммы,
записывают решение в виде
арифметического примера
32
33
34
Состав числа 3
Решение примеров
на сложение и
вычитание
Решение задач
Куб
3
35
Число и цифра 4
Образование числа
4
Счет до 4
1
36
Число и цифра 4
Сравнение
предметных
1
Практическое использование
переместительного свойства
сложения
Составление арифметических задач
на нахождение суммы, остатка по
предложенному сюжету
Определение форм предметов
окружающей среды путем
соотнесения с кубом
Дифференциация квадрата и куба
Дифференциация предметов
окружающей среды по форме
(похожи на квадрат, похожи на куб)
Нахождение в ближайшем
окружении предметов одинаковой
формы (кубик игровой, деталь
конструктора в форме куба –
похожи на куб, одинаковые по
форме; платок, салфетка – похожи
на квадрат, одинаковые по форме и
т. п.), разной формы
Образование, название,
обозначение цифрой (запись) числа
4.
Числовой ряд в пределах 4.
Определение места числа 4 в
числовом ряду.
Счет предметов в пределах 4.
Соотношение количества,
числительного и цифры
Счет предметов в пределах 4
Соотношение количества,
числительного и цифры
арифметического примера
(с помощью учителя)
Образовывают,
различают, читают и
записывают число 3
Пользуются таблицей
состава чисел (из двух
чисел)
Решают примеры на
сложение и вычитание с
помощью счётного и
дидактического материала
Различают объёмные и
плоские фигуры: куб и
квадрат
Образовывают,
различают, читают и
записывают число 4
(возможно с помощью).
Считают в прямом и
обратном порядке с
помощью числового ряда
Образовывают,
различают, читают и
записывают число 4
Образовывают, различают,
читают и записывают число 3
Пользуются таблицей состава
чисел первого десятка из двух
слагаемых
Решают примеры на сложение и
вычитание
Различают и называют
объёмные и плоские фигуры:
куб и квадрат
Образовывают, различают,
читают и записывают число 4.
Считают в прямом и обратном
порядке
Образовывают, различают,
читают и записывают число 4
37
множеств и чисел в
пределах 4
Получение числа 3
путем
отсчитывания
единицы
Числовой ряд 1-4
Сравнение чисел,
запись и решение
примеров в
пределах 4
Сравнение предметных множеств, чисел
в пределах 4
Изучение состава числа 4
1
38
Решение простых
задач на
нахождение суммы
1
39
40
41
Состав числа 4
Решение примеров
на сложение и
вычитание
Решение задач на
нахождение
остатка
Брус
3
Сравнивают предметные
множества и числа в
пределах 4 (возможно с
помощью учителя)
Сравнивают предметные
множества и числа в пределах
4
Образовывают,
различают, читают и
записывают число 4
Сравнивают числа в
пределах 4 (возможно с
помощью).
Составляют,
записывают, решают
примеры на сложение и
вычитание с помощью
счётного и
дидактического
материала
Составление и решение арифметических Составляют и решают
задач на нахождение суммы в пределах
простые
4 по предложенному сюжету
арифметические задачи
Составление задач по готовому
на нахождение суммы,
решению
записывают решение в
виде арифметического
примера (с помощью
учителя)
Закрепление знания состава числа 4
Образовывают,
Составление и решение примеров на
различают, читают и
сложение и вычитание с опорой на
записывают число 4
иллюстративное изображение состава
Пользуются таблицей
числа 4
состава чисел (из двух
Составление и решение арифметических чисел)
задач на нахождение остатка в пределах Читают, записывают,
4 по предложенному сюжету
решают примеры на
сложение и вычитание с
Образовывают, различают,
читают и записывают число 4
Сравнивают числа в пределах
4
Составляют, записывают,
решают примеры на сложение
и вычитание
Сравнение чисел в пределах 4
Составление и решение примеров на
сложение и вычитание с опорой на
иллюстративное изображение состава
числа 4
Решение примеров на последовательное
присчитывание по 1 единице (1 + 1 + 1 +
= 4)
Составляют и решают простые
арифметические задачи на
нахождение суммы,
записывают решение в виде
арифметического примера
Образовывают, различают,
читают и записывают число 4
Пользуются таблицей состава
чисел первого десятка из двух
слагаемых
Составляют, читают,
записывают, решают примеры
на сложение и вычитание
42
Число и цифра 5.
Образование, счет в
пределах 5
1
43
Число и цифра 5
Сравнение
предметных
множеств в
пределах 5
Получение числа 4
путем
отсчитывания
единицы
Числовой ряд 1-5
Сравнение чисел,
запись и решение
1
44
1
Знакомство с объёмной фигурой брус:
распознавание, называние
Определение формы предметов
окружающей среды путем соотнесения с
брусом
Дифференциация прямоугольника и
бруса. Дифференциация предметов
окружающей среды по форме (похожи
на прямоугольник, похожи на брус)
Нахождение в ближайшем окружении
предметов одинаковой формы (коробка,
шкаф – похожи на брус, одинаковые по
форме; тетрадь, классная доска –
похожи на прямоугольник, одинаковые
по форме и т. п.), разной формы
Образование, название, обозначение
цифрой (запись) числа 5.
Числовой ряд в пределах 5.
Определение места числа 5 в числовом
ряду.
Счет предметов в пределах 5.
Соотношение количества,
числительного и цифры
Сравнение предметных множеств, чисел
в пределах 5
Составление и решение примеров на
сложение и вычитание с опорой на
иллюстративное изображение состава
числа 5
Изучение состава числа 5
помощью счётного и
дидактического
материала
Распознают объёмную
фигуру: брус
Различают объёмные и
плоские фигуры: брус и
прямоугольник
Распознают и называют
объёмную фигуру: брус.
Различают и называют
объёмные и плоские фигуры:
брус и прямоугольник
Образовывают,
различают, читают и
записывают число 5
(возможно с помощью).
Считают в прямом и
обратном порядке с
помощью числового
ряда
Образовывают,
различают, читают и
записывают число 5
Сравнивают предметные
множества и числа в
пределах 5 (возможно с
помощью)
Образовывают, различают,
читают и записывают число 5.
Считают в прямом и обратном
порядке
Составление и решение примеров на
сложение и вычитание с опорой на
иллюстративное изображение состава
числа 5
Сравнивают числа в
пределах 5 (возможно с
помощью).
Сравнивают числа в пределах
5.
Составляют, записывают,
решают примеры в одно
Образовывают, различают,
читают и записывают число 5
Сравнивают предметные
множества и числа в пределах
5
примеров в
пределах 5
Решение примеров на прибавление
(вычитание) числа 5 с помощью
последовательного присчитывания по 1
(1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 5)
45
Решение простых
задач на
нахождение суммы,
остатка
1
46
Состав числа 5.
Сравнение, запись
и решение
примеров в
пределах 5.
Решение задач
1
Составляют,
записывают, решают
примеры в одно
действие на сложение и
вычитание с помощью
счётного и
дидактического
материала
Счет предметов в пределах 5
Составляют и решают
Изучение состава числа 5.
простые
Составление и решение арифметических арифметические задачи
задач на нахождение суммы, остатка в
на нахождение суммы,
пределах 5 по предложенному сюжету.
остатка, записывают
Составление задач по готовому
решение в виде
решению
арифметического
примера (с помощью
учителя)
Закрепление знания состава числа 5
Образовывают,
Сравнение чисел в пределах 5
различают, читают и
Составление и решение примеров на
записывают число 5
сложение и вычитание
Пользуются таблицей
Составление и решение арифметических состава чисел (из двух
задач на нахождение суммы, остатка в
чисел)
пределах 5 по предложенному сюжету
Читают, записывают,
Составление задач по готовому
решают примеры на
решению
сложение и вычитание с
помощью счётного и
дидактического
материала
действие на сложение и
вычитание
Составляют и решают простые
арифметические задачи на
нахождение суммы, остатка,
записывают решение в виде
арифметического примера
Образовывают, различают,
читают и записывают число 5
Пользуются таблицей состава
чисел первого десятка из двух
слагаемых
Составляют, читают,
записывают, решают примеры
на сложение и вычитание,
требующие выполнения
одного действия
47
48
49
Числа и цифры от 1
до 5
Повторение
Точка, линии
3
Сравнение предметных множеств и
чисел в пределах 5
Составление и решение примеров на
сложение и вычитание в пределах 5
Составление и решение арифметических
задач на нахождение суммы, остатка в
пределах 5
Знакомство с геометрическими
фигурами: точка, линия
Распознавание, называние
Дифференциация точки и круга
Линии прямые и кривые: распознавание,
называние, дифференциация
Моделирование прямых, кривых линий
на основе практических действий с
предметами (веревка, проволока, нить и
пр.)
Нахождение линий в иллюстрациях,
определение их вида
Изображение кривых линий на листке
бумаги
50
Числа и цифры от 1
до 5
Овал
1
Знакомство с геометрической фигурой
овал: распознавание, называние
Определение формы предметов путем
соотнесения с овалом (похожа на овал,
овальная; не похожа на овал)
Дифференциация круга и овала;
дифференциация предметов
окружающей среды по форме (похожи
на круг, похожи на овал)
Нахождение в ближайшем окружении
предметов одинаковой формы (зеркало,
поднос – похожи на овал, одинаковые
Образовывают,
различают, читают и
записывают число 5
Пользуются таблицей
состава чисел (из двух
чисел)
Сравнивают предметные
множества и числа в
пределах 5 (возможно с
помощью)
Читают, записывают,
решают примеры в одно
действие на сложение и
вычитание с помощью
счётного и
дидактического
материала
Различают
геометрические фигуры:
точка, линия, прямая
линия, кривая линия
Строят прямую линию с
помощью линейки,
проводят кривую линию
Различают 2 предмета по
форме (овал)
Сравнивают 2 предмета
по форме
Сравнивают предметы
по одному признаку
(цвет, форма, размер)
Различают
геометрические фигуры
(овал)
Образовывают, различают,
читают и записывают число 5
Пользуются таблицей состава
чисел первого десятка из двух
слагаемых
Сравнивают предметные
множества и числа в пределах
5)
Составляют, читают,
записывают, решают примеры
на сложение и вычитание,
требующие выполнения
одного действия
Различают и называют
геометрические фигуры:
точка, линия, прямая линия,
кривая линия
Строят прямую линию с
помощью линейки (через одну
и две точки), проводят кривую
линию
Различают предметы по форме
(овал)
Сравнивают 2 - 4 предмета по
форме
Сравнивают предметы по
одному и нескольким
признакам (цвет, форма,
размер)
Различают геометрические
фигуры (овал)
по форме; тарелка, часы – похожи на
круг, одинаковые по форме и т. п.),
разной формы
Получение нуля на основе практических
действий с предметами, в результате
которых не остается ни одного
предмета, использованного для счета
Название, обозначение цифрой числа 0
Число 0 как обозначение ситуации
отсутствия предметов, подлежащих
счету Сравнение чисел с числом 0
Нуль как результат вычитания (2 – 2 = 0)
51
52
Число и цифра 0
2
53
Число и цифра 6.
Образование, счет в
пределах 6
1
Образование, название, обозначение
цифрой (запись) числа 6
Числовой ряд в пределах 6
Определение места числа 6 в числовом
ряду
Счет предметов в пределах 6
Соотношение количества,
числительного и цифры
54
55
Число и цифра 6
Сравнение
предметных
2
Счет предметов в пределах 6
Изучение состава числа 6
Обводят геометрические
фигуры (овал) по
трафарету
Образовывают,
различают, читают и
записывают число 0
Сравнивают число 0 с
числами в пределах 5
(возможно с помощью)
Составляют,
записывают, решают
примеры в одно
действие на вычитание с
помощью счётного и
дидактического
материала
Образовывают,
различают, читают и
записывают число 6 (с
помощью учителя)
Считают в прямом и
обратном порядке с
помощью числового
ряда
Соотносят количество,
числительное и цифру в
пределах 6 (возможно с
помощью)
Определяют следующее
число, предыдущее
число по отношению к
данному числу с опорой
на числовой ряд
Образовывают,
различают, читают и
записывают число 6
Обводят геометрические
фигуры (овал) по контуру,
шаблону и трафарету
Образовывают, различают,
читают и записывают число 0
Сравнивают число 0 с числами
в пределах 5
Составляют, записывают,
решают примеры в одно
действие на вычитание
Образовывают, различают,
читают и записывают число 6
Считают в прямом и обратном
порядке
Соотносят количество,
числительное и цифру в
пределах 6
Определяют следующее число,
предыдущее число по
отношению к данному числу
без опоры на числовой ряд
Образовывают, различают,
читают и записывают число 6
множеств и чисел в
пределах 6
Получение числа 5
путем
отсчитывания
единицы
56
57
58
59
60
Числовой ряд 1-6
Сравнение
предметных
множеств и чисел,
запись и решение
примеров в
пределах 6
Решение задач
Построение прямой
линии через одну
точку, две точки
Соотношение количества,
числительного и цифры
Сравнение предметных множеств, чисел
в пределах 6
Определение следующего числа,
предыдущего числа по отношению к
данному числу с опорой на числовой
ряд и без опоры на числовой ряд
Составление и решение примеров на
сложение и вычитание с опорой на
иллюстративное изображение состава
числа 6
5
Сравнивают предметные
множества в пределах 6
(возможно с помощью)
Определяют следующее
число, предыдущее
число по отношению к
данному числу с опорой
на числовой ряд
Оперируют
количественными и
порядковыми
числительными с
помощью учителя
Счет в заданных пределах
Образовывают,
Сложение и вычитание чисел в пределах различают, читают и
6
записывают число 6
Решение текстовых арифметических
Сравнивают числа в
задач на нахождение суммы, остатка в
пределах 6 (возможно с
пределах 6
помощью)
Составление и решение арифметических Пользуются таблицей
задач по предложенному сюжету,
состава чисел (из двух
готовому решению
чисел)
Составление и решение арифметических Составляют,
задач по краткой записи с
записывают, решают
использованием иллюстраций
примеры в одно
Знакомство с линейкой
действие на сложение и
Использование линейки как чертежного вычитание с помощью
инструмента
счётного и
Построение прямой линии с помощью
дидактического
линейки в различном положении по
материала
отношению к краю листа бумаги
Различают линии:
Построение прямой линии через одну
прямая, кривая
точку, две точки
Строят прямую линию с
помощью линейки,
проводят кривую линию
Сравнивают предметные
множества в пределах 6
Определяют следующее число,
предыдущее число по
отношению к данному числу
без опоры на числовой ряд
Оперируют количественными
и порядковыми
числительными
Образовывают, различают,
читают и записывают число 6.
Сравнивают числа в пределах
6.
Пользуются таблицей состава
чисел первого десятка из двух
слагаемых.
Составляют, записывают,
решают примеры в одно
действие на сложение и
вычитание.
Различают и называют линии:
прямая, кривая.
Строят прямую линию с
помощью линейки (через одну
и две точки), проводят кривую
линию
61
Число и цифра 7
Образование, счёт в
пределах 7
1
62
63
64
Число и цифра 7
Сравнение
предметных
множеств и чисел в
пределах 7
Запись и решение
примеров в
пределах 7
Получение числа 6
путем
отсчитывания
единицы
3
Образование, название, обозначение
цифрой (запись) числа 7
Числовой ряд в пределах 7
Определение места числа 7 в числовом
ряду
Счет предметов в пределах 7
Соотношение количества,
числительного и цифры
Получение следующего числа путем
присчитывания (прибавления) 1 к числу
Получение предыдущего числа путем
отсчитывания (вычитания) 1 от числа
Образовывают,
различают, читают и
записывают число 7
(возможно с помощью)
Считают в прямом и
обратном порядке с
помощью числового
ряда
Соотносят количество,
числительное и цифру в
пределах 7 (возможно с
помощью)
Определяют следующее
число, предыдущее
число по отношению к
данному числу с опорой
на числовой ряд
Сравнение предметных множеств, чисел Образовывают,
в пределах 7
различают, читают и
Изучение состава числа 7
записывают число 7
Сложение и вычитание чисел в пределах Сравнивают предметные
7
множества и числа в
Составление и решение примеров на
пределах 7 (возможно с
сложение и вычитание с опорой на
помощью)
иллюстративное изображение
Определяют следующее
состава числа 7
число, предыдущее
число по отношению к
данному числу с опорой
на числовой ряд
Оперируют
количественными и
порядковыми
числительными с
помощью
Образовывают, различают,
читают и записывают число 7
Считают в прямом и обратном
порядке
Соотносят количество,
числительное и цифру в
пределах 7
Определяют следующее число,
предыдущее число по
отношению к данному числу
без опоры на числовой ряд
Образовывают, различают,
читают и записывают число 7
Сравнивают предметные
множества и числа в пределах
7
Определяют следующее число,
предыдущее число по
отношению к данному числу
без опоры на числовой ряд
Оперируют количественными
и порядковыми
числительными
65
66
67
68
69
Числовой ряд 1-7
Сравнение чисел,
запись и решение
примеров в
пределах 7
Решение задач
Сутки, неделя
Отрезок
5
Решение текстовых арифметических
задач на нахождение суммы, остатка в
пределах 7
Составление и решение арифметических
задач по предложенному сюжету,
готовому решению, краткой записи с
использованием иллюстраций
Знакомство с понятием сутки как мере
времени. Краткое обозначение суток
(сут.)
Знакомство с понятием неделя
Изучение соотношения: неделя – семь
суток
Различение названий дней недели
Изучение порядка дней недели
Получение отрезка на основе
практических действий с предметами
(отрезание куска веревки, нити)
Получение отрезка как части прямой
линии
Распознавание, называние отрезка
Построение отрезка произвольной
длины с помощью линейки
Сравнение отрезков по длине на глаз
(самый длинный, самый короткий,
длиннее, короче, одинаковой длины)
70
Число и цифра 8
1
Образование, название, обозначение
цифрой (запись) числа 8
Образовывают,
различают, читают и
записывают число 7
Сравнивают числа в
пределах 7 (возможно с
помощью)
Пользуются таблицей
состава чисел (из двух
чисел)
Составляют,
записывают, решают
примеры в одно
действие на сложение и
вычитание с помощью
счётного и
дидактического
материала
Различают временные
понятия: сутки, неделя,
дни недели, порядок
дней недели (возможно с
помощью
дидактического
материала)
Строят отрезок
произвольной длины с
помощью линейки
Сравнивают отрезки по
длине «на глаз» (самый
длинный, самый
короткий, длиннее,
короче, одинаковой
длины) с помощью
педагога
Образовывают,
различают, читают и
Образовывают, различают,
читают и записывают число 7
Сравнивают числа в пределах
7
Пользуются таблицей состава
чисел первого десятка из двух
слагаемых.
Составляют, записывают,
решают примеры в одно
действие на сложение и
вычитание
Различают, называют
временные понятия: сутки,
неделя, дни недели, порядок
дней недели
Строят прямую линию с
помощью линейки, проводят
кривую линию
Сравнивают отрезки по длине
«на глаз» (самый длинный,
самый короткий, длиннее,
короче, одинаковой длины)
Образовывают, различают,
читают и записывают число 8
Образование, счёт в
пределах 8
71
72
Число и цифра 8
Сравнение
предметных
множеств и чисел в
пределах 8
Запись и решение
примеров в
пределах 8
Получение числа 7
путем
отсчитывания
единицы
Построение
треугольника
Числовой ряд в пределах 8
Определение места числа 8 в числовом
ряду
Счет предметов в пределах 8
Соотношение количества,
числительного и цифры
Сравнение отрезков по длине на основе
результатов измерения в мерках
2
записывают число 8
(возможно с помощью)
Считают в прямом и
обратном порядке с
помощью числового
ряда
Соотносят количество,
числительное и цифру в
пределах 8 (возможно с
помощью)
Определяют следующее
число, предыдущее
число по отношению к
данному числу с опорой
на числовой ряд
Счет предметов в пределах 8
Образовывают,
Соотношение количества,
различают, читают и
числительного и цифры.
записывают число 8
Сравнение предметных множеств, чисел Сравнивают предметные
в пределах 8
множества в пределах 8
Изучение состава числа 8
(возможно с помощью)
Сложение и вычитание чисел в пределах Определяют следующее
8
число, предыдущее
Составление и решение примеров на
число по отношению к
сложение и вычитание с опорой на
данному числу с опорой
иллюстративное изображение состава
на числовой ряд
числа 8
Оперируют
Практическое знакомство с
количественными и
переместительным свойством сложения, порядковыми
его использование при решении
числительными с
примеров
помощью
Построение треугольника по точкам
Строят треугольник на
(вершинам) с помощью линейки
плоскости по точкам
(вершинам) с помощью
линейки (возможно
помощь педагога)
Считают в прямом и обратном
порядке
Соотносят количество,
числительное и цифру в
пределах 8
Определяют следующее число,
предыдущее число по
отношению к данному числу
без опоры на числовой ряд
Образовывают, различают,
читают и записывают число 8
Сравнивают предметные
множества в пределах 8
Определяют следующее число,
предыдущее число по
отношению к данному числу
без опоры на числовой ряд
Оперируют количественными
и порядковыми
числительными
Строят треугольник на
плоскости по точкам
(вершинам) с помощью
линейки
73
74
75
76
77
Числовой ряд 1-8
Сравнение, запись
и решение
примеров в
пределах 8
Решение задач
Построение
квадрата
5
Решение текстовых арифметических
задач на нахождение суммы, остатка в
пределах 8
Составление и решение арифметических
задач по предложенному сюжету,
готовому решению, краткой записи с
использованием иллюстраций
Построение квадрата по точкам
(вершинам) с помощью линейки
78
Число и цифра 9
Образование, счёт в
пределах 9
Построение
прямоугольника
1
Образование, название, обозначение
цифрой (запись) числа 9
Числовой ряд в пределах 9
Определение места числа 9 в числовом
ряду
Счет предметов в пределах 9
Соотношение количества,
числительного и цифры
Построение прямоугольника по точкам
(вершинам) с помощью линейки
Образовывают,
различают, читают и
записывают число 8
Сравнивают числа в
пределах 8 (возможно с
помощью)
Пользуются таблицей
состава чисел (из двух
чисел)
Составляют,
записывают, решают
примеры в одно
действие на сложение и
вычитание с помощью
счётного и
дидактического
материала
Строят квадрат на
плоскости по точкам
(вершинам) с помощью
линейки (возможна
помощь педагога)
Считают в прямом и
обратном порядке с
помощью числового
ряда
Соотносят количество,
числительное и цифру в
пределах 9 (возможно с
помощью)
Определяют следующее
число, предыдущее
число по отношению к
данному числу с опорой
на числовой ряд
Образовывают, различают,
читают и записывают число 8
Сравнивают числа в пределах
8
Пользуются таблицей состава
чисел первого десятка из двух
слагаемых
Составляют, записывают,
решают примеры в одно
действие на сложение и
вычитание
Строят квадрат на плоскости
по точкам (вершинам) с
помощью линейки
Образовывают, различают,
читают и записывают число 9
Считают в прямом и обратном
порядке.
Соотносят количество,
числительное и цифру в
пределах 9
Определяют следующее число,
предыдущее число по
отношению к данному числу
без опоры на числовой ряд
Строят прямоугольник на
плоскости по точкам
79
80
Число и цифра 9
Сравнение
предметных
множеств и чисел в
пределах 9 Запись
и решение
примеров в
пределах 9
Получение числа 8
путем
отсчитывания
единицы
2
8184
Числовой ряд 1-9
Сравнение, запись
и решение
примеров в
пределах 9
Решение задач
4
Строят прямоугольник
на плоскости по точкам
(вершинам) с помощью
линейки (возможна
помощь педагога)
Сравнение предметных множеств, чисел Образовывают,
в пределах 9
различают, читают и
Сложение и вычитание чисел в пределах записывают число 9
9. Счет по 3
Сравнивают предметные
Составление и решение примеров на
множества и числа в
сложение и вычитание с опорой на
пределах 9 (возможно с
иллюстративное изображение состава
помощью)
числа 9
Определяют следующее
Рассмотрение в практическом плане
число, предыдущее
ситуации, когда невозможно от
число по отношению к
меньшего количества предметов отнять данному числу с опорой
большее количество предметов
на числовой ряд
Составление примеров на вычитание на Оперируют
основе понимания невозможности
количественными и
вычитания из меньшего числа большего порядковыми
числа
числительными с
помощью
Решение текстовых арифметических
Образовывают,
задач на нахождение суммы, остатка в
различают, читают и
пределах 9
записывают число 9
Составление и решение арифметических Сравнивают числа в
задач по предложенному сюжету,
пределах 9 (возможно с
готовому решению, краткой записи с
помощью)
использованием иллюстраций
Пользуются таблицей
состава чисел (из двух
чисел)
Составляют,
записывают, решают
примеры в одно
действие на сложение и
вычитание с помощью
(вершинам) с помощью
линейки
Образовывают, различают,
читают и записывают число 9
Сравнивают предметные
множества и числа в пределах
9
Определяют следующее число,
предыдущее число по
отношению к данному числу
без опоры на числовой ряд
Оперируют количественными
и порядковыми
числительными
Образовывают, различают,
читают и записывают число 9
Сравнивают числа в пределах
9
Пользуются таблицей состава
чисел первого десятка из двух
слагаемых
Составляют, записывают,
решают примеры в одно
действие на сложение и
вычитание
85
Мера длины –
сантиметр
1
86
Число 10
Образование, счёт в
пределах 10
1
87
88
89
Число 10
Сравнение
предметных
множеств в
пределах 10
Запись и решение
примеров в
пределах 10
3
Знакомство с мерой длины –
сантиметром
Краткое обозначение сантиметра (см)
Знакомство с прибором для измерения
длины – линейкой
Измерение длины предметов и отрезков
с помощью линейки
Запись и чтение числа, полученного при
измерении длины в сантиметрах (6 см)
Построение отрезка заданной длины
Образование, название, запись числа 10
Числовой ряд в пределах 10
Определение места числа 10 в числовом
ряду
Счёт в прямом и обратном порядке
Счет предметов в пределах 10
счётного и
дидактического
материала
Различают меру длины
– сантиметр
Умеют кратко
обозначать меру длины
Учатся измерять дину
отрезка с помощь
линейки (возможно с
помощью)
Образовывают,
различают, читают и
записывают число 10
(возможно с помощью)
Считают в прямом и
обратном порядке в
пределах 10
Соотносят количество,
числительное и цифру
в пределах 10
(возможно с помощью)
Пользуются таблицей
состава чисел (из двух
чисел)
Получение 1 десятка из 10 единиц на
Образовывают,
основе практических действий с
различают, читают и
предметными совокупностями
записывают число 10
Сравнение предметных множеств, чисел (возможно с помощью)
в пределах 10
Считают в прямом и
Изучение состава числа 10
обратном порядке в
Сложение и вычитание чисел в пределах пределах 10 (счёт по 2)
10
Различают и называют меру
длины – сантиметр
Умеют кратко обозначать меру
длины
Учатся измерять дину отрезка с
помощь линейки
Образовывают, различают,
читают и записывают число 10
Считают в прямом и обратном
порядке в пределах 10
Соотносят количество,
числительное и цифру в
пределах 10
Пользуются таблицей состава
чисел первого десятка из двух
слагаемых
Образовывают, различают,
читают и записывают число 10
Заменяют 10 единиц 1 десятком
(1 дес. = 10 ед.)
Сравнивают предметные
множества и числа в пределах
10
Получение числа 9
путем
отсчитывания
единицы
90
91
Числовой ряд 1-10
Сравнение чисел,
запись и решение
примеров в
пределах 10
Решение задач
Составление и решение примеров на
сложение и вычитание с опорой на
иллюстративное изображение состава
числа 10
2
Заменяют 10 единиц 1
десятком (1 дес. = 10
ед.)
Сравнивают
предметные множества
в пределах 10 (с
помощью
дидактического
материала)
Соотносят количество,
числительное и цифру
в пределах 10
(возможно с помощью)
Пользуются таблицей
состава чисел (из двух
чисел)
Сложение и вычитание чисел в пределах Образовывают,
10
различают, читают и
Составление и решение примеров на
записывают число 10
сложение и вычитание с опорой на
(возможно с помощью)
иллюстративное изображение состава
Сравнивают числа в
числа 10
пределах 10 (возможно
Решение текстовых арифметических
с помощью)
задач на нахождение суммы, остатка в
Пользуются таблицей
пределах 10
состава чисел (из двух
чисел)
Составляют,
записывают, решают
примеры в одно
действие на сложение и
вычитание с помощью
счётного и
дидактического
материала
Соотносят количество,
числительное и цифру в
пределах 10
Пользуются таблицей состава
чисел первого десятка из двух
слагаемых
Образовывают, различают,
читают и записывают число 10
Сравнивают числа в пределах
10
Пользуются таблицей состава
чисел первого десятка из двух
слагаемых
Составляют, записывают,
решают примеры в одно
действие на сложение и
вычитание
92
93
94
Решение примеров,
задач на сложение
и вычитание в
пределах 10
3
95
Меры стоимости
1
Решение текстовых арифметических
задач на нахождение суммы, остатка в
пределах 10
Составление и решение арифметических
задач по предложенному сюжету,
готовому решению, краткой записи с
использованием иллюстраций
Решают примеры в
одно действие на
сложение и вычитание
в пределах 10 с
помощью счётного и
дидактического
материала
Пользуются
переместительным
свойством сложения с
помощью учителя
Пользуются таблицей
сложения и вычитания
в пределах 10
Решают простые
арифметические задачи
на нахождение суммы
и остатка, записывают
решение в виде
арифметического
примера (с помощью
учителя)
Знакомство с мерой стоимости - рубль.
Различают меры
Краткое обозначение рубля (р.)
стоимости – рубль,
Знакомство с монетой достоинством 10 копейка
р.
Кратко обозначают
Знакомство с мерой стоимости –
меру стоимости
копейкой
Разменивают монеты
Краткое обозначение копейки (к.).
крупного достоинства
Чтение и запись мер стоимости: 1 р., 1 к. монетами более
Чтение и запись числа: 10 к.
мелкого достоинства
Чтение и запись чисел, полученных при (возможно с помощью)
измерении стоимости конкретных
знакомых предметов одной мерой (5 р.,
10 р.).
Решают примеры на сложение и
вычитание в пределах 10,
требующие выполнения одного
действия
Пользуются переместительным
свойством сложения
Пользуются таблицей состава
чисел первого десятка из двух
слагаемых
Пользуются таблицей сложения
и вычитания в пределах 10
Решают простые текстовые
арифметические задачи на
нахождение суммы и остатка,
записывают решение в виде
арифметического примера
Различают и называют меры
стоимости – рубль, копейка
Используют краткое
обозначение меры стоимости
Разменивают монеты крупного
достоинства монетами более
мелкого достоинства
96
Мера массы –
килограмм
1
97
Мера ёмкости –
литр
1
Замена монет мелкого достоинства
монетой более крупного достоинства в
пределах 10 р.
Размен монеты крупного достоинства
монетами более мелкого достоинства
(на основе оперирования монетами
рублевого достоинства)
Знакомство с мерой массы –
килограммом
Краткое обозначение килограмма (кг)
Чтение и запись меры массы: 1 кг
Знакомство с прибором для измерения
массы предметов – весами
Практические упражнения по
определению массы предметов с
помощью весов и гирь
Чтение и запись чисел, полученных при
измерении массы предметов (2 кг, 5 кг)
Знакомство с мерой емкости – литром
Краткое обозначение литра (л)
Чтение и запись меры емкости: 1 л
Практические упражнения по
определению емкости конкретных
предметов путем заполнения их
жидкостью (водой) с использованием
мерной кружки (литровой банки)
Чтение и запись чисел, полученных при
измерении ёмкости предметов (2 л, 5 л)
Различают меру массы –
килограмм
Кратко обозначают меру
массы
Читают и записывают
числа, полученные при
измерении массы
(возможно с помощью)
Различают меру ёмкости
– литр
Кратко обозначают меру
ёмкости
Выполняют
практические
упражнения по
измерению ёмкости
путём заполнения их
жидкостью с помощью
мерной кружки
(возможно с помощью)
Повторение – 2 часа
Различают и называют меру
массы – килограмм
Используют краткое
обозначение меры массы
Читают и записывают числа,
полученные при измерении
массы
Различают и называют меру
ёмкости – литр
Используют краткое
обозначение меры ёмкости
Выполняют практические
упражнения по измерению
ёмкости путём заполнения их
жидкостью с помощью мерной
кружки
98
99
Повторение
2
Сложение и вычитание в
пределах 10
Решение простых
арифметических задач на
нахождение суммы и
остатка
Запись решения задачи в
виде арифметического
примера
Решают примеры в одно действие на
сложение и вычитание в пределах 10
с помощью счётного и
дидактического материала
Пользуются переместительным
свойством сложения с помощью
учителя
Пользуются таблицей сложения и
вычитания в пределах 10
Решают простые арифметические
задачи на нахождение суммы и
остатка, записывают решение в виде
арифметического примера (с
помощью учителя)
Решают примеры на сложение и
вычитание в пределах 10,
требующие выполнения одного
действия
Пользуются переместительным
свойством сложения
Пользуются таблицей состава чисел
первого десятка из двух слагаемых
Пользуются таблицей сложения и
вычитания в пределах 10
Решают простые текстовые
арифметические задачи на
нахождение суммы и остатка,
записывают решение в виде
арифметического примера