I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «География» относится к предметной области «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «География» в 9 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «География».
Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной
жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачи обучения:
формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных
стран;
формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной
жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
овладение основами катастрофической грамотности и использование элементарных
практических умений и приемов использования географической карты для получения географической информации;
формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий.
Рабочая программа по учебному предмету «География» в 9 классе определяет следующие задачи:
познакомить с культурой и бытом разных народов;
показать особенности взаимодействия человека и природы;
помочь усвоить правила поведения в природе;
содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию;
формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России;
учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинноследственные зависимости;
содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение. Расширять
лексический запас. Развивать связную речь.
2
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать у обучающихся
широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать,
делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям.
Подбор материала в 9 классе предусматривает углубление, систематизацию и обобщение
знаний о материках и океанах. Изучение вопросов физической, экономической и социальной
географии разных стран рассматривается в тесной взаимосвязи, а природа изучается как среда
обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Компактное изучение этих стран дает возможность рассказать о распаде монополизированного государства, на данном материале проанализировать последствия, повлиявшие на
углубление экономического кризиса и на усугубление национальных проблем.
В процессе изучения стран Евразии предусматривается просмотр видеофильмов о природе, достопримечательностях изучаемой страны, культуре и быте ее народа.
Заканчивается курс географии региональным обзором. В процессе изучения своего
края, обучающиеся систематизируют знания о природе края, знакомятся с местными экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос в данном регионе. Уделяется внимание изучению социальных, экологических и культурных аспектов. Рассмотрение
вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у обучающихся патриотических чувств.
Содержание разделов
№
1.
2.
3.
4
5
6.
7.
8
9
10
11
12
Название раздела
Количество
часов
Введение. Политическая карта Евразии
1
Западная Европа
6
Южная Европа
3
Северная Европа
3
Восточная Европа
12
Центральная Азия
5
Юго-Западная Азия
7
Южная Азия
2
Восточная Азия
5
Юго-Восточная Азия
3
Россия (повторение)
6
Свой край
15
Итого
68
Контрольные работы
1
1
1
1
1
1
1
7
3
III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
умение нести личную ответственность за свои поступки на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости;
умение слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и пытаться аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
сформированность ответственного отношения к выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
осознание своей этнической принадлежности, обобщение знаний о культуре народов
родного края;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия,
в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные:
Минимальный уровень:
представление об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;
владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование
условных знаков карты; определение направлений на карте; определение расстояний по карте
при помощи масштаба; умение описывать географический объект по карте;
выделение, описание и объяснение существенных признаков географических объектов и
явлений;
сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям;
использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и
процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в
случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
применение элементарных практических умений и приемов работы с географической
картой для получения географической информации;
ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды,
оценка их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;
нахождение в различных источниках и анализ географической информации;
применение приборов и инструментов для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы;
называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических памятников
своего родного края.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена
в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
4
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
ориентируется на карте, находит и показывает географические объекты самостоятельно;
понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными распространенными предложениями;
соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры, подтверждающие высказанное суждение;
классифицирует объекты на группы по существенным признакам;
дает последовательное описание объекта, раскрывающее его существенные признаки и
свойства;
правильно устанавливает причинно-следственные связи.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и показе объекта;
дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в построении предложении;
не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена последовательность в
описании объекта, явления.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов на карте;
дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,
материал излагает недостаточно полно и последовательно, нуждается в помощи учителя;
испытывает трудности при классификации объектов на группы;
самостоятельно не может обобщить полученные знания и установить причинноследственные связи.
Оценка «2» - не ставится.
5
Тема предмета
Кол-во
часов
№
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программное содержание
Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень
Введение. Государства Евразии - 1 час
Закрепление и систематизация знаний На политической карте Евразии
обучающихся о Евразии как самом
знакомятся с разнообразием стран,
большом и густонаселенном материке расположенных на материке. Поземного шара, его географическом по- казывают границу между Европой
ложении, хозяйстве и населении.
и Азией, выделенной заранее учиСовершенствование навыков работы с телем. Показывают крупнейшие
географическими картами.
государства Евразии, используя
Формирование представлений обуча- помощь учителя
ющихся о разнообразии стран, расположенных на материке.
Закрепление знаний обучающихся о
географическом положении, хозяйстве
и населении России
Западная Европа – 6 часов
1.
Политическая
карта Евразии
1ч.
2.
3.
Великобритания
(Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)
2ч.
Формирование представлений обучающихся о странах Западной Европы.
Знакомство обучающихся с географическим положением, природными
условиями, хозяйством, населением
Великобритании.
Закрепление знаний школьников о
зависимости климата от географического положения объекта
Показывают на карте Великобританию, используя помощь учителя.
Называют формы поверхности по
опорным словам. Составляют рассказ о Лондоне, используя предложенные учителем предложения.
Отмечают на контурной карте Великобританию и ее столицу, с помощью
4.
5.
Франция (Французская Респуб-
2ч.
Формирование представлений обучающихся о странах Западной Европы.
Показывают на карте Францию, ее
столицу, используя помощь учи-
Достаточный уровень
На карте показывают Евразию. По политической карте перечисляют крупнейшие государства Европы и Азии. По
физической карте показывают условную границу между Европой и Азией.
Называют регионы Европы и Азии, записывают их в тетрадь
Описывают географическое положение
Великобритании. Называют и показывают на карте формы поверхности страны. Рассказывают о климате Великобритании. Перечисляют представителей
животного и растительного мира. Составляют рассказ о традициях, культуре
и быте народов Великобритании. Отмечают в контурной карте страну и ее столицу
Показывают на карте Францию, столицу
и крупные города. Отмечают их на кар6
лика)
6.
Германия (Федеративная Республика Германии)
1ч.
7.
Австрия
(Австрийская
Республика). Швейцария (Швейцарская Конфедерация)
1ч.
8.
Испания
(Королевство
Испания)
1ч.
Знакомство обучающихся с географическим положением, природными
условиями, хозяйством, населением,
культурой и достопримечательностями
Франции. Формирование интереса к
изучаемому предмету
теля. Составляют рассказ о Париже по предложенным учителем
предложениям. Отмечают в контурной карте страну и ее столицу,
заранее выделенные учителем
те. Называют формы поверхности страны, полезные ископаемы. Сравнивают
климат Франции и Великобритании.
Составляют рассказ о культуре, быте,
традициях французского народа. Рассказывают о Париже и его достопримечательностях, опираясь на текст в учебнике
Формирование представлений обуча- Показывают на политической кар- Показывают на политической карте
ющихся о странах Западной Европы.
те Германию и ее столицу, исполь- Германию и ее столицу. Определяют по
Знакомство обучающихся с географи- зуя помощь учителя. Отмечают их физической карте формы поверхности.
ческим положением, природными
в контурной карте. По иллюстраОтмечают в контурной карте географиусловиями, хозяйством, населением.
циям рассказывают, чем занимаческие объекты, предложенные учитекультурой и достопримечательностями ются жители государства
лем. Перечисляют отрасли промышленГермании. Формирование интереса к
ности и сельского хозяйства
изучаемому предмету
Знакомство с положением на карте, Показывают на политической кар- Показывают на карте изучаемые госуприродно-климатическими особенно- те изучаемые государства, исполь- дарства, их столицы, отмечают на констями, высокоразвитой экономикой и зуя помощь учителя. Отмечают их турной карте. Определяют по физичес/х Австрии и Швейцарии.
в контурной карте. По иллюстраской карте формы поверхности. РасскаФормирование представлений об экоциям рассказывают, чем занимазывают о главных особенностях прирономике стран Западной Европы. Показ ются жители государства
ды, экономики и хозяйственной деяпричинно-следственной зависимости
тельности населения. Составляют расмежду географическим положением,
сказ о главных достопримечательностях
климатом, природой и развитием межодной из стран
дународного туризма в государствах
Западной Европы
Южная Европа - 3 часа
Формирование представлений обучающихся о странах Южной Европы.
Сравнение природных условий стран
Показывают на карте изучаемые
страны, используя помощь учителя. Называют формы поверхности
Показывают на карте изучаемые государства, их столицы, отмечают на контурной карте. Определяют по физиче7
Португалия
(Португальская
Республика)
9.
Италия
(Итальянская
Республика)
1ч.
10.
Греция (Греческая
Республика)
1ч.
11.
Норвегия (Королевство Норвегия)
1ч.
12.
Швеция
1ч.
(Коро-
Южной Европы.
по опорным словам. Составляют
Знакомство с географическим положе- рассказ о любом крупном городе
нием, рельефом, водоемами, природэтих государств, используя предложенные учителем предложения
ными условиями, хозяйством, изучаемых стран. Закрепление знаний о великих географических открытиях португальских мореплавателей Колумба и
Магеллана
Формирование представлений обучаПоказывают на карте Италию, ее
ющихся о странах Южной Европы.
столицу, используя помощь учиСравнение природных условий стран
теля. Составляют рассказ о Риме
Южной Европы.
по предложенным учителем предЗнакомство с географическим положе- ложениям. Отмечают в контурной
нием, рельефом, водоемами, природкарте страну и ее столицу, заранее
ными условиями, хозяйством Италии
выделенные учителем
Формирование представлений обучаПоказывают на карте Грецию, ее
ющихся о странах Южной Европы.
столицу, используя помощь учиСравнение природных условий стран
теля. Составляют рассказ об АфиЮжной Европы.
нах по предложенным учителем
Знакомство с географическим положе- предложениям. Отмечают в коннием, рельефом, водоемами, природтурной карте страну и ее столицу,
ными условиями, хозяйством Греции
заранее выделенные учителем
Северная Европа - 3 часа
ской карте формы поверхности. Рассказывают о главных особенностях природы, экономики и хозяйственной деятельности населения. Составляют рассказ о главных достопримечательностях
одной из стран
Формирование представлений обучающихся о странах Северной Европы.
Знакомство с географическим положением, рельефом, природными условиями, хозяйством Норвегии. Формирование навыков показа географических объектов на настенной карте
Формирование представлений обуча-
Показывают на политической карте
Норвегию и ее столицу. Определяют по
физической карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
Показывают на политической карте
Показывают на политической карте Норвегию и ее столицу, используя помощь учителя. Отмечают их
в контурной карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются жители государства
Показывают на политической кар-
Показывают на политической карте
Италию и ее столицу. Определяют по
физической карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
Показывают на политической карте
Грецию и ее столицу. Определяют по
физической карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
8
левство Швеция)
13.
Финляндия (Финляндская Республика)
1ч.
14.
Польша
(Республика
Польша)
1ч.
15.
Чехия (Чешская
Республика).
Словакия
(Словацкая
Республика)
1ч.
ющихся о странах Северной Европы.
те Швецию и ее столицу, испольЗнакомство с географическим полозуя помощь учителя. Отмечают их
жением, рельефом, природными усло- в контурной карте. По иллюстравиями, хозяйством Швеции. Формиро- циям рассказывают, чем занимавание навыков показа географических ются жители государства
объектов на настенной карте. Формирование бережного отношения к
окружающей среде на примере решения экологических проблем в Швеции
Формирование представлений обучаПоказывают на политической карющихся о странах Северной Европы.
те Финляндию и ее столицу, исЗнакомство с географическим полопользуя помощь учителя. Отмежением, рельефом, природными усло- чают их в контурной карте. По илвиями, хозяйством Финляндии. Тралюстрациям рассказывают, чем
диции населения Северной Европы.
занимаются жители государства
Формирование навыков показа географических объектов на настенной
карте
Восточная Европа – 12 часов
Швецию и ее столицу. Определяют по
физической карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
Формирование представлений обучающихся о странах Восточной Европы.
Знакомство с географическим положением, рельефом, природными условиями, хозяйством Польши.
Формирование навыков показа географических объектов на настенной
карте
Формирование представлений обучающихся о странах Восточной Европы.
Знакомство с географическим положением, рельефом, природными условиями, хозяйством изучаемых стран.
Показывают на политической карте Польшу и ее столицу, используя
помощь учителя. Отмечают их в
контурной карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются
жители государства
Показывают на политической карте
Польшу и ее столицу. Определяют по
физической карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
Показывают на карте изучаемые
страны, используя помощь учителя. Называют формы поверхности
по опорным словам. Составляют
рассказ о любом крупном городе
Рассказывают о географическом положении изучаемых стран, что влияет на
климат этой страны, какие отрасли промышленности особенно развиты. Составляют рассказ о достопримечатель-
Показывают на политической карте
Финляндию и ее столицу. Определяют
по физической карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные
учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
9
16.
Венгрия (Венгерская Республика)
1ч.
17.
Румыния (Республика Румыния). Болгария
(Республика Болгария)
1ч.
18.
Сербия и Черногория
1ч.
Сравнение характеристик двух государств Восточной Европы – Чехии и
Словакии.
Формирование навыков показа географических объектов на настенной
карте
Продолжение формирования представления обучающихся о странах Восточной Европы.
Знакомство с географическим положением, рельефом, природными условиями, хозяйством Венгрии.
Развитие и совершенствование навыков обучающихся при работе с
настенной картой и картами приложения к учебнику
Формирование представлений обучающихся о странах Восточной Европы.
Знакомство с географическим положением, рельефом, природными условиями, хозяйством изучаемых стран.
Сравнение характеристик двух государств Восточной Европы – Румынии
и Болгарии.
Формирование навыков показа географических объектов на настенной
карте
Формирование представлений о государствах Восточной Европы – Сербии
и Черногории. Развитие и совершенствование навыков обучающихся при
работе с настенной картой и картами
этих государств, используя предложенные учителем предложения
ностях одного из государств
Показывают на политической карте Венгрию и ее столицу, используя помощь учителя. Отмечают их
в контурной карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются жители государства
Показывают на политической карте
Венгрию и ее столицу. Определяют по
физической карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
Показывают на карте изучаемые
страны, используя помощь учителя. Называют формы поверхности
по опорным словам. Составляют
рассказ о любом крупном городе
этих государств, используя предложенные учителем предложения
Показывают на карте изучаемые государства, их столицы, отмечают на контурной карте. Определяют по физической карте формы поверхности. Рассказывают о главных особенностях природы, экономики и хозяйственной деятельности населения. Составляют рассказ о главных достопримечательностях
одной из стран
Называют изучаемые государства
и их столицы. Отмечают в контурной карте, используя помощь учителя. Записывают в тетрадь отрасли сельского хозяйства и про-
Показывают на карте изучаемые государства, их столицы, отмечают на контурной карте. Определяют по физической карте формы поверхности. Рассказывают о главных особенностяхт при10
приложения к учебнику
19.
Эстония (Эстонская Республика)
1ч.
20.
Латвия (Латвийская Республика)
1ч.
21.
Литва (Литовская
Республика)
1ч.
22.
Республика Бела-
1ч.
Формирование представлений обучающихся о государствах Восточной Европы. Знакомство с государствами
Балтии. Сравнение занятий населения
прибалтийских государств, отрасли
промышленности и сельского хозяйства
Формирование представлений обучающихся о государствах Восточной Европы. Знакомство с географическим
положением, рельефом, природными
условиями, хозяйством Латвии. Сравнение занятий населения прибалтийских государств, отрасли промышленности и сельского хозяйства. Совершенствование навыков работы с географической картой, навыков работы в
контурных картах
Формирование представлений обучающихся о государствах Восточной Европы. Знакомство с географическим
положением, рельефом, природными
условиями, хозяйством Литвы. Сравнение занятий населения прибалтийских государств, отрасли промышленности и сельского хозяйства. Совершенствование навыков работы с географической, контурной картами
Формирование представлений обуча-
мышленности, опираясь на текст
учебника и используя помощь
учителя
Показывают на политической карте Эстонию и ее столицу, используя помощь учителя. Отмечают их
в контурной карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются жители государства
Показывают на политической карте Латвию и ее столицу, используя
помощь учителя. Отмечают их в
контурной карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются
жители государства
роды, экономики и хозяйственной деятельности населения
Показывают на политической карте Эстонию и ее столицу. Определяют по физической карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
Показывают на политической карте
Латвию и ее столицу. Определяют по
физической карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
Показывают на политической карте Литву и ее столицу, используя
помощь учителя. Отмечают их в
контурной карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются
жители государства
Показывают на политической карте
Литву и ее столицу. Определяют по физической карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
Показывают на карте страну, сто-
Показывают на политической карте
11
русь
23.
Украина
1ч.
24.
Молдавия (Республика Молдова)
1ч.
25.
Обобщающий
урок «Европейские государства»
1ч.
ющихся о государствах Восточной Европы. Знакомство с географическим
положением, природой, хозяйством,
населением Белоруссии.
Работа над совершенствованием навыков показа географических объектов
на карте, навыков работы с контурной
картой
Формирование представлений обучающихся о государствах Восточной Европы. Знакомство с географическим
положением, природой, хозяйством,
населением Украины.
Работа над совершенствованием навыков показа географических объектов
на карте, навыков работы с контурной
картой
Формирование представлений обучающихся о государствах Восточной Европы. Знакомство с географическим
положением, природой, хозяйством,
населением Молдавии.
Работа над совершенствованием навыков показа географических объектов
на карте, навыков работы с контурной
картой
Повторение, обобщение и систематизирование знаний обучающихся об
изученных государствах Европы.
Сравнение стран Европы по размерам,
природным условиям и национальным
особенностям. Продолжение форми-
лицу и крупные города, используя
помощь учителя. Составляют рассказ о Беловежской пуще по предложенным учителем предложениям
Показывают на карте страну, столицу и крупные города, используя
помощь учителя. Отмечают их в
контурной карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются
жители государства
Республику Беларусь и ее столицу.
Определяют по физической карте формы поверхности. Отмечают в контурной
карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства. Составляют рассказ о главных достопримечательностях Белоруссии
Показывают на политической карте
Украину и ее столицу. Определяют по
физической карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
Показывают на политической карте Молдавию и ее столицу, используя помощь учителя. Отмечают их в контурной карте. По иллюстрациям рассказывают, чем
занимаются жители государства
Показывают на политической карте
Молдавию и ее столицу. Определяют по
физической карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
Показывают на карте государства
Европы, заранее обозначенные
учителем. Называют по приложению к учебнику характерные особенности стран Европы с опорой
на предложения и иллюстратив-
Показывают на карте государства Европы. Дают краткую характеристику
стран Европы с опорой на карты и с помощью учителя
12
26.
Казахстан (Республика Казахстан)
1ч.
27.
Узбекистан (Республика Узбекистан)
1ч.
28.
Туркменистан
1ч.
рования навыков показа изученных
ный материал, предложенный
государств на географических картах, учителем
навыков составления рассказов об одном из изученных государств Европы
по плану, опорным словам и иллюстрациям
Центральная Азия – 5 часов
Формирование представлений обучаПоказывают на политической карющихся о государствах Центральной
те Казахстан и его столицу, исАзии.
пользуя помощь учителя. ОтмеФормирование системы знаний об ос- чают их в контурной карте. По илновных особенностях ГП страны. Рас- люстрациям рассказывают, чем
крытие главных особенностей прирозанимаются жители государства
ды, экономики, населения и хозяйственной деятельности Казахстана.
Формирование представлений обучаПоказывают на политической карющихся о государствах Центральной
те Узбекистан и его столицу, исАзии.
пользуя помощь учителя. ОтмеФормирование системы знаний об ос- чают их в контурной карте. По илновных особенностях ГП страны. Рас- люстрациям рассказывают, чем
занимаются жители государства
крытие главных особенностей природы, экономики, населения и хозяйственной деятельности Узбекистана.
Работа над совершенствованием навыков показа географических объектов
на карте, навыков работы с контурной
картой
Формирование представлений обучаПоказывают на политической карющихся о государствах Центральной
те Туркменистан и его столицу,
Азии.
используя помощь учителя. ОтмеФормирование системы знаний об ос- чают их в контурной карте. По илновных особенностях ГП страны. Рас- люстрациям рассказывают, чем
Показывают на политической карте Казахстан и его столицу. Определяют по
физической карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
Показывают на политической карте Узбекистан и его столицу. Определяют по
физической карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
Показывают на политической карте
Туркменистан и его столицу. Определяют по физической карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте
географические объекты, предложенные
13
29.
Киргизия (Кыргызская Республика)
1ч.
30.
Таджикистан
(Республика Таджикистан)
1ч.
31.
Грузия
1ч.
крытие главных особенностей прирозанимаются жители государства
ды, экономики, населения и хозяйственной деятельности Туркмении.
Работа над совершенствованием навыков показа географических объектов
на карте, навыков работы с контурной
картой
Формирование представлений обучаПоказывают на политической карющихся о государствах Центральной
те Киргизию и ее столицу, испольАзии.
зуя помощь учителя. Отмечают их
Формирование системы знаний об ос- в контурной карте. По иллюстрановных особенностях ГП страны. Рас- циям рассказывают, чем занимакрытие главных особенностей приро- ются жители государства
ды, экономики, населения и хозяйственной деятельности Киргизии. Работа над совершенствованием навыков
показа географических объектов на
карте, навыков работы с контурной
картой
Формирование представлений обучаПоказывают на политической карющихся о государствах Центральной
те Таджикистан и его столицу, исАзии.
пользуя помощь учителя. ОтмеФормирование системы знаний об ос- чают их в контурной карте. По илновных особенностях ГП страны. Рас- люстрациям рассказывают, чем
крытие главных особенностей приро- занимаются жители государства
ды, экономики, населения и хозяйственной деятельности Таджикистана.
Работа над совершенствованием навыков показа географических объектов
на карте, навыков с контурной картой
Юго-Западная Азия – 7 часов
Формирование представлений обучаПоказывают на политической кар-
учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
Показывают на политической карте
Киргизию и ее столицу. Определяют по
физической карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
Показывают на политической карте Таджикистан и его столицу. Определяют
по физической карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные
учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
Показывают на политической карте
14
32.
Азербайджан
(Азербайджанская
Республика)
1ч.
33.
Армения (Республика Армения)
1ч.
34.
Турция (Турецкая
Республика)
1ч.
ющихся о государствах Юго-западной
Азии. Формирование представлений о
географическом положении, природных условиях, хозяйстве Грузии, обычаях и традициях грузин. Раскрытие
главных особенностей природы, экономики, населения и хозяйственной
деятельности
Продолжение формирования представлений обучающихся о государствах Юго-западной Азии. Знакомство
школьников с географическим положением, рельефом, климатом, природными условиями, хозяйством, населением Азербайджана. Работа над совершенствованием навыков показа
географических объектов на карте,
навыков работы с контурной картой
Продолжение формирования представлений обучающихся о государствах Юго-западной Азии. Знакомство
с положением Армении на политической и физической картах Азии, ее
природными богатствами, древней архитектурой и традициями армянского
народа. Работа над совершенствованием навыков показа географических
объектов на карте, навыков работы с
контурной картой
Формирование представлений обучающихся о государствах Юго-Западной
Азии. Знакомство с положением на
те Грузию и ее столицу, используя
помощь учителя. Отмечают их в
контурной карте. Записывают в
тетрадь отрасли сельского хозяйства и промышленности, опираясь
на текст учебника и используя помощь
Грузию и ее столицу. Определяют по
физической карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
Показывают на политической карте Азербайджан и его столицу, используя помощь учителя. Отмечают их в контурной карте. По иллюстрациям рассказывают, чем
занимаются жители государства.
Описывают рельеф страны, используя предложенные учителем
предложения
Показывают на политической карте
Азербайджан и его столицу. Определяют по физической карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные
учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
Показывают на политической карте Армению и ее столицу, используя помощь учителя. Отмечают их
в контурной карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются жители государства
Показывают на политической карте
Армению и ее столицу. Определяют по
физической карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
На карте показывают Турцию и ее
столицу, используя помощь учителя. В тетрадь записывают това-
Показывают на политической карте
Турцию и ее столицу. Определяют по
физической карте формы поверхности.
15
карте, климатом, растительным и животным миром, крупными городами
Турции
35.
Ирак (Республика
Ирак)
1ч.
36.
Иран (Исламская
Республика Иран)
1ч.
37.
Афганистан (Исламская Республика Афганистан)
1ч.
ры, которые изготавливают в этой
стране. В контурной карте отмечают города-курорты, заранее выделенные учителем
Формирование представлений обучаПоказывают на политической карющихся о государствах Юго-Западной те Ирак и его столицу, используя
Азии. Знакомство школьников с геопомощь учителя. Отмечают их в
графическим положением, климатом,
контурной карте. По иллюстрациприродными условиями, населением и ям рассказывают, чем занимаются
хозяйством Ирака. Закрепление знания жители государства
обучающихся о типичных представителях растительного и животного мира
пустынь, о населении и его традициях.
Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
Показывают на политической карте
Ирак и его столицу. Определяют по физической карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
Продолжение формирования представлений обучающихся о государствах Юго-западной Азии. Закрепление знаний школьников о влиянии
природных условий на занятия населения. Работа над совершенствованием навыков показа географических
объектов на карте, навыков работы с
контурной картой
Продолжение формирования представлений обучающихся о государствах Юго-западной Азии. Знакомство
школьников с географическим положением, климатом, природными условиями, хозяйством, населением Афганистана
Показывают на политической карте Иран и его столицу, используя
помощь учителя. Отмечают их в
контурной карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются
жители государства
Показывают на политической карте
Иран и его столицу. Определяют по физической карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
По иллюстрациям описывают рельеф Афганистана. Отмечают на
контурной карте страну и ее столицу, заранее выделенные учителем
Показывают на политической карте Афганистан и его столицу. Определяют по
физической карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
16
Южная Азия – 2 часа
38.
Индия (Республика Индия)
1ч.
Формирование представлений обучающихся об Индии как самом крупном
государстве Южной Азии. Знакомство
школьников с географическим положением, климатом, природными условиями, населением и хозяйством Индии
Показывают Индию на карте, с
помощью учителя. Составляют
рассказ о Тадж-Махале, используя
предложенные учителем предложения
39.
Индия (Республика Индия)
1ч.
Формирование представлений обучающихся об Индии как самом крупном
государстве Южной Азии. Знакомство
школьников с географическим положением, климатом, природными условиями, населением и хозяйством Индии
Показывают Индию на карте, с
помощью учителя. Составляют
рассказ о Тадж-Махале, используя
предложенные учителем предложения
Восточная Азия – 5 часов
40.
Китай (Китайская
Народная Республика)
1ч.
Формирование представлений обучающихся о государствах Восточной
Азии. Знакомство с самым крупным
государством Восточной Азии – Китаем: географическое положение, рельеф, реки, климат. Разнообразие растительного и животного мира Китая.
Знакомство с Китаем как с крупным
индустриально-аграрным государством с многочисленным населением
На карте показывают Китай, называют соседей страны с помощью
учителя. В тетрадь записывают
отрасли промышленности и сельского хозяйства этой страны, опираясь на текст учебника
Показывают на политической карте Индию и ее столицу. Определяют по физической карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем.
Перечисляют отрасли промышленности
и сельского хозяйства. Составляют рассказ о главных достопримечательностях
Индии
Показывают на политической карте Индию и ее столицу. Определяют по физической карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем.
Перечисляют отрасли промышленности
и сельского хозяйства. Составляют рассказ о главных достопримечательностях
Индии
Показывают на политической карте Китай и его столицу. Определяют по физической карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства. Составляют рассказ о достопримечательностях
Китая
17
41.
Китай (Китайская
Народная Республика)
1ч.
Формирование представлений обучающихся о государствах Восточной
Азии. Знакомство с самым крупным
государством Восточной Азии – Китаем: географическое положение, рельеф, реки, климат. Разнообразие растительного и животного мира Китая.
Знакомство с Китаем, как с крупным
индустриально-аграрным государством с многочисленным населением
Формирование представлений обучающихся о государствах Восточной
Азии. Знакомство школьников с географическим положением, рельефом,
климатом, природными условиями,
хозяйством и населением Монголии
На карте показывают Китай, называют соседей страны с помощью
учителя. В тетрадь записывают
отрасли промышленности и сельского хозяйства этой страны, опираясь на текст учебника
Показывают на политической карте Китай и его столицу. Определяют по физической карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства. Составляют рассказ о достопримечательностях
Китая
42.
Монголия
1ч.
Показывают на политической карте Монголию и ее столицу, используя помощь учителя. Отмечают их в контурной карте. По иллюстрациям рассказывают, чем
занимаются жители государства
1ч.
Формирование представлений обучающихся о государствах Восточной
Азии. Сравнение характеристик географического положения, хозяйства
КНДР и Республики Корея
Показывают на карте изучаемые
страны, используя помощь учителя. Называют формы поверхности
по опорным словам. Составляют
рассказ о любом крупном городе
этих государств, используя предложенные учителем предложения
1ч.
Формирование представлений обучающихся о государствах Восточной
Азии. Знакомство школьников с особенностями географического положения, рельефа, климата Японии. Формирование представлений о Японии,
Показывают Японию на физической карте, используя помощь
учителя. Составляют предложения
со словами «землетрясение» и
«тайфун». Отмечают на контурной
карте столицу Японии и крупные
Показывают на политической карте
Монголию и ее столицу. Определяют по
физической карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
Показывают на карте изучаемые государства, их столицы, отмечают на контурной карте. Определяют по физической карте формы поверхности. Рассказывают о главных особенностях природы, экономики и хозяйственной деятельности населения. Составляют рассказ о главных достопримечательностях
одной из стран
Показывают на политической карте
Японию и ее столицу. Определяют по
физической карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышлен-
43.
Корея (Корейская
НародноДемократическая
Республика и
Республика Корея)
44.
Япония
18
45.
Таиланд (Королевство Таиланд).
Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам).
1ч.
46.
Индонезия (Республика Индонезия) (по выбору
учителя или другие государства)
1ч.
47.
Обобщающий
урок
«Государства Азии»
1ч.
как высокоразвитой индустриальной
города, выделенные учителем
стране. Работа над совершенствованием навыков показа географических
объектов на карте, навыков работы с
контурной картой
Юго-Восточная Азия – 3 часа
Формирование представлений обучаНа карте показывают Азию. По
ющихся о государствах Югоиллюстрациям рассказывают, каВосточной Азии. Формирование сикие формы рельефа преобладают в
стемы знаний обучающихся об основ- Азии. Называют изучаемые госуных особенностях ГП изучаемых
дарства и их столицы. Отмечают в
стран. Раскрытие главных особенноконтурной карте, используя постей природы, экономики, населения и мощь учителя. Записывают в тетхозяйственной деятельности
радь отрасли сельского хозяйства
и промышленности, опираясь на
текст учебника и используя помощь учителя
Формирование представлений обучаПоказывают на карте страну, стоющихся о государствах Юголицу и крупные города, используя
Восточной Азии. Формирование сипомощь учителя. Отмечают их в
стемы знаний обучающихся об основ- контурной карте. По иллюстрациных особенностях ГП изучаемых
ям рассказывают, чем занимаются
стран. Раскрытие главных особенножители государства
стей природы, экономики, населения и
хозяйственной деятельности
Повторение, обобщение и систематиПоказывают на карте государства
зирование знаний обучающихся об
Азии, заранее обозначенные учиизученных государствах Азии. Сравтелем. Называют по приложению
нение государств Азии по размерам,
к учебнику характерные особенприродным условиям и национальным ности стран Азии с опорой на
особенностям. Продолжение формипредложения и иллюстративный
рования навыков показа изученных
материал, предложенный учите-
ности и сельского хозяйства. Составляют рассказ о Токио
Показывают на карте изучаемые государства, их столицы, отмечают на контурной карте. Определяют по физической карте формы поверхности. Рассказывают о главных особенностях природы, экономики и хозяйственной деятельности населения. Составляют рассказ о главных достопримечательностях
одной из стран
Показывают на политической карте
страну и ее столицу. Определяют по физической карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства
Показывают на карте государства Азии.
Дают краткую характеристику стран
Азии с опорой на карты и с помощью
учителя
19
государств на географических картах, лем
навыков составления рассказов об одном из изученных государств Азии по
плану, опорным словам и иллюстрациям
Россия (повторение) – 6 часов
48.
Границы России
1ч.
49.
Россия (Российская Федерация) –
крупнейшее государство Евразии
1ч.
Повторение и систематизирование
знаний обучающихся о географическом положении России, морских и
сухопутных границах государства. Совершенствование навыков самостоятельной работы с географическими
картами при составлении описаний
географических объектов
Повторение и обобщение знаний обучающихся о рельефе, водоемах, особенностях природы, полезных ископаемых, экономике, населении страны.
Совершенствование навыков показа
географических объектов на карте,
навыков работы с контурной картой
Показывают сухопутные и морские границы нашей страны, используя помощь учителя. Называют, заранее выделенные учителем,
пограничные государства
Показывают сухопутные и морские границы России на политической и физической картах, обозначают ее на контурной карте. Называют моря, по которым проходит государственная граница.
Определяют по политической карте
государства, граничащие с Россией
Называют и показывают на
настенной карте равнины, которые
находятся на территории России
(с помощью учителя). Называют
(заранее выделенные учителем) и
показывают крупные реки и отмечают их на контурной карте.
Называют некоторые народы,
проживающие на территории России (до 4 названий). Называют и
показывают (заранее обозначенные учителем на настенной карте)
крупнейшие месторождения полезных ископаемых России
Называют и показывают на настенной
карте равнины, которые находятся на
территории России. Называют горы
России, показывают на физической карте России. Перечисляют полезные ископаемые, которые добываю на территории России. Называют и показывают
на настенной карте крупнейшие месторождения нефти и газа. Наносят на контурную карту географические объекты,
выделенные в тексте жирным шрифтом.
Называют и показывают на карте реки
и озера России, указанные в учебнике.
Рассказывают об использовании водных
ресурсов по плану.
Перечисляют
названия народов России (с опорой на
таблицу). Показывают на карте места
расселения отдельных народов (с опо20
50.
Административное деление России
1ч.
51.
Столица и крупные города России
1ч.
52.
Обобщающий
урок по теме
«Россия»
1ч.
53.
Обобщающий
урок по курсу:
«География материков и океанов»
1ч.
Повторение знаний об административном делении РФ. Умение найти и прочитать на административной карте некоторые (из 85) субъекты Российской
Федерации: края, республики, автономные округа или области. Продолжение формирования навыков работы
обучающихся с адаптированными
картами в учебнике географии и его
приложении
Формирование представлений обучающихся о Российской Федерации. Повторение и обобщение знаний
школьников о столице России и крупных городах страны. Совершенствование навыков самостоятельной работы
при выполнении упражнений в тетради на печатной основе
Обобщение знаний о родной стране.
Совершенствование навыков самостоятельной работы обучающихся в парах, группах при выполнении различных заданий
Систематизирование и обобщение
сформированных представлений и понятий по всему разделу «География
материков и океанов». Проверка знаний обучающихся названий матери-
Показывают крупнейшие края, области, республики страны, заранее выделенные учителем. Рассказывают о столице нашей Родины
по предложенным учителем предложениям
рой на политико-административную
карту)
Перечисляют субъекты федерации.
Называют крупнейшие края, области,
республики страны и показывают их на
карте. Дают краткую характеристику
географического положения столицы и
крупнейших городов. Подписывают
названия городов, краев, республик на
контурной карте
Показывают столицу и крупные
города на настенной карте с помощью учителя. Рассказывают о
столице и городах нашей Родины
по предложенным учителем предложениям
Показывают столицу и крупные города
на настенной карте. Дают краткую характеристику крупнейших городов по
предложенным учителем предложениям. Подписывают названия городов,
краев, республик на контурной карте
Показывают на карте Россию. На
контурной карте отмечают границу России и крупнейшие города с
помощью учителя. Называют, с
опорой на карту - приложение к
учебнику, характерные особенности природных зон России
Показывают материки и океаны на
настенной карте с помощью учителя. Подписывают названия материков и океанов в контурной
карте
Дают краткую характеристику России
Показывают на настенной карте материки и океаны. По описанию и иллюстрациям определяют, о каком материке
и океане идет речь. Наносят названия
материков и океанов в контурной карте
21
54.
История возникновения нашего
края.
1ч.
55.
Географическое
положение. Границы. Рельеф.
1ч.
56.
Климат. Предсказание погоды по
местным признакам. Народные
приметы.
1ч.
ков и частей света, океанов, знания
наиболее крупных государств на каждом из материков и географических
особенностях этих стран
Свой край – 15 часов
Продолжение формирования предСоставляют рассказ об истории
ставлений обучающихся о своем крае. возникновения своего края, знаЗнакомство с основными историчечимых исторических событиях,
скими событиями, происходящими в
используя краеведческие справочизучаемой местности.
ники, по предложенным учителем
Формирование представлений о спепредложениям. Записывают форцифике, уникальности, неповторимомы поверхности своего края в тетсти своего края, необходимости прарадь
вильного взаимодействия человека и
окружающей среды.
Формирование представлений обучающихся о географическом положении
своего края на политической и физической карте России
Повторение и закрепление знаний
Показывают на настенной карте
обучающихся о географическом поло- свой край с помощью учителя. Сожении своего края на политической и
ставляют рассказ о поверхности с
физической карте России. Совершенпомощью опорных слов и предлоствование навыков самостоятельной
жений
работы с настенной картой. Закрепление знаний обучающихся о поверхности своего края
Закрепление знаний обучающихся об Записывают в тетрадь народные
особенностях климатических условий приметы. Называют местные присвоего края. Формирование умений
знаки природы, по которым можно
пользоваться краеведческими спрапредсказать погоду, используя повочниками для самостоятельного помощь учителя. Зарисовывают в
Рассказывают об истории возникновения своего края, значимых исторических событиях, используя краеведческие справочники. Показывают на политической и физической карте России
границы своего края. Называют формы
рельефа своего края
Дают характеристику географического
положения своего края с помощью учителя. Отмечают на контурной карте. Составляют рассказ о рельефе своей местности по предложенному учителем плану
Рассказывают о климатических условиях своего края. Записывают в тетрадь
народные приметы. Называют местные
признаки природы, по которым можно
предсказать погоду. Перечисляют по22
лучения необходимой информации
57.
Полезные ископаемые и почвы.
Реки, пруды, озера, каналы. Водоснабжение питьевой водой. Охрана
водоемов
1ч.
58.
Растительный
мир. Красная книга. Охрана растительного мира
1ч.
59.
Растительный
мир. Красная книга. Охрана растительного мира
1ч.
тетради условные знаки полезных
ископаемых и подписывают их
названия
Повторение и закрепление знаний
По условным знакам, предложенобучающихся о почвах и полезных ис- ных учителем, называют полезные
копаемых своего края. Систематизация ископаемые своего края. Составзнаний об использовании полезных
ляют рассказ о водных ресурсах
ископаемых.
по опорным словосочетаниям и
Формирование навыков бережного от- предложениям
ношения и рационального использования природных богатств. Повторение
и обобщение сведений о водоемах
своей местности, использование и
охрана воды
Формирование представлений обучаПо рисункам называют растения
ющихся о природных богатствах свое- своего края. Знакомятся с растего края. Знакомство с уникальными
ниями, занесенными в Красную
особенностями растительного мира.
книгу. Зарисовывают в тетрадь
Повторение и обобщение знаний о ти- одно растение, составляют о нем
пичных представителях растительного рассказ, используя помощь учитемира своего края. Знакомство обучаля
ющихся с экологическими проблемами
своего края
Формирование представлений обучаПо рисункам называют растения
ющихся о природных богатствах свое- своего края. Знакомятся с растего края. Знакомство с уникальными
ниями, занесенными в Красную
особенностями растительного мира.
книгу. Зарисовывают в тетрадь
Повторение и обобщение знаний о ти- одно растение, составляют о нем
пичных представителях растительного рассказ, используя помощь учитемира своего края. Знакомство обучаля
ющихся с экологическими проблемами
своего края
лезные ископаемые своего края, записывают в тетрадь и зарисовывают
условные знаки
По геологической карте определяют полезные ископаемые своего края. Рассказывают об их использовании. По плану
составляют рассказ о водоемах своего
края. Обсуждают возможности хозяйственного использования и охране водоемов
Перечисляют растения своего края. Записывают в тетрадь лекарственные растения и как их используют. Знакомятся
с растениями, занесенными в Красную
книгу. Составляют рассказ о вреде природе, наносимом браконьерами. Рассказывают о заповедниках, заказниках и
национальных парках своего края
Перечисляют растения своего края. Записывают в тетрадь лекарственные растения и как их используют. Знакомятся
с растениями, занесенными в Красную
книгу. Составляют рассказ о вреде природе, наносимом браконьерами. Рассказывают о заповедниках, заказниках и
национальных парках своего края
23
60.
61.
Животный
мир
нашей местности.
(Хищные и травоядные, дикие и
сельскохозяйственные животные, птицы, рыбы, земноводные,
насекомые). Вред
природе, наносимый браконьерами. Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим птицам.
Заповедники, заказники
Животный
мир
нашей местности.
(Хищные и травоядные, дикие и
сельскохозяйственные животные, птицы, рыбы, земноводные,
насекомые). Вред
природе, наносимый браконьерами. Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим птицам.
1ч.
Знакомство с уникальными особенностями животного мира своего края.
Повторение и обобщение знаний о типичных представителях животного
мира. Знакомство с экологическими
проблемами своего края и путями их
решения. Формирование навыков рационального использования природных богатств своего края
По рисункам называют животных
своего края. Знакомятся с животными, занесенными в Красную
книгу. Зарисовывают в тетрадь
одно животное, составляют о нем
рассказ, используя помощь учителя
Перечисляют животных своего края.
Знакомятся с животными, занесенными
в Красную книгу. Составляют рассказ о
вреде природе, наносимом браконьерами. Рассказывают о заповедниках, заказниках и национальных парках своего
края
1ч.
Знакомство с уникальными особенностями животного мира своего края.
Повторение и обобщение знаний о типичных представителях животного
мира. Знакомство с экологическими
проблемами своего края и путями их
решения. Формирование навыков рационального использования природных богатств своего края
По рисункам называют животных
своего края. Знакомятся с животными, занесенными в Красную
книгу. Зарисовывают в тетрадь
одно животное, составляют о нем
рассказ, используя помощь учителя
Перечисляют животных своего края.
Знакомятся с животными, занесенными
в Красную книгу. Составляют рассказ о
вреде природе, наносимом браконьерами. Рассказывают о заповедниках, заказниках и национальных парках своего
края
24
62.
Заповедники, заказники
Население нашего
края (области).
Национальный
состав. Обычаи,
традиции, костюмы, фольклорные
песни и танцы,
национальная
кухня.
1ч.
Систематизация знаний обучающихся
о населении своего края, его основных
занятиях.
Знакомство с уникальными этническими особенностями населения.
Содействие социальной адаптации
обучающихся к жизни в своем крае
Знакомятся с уникальными этническими особенностями населения. Записывают в тетрадь народы, которые проживают на территории края. По иллюстрациям рассказывают, чем занимается население своего края. Составляют
рассказ о культуре, традициях своего края по предложенным учителем предложениям
Обобщение сведений обучающихся о
промышленности своего края и ее основных отраслях.
Раскрытие особенностей взаимодействия человека и природы
Формирование знаний об экономическом росте своего края.
Помощь в выборе дальнейшей профессии
Обобщение сведений обучающихся о
сельском хозяйстве своего края и его
основных отраслях.
Помощь в выборе дальнейшей профессии
Называют отрасли тяжелой и легкой промышленности своего края
с опорой на иллюстративный материал – схемы, рисунки. Называют, с помощью учителя, предприятия города, в которых могут работать выпускники
Называют отраслевой состав растениеводства (полеводство, садоводство) и животноводства (скотоводство, птицеводство) своего
края с помощью учителя
Называют основные отрасли сельского
хозяйства своего края (с помощью учителя)
Обобщение сведений обучающихся о
транспорте, грузовых и пассажирских
перевозках. Содействие социальной
адаптации обучающихся к жизни в
По иллюстрациям перечисляют
виды транспорта своего края
Называют, какие виды транспорта развиты в своем крае
63.
Промышленность.
Ближайшие промышленные
предприятия, где
могут работать
выпускники школы
1ч.
64.
Сельское хозяйство (специализация: растениеводство, животноводство, бахчеводство.)
Транспорт
(наземный, железнодорожный,
авиационный,
1ч.
65.
1ч.
Знакомятся с уникальными этническими особенностями населения. Перечисляют народы, которые проживают на
территории своего края. Составляют
рассказ о культуре, традициях, национальной кухне.
Называют отрасли промышленности
своего края и продукцию, которую они
выпускают.
Рассказывают об отраслях сельского
хозяйства
Называют основные отрасли промышленности своего края (с помощью учителя). Называют предприятия города, в
которых могут работать выпускники
25
речной)
своем крае
66.
Архитектурноисторические и
культурные памятники нашего
края
1ч.
67.
Наш город (поселок, деревня)
1ч.
68.
Обобщающий
урок. Моя малая
Родина
1ч.
Формирование осознанного отношения к памятникам истории и культуры,
окружающей среде.
Закрепление знаний обучающихся о
достопримечательностях своего края.
Знакомство обучающихся с историческими архитектурными памятниками
и памятниками культуры, создающими
неповторимый облик края.
Формирование умения пользоваться
краеведческими справочниками для
самостоятельного получения необходимой информации
Обобщение сведений об окружающем
школьников мире. Совершенствование
навыков взаимодействия обучающихся с окружающими (одноклассниками,
родными и близкими, соседями и т.
п.).
Формирование
общечеловеческих
ценностей: любовь к Отечеству, родной земле, людям, труду
Обобщение сведений о географическом положении, истории, климате,
природных условиях, хозяйстве, населении своего края. Совершенствование
навыков самостоятельной работы обучающихся в парах, группах при выполнении различных заданий
Составляют рассказ о достопримечательностях своего края с опорой на предложения и иллюстративный материал, предложенный
учителем
Знакомятся с архитектурноисторическими и культурными памятниками, создающими неповторимый
облик края, используя краеведческие
справочники. Составляют рассказ о достопримечательностях своего края
Составляют рассказ о своем городе, по предложенным учителем
предложениям. Записывают предприятия, на которых могут работать выпускники образовательного
учреждения. Выполняют контрольное тестирование, используя
помощь учителя
Составляют рассказ о своем городе. Перечисляют предприятия своего города.
Называют достопримечательности. Выполняют контрольное тестирование по
всему курсу «География»
Составляют рассказ о своем крае
по плану, предложенному учителем с опорой на предложения и
иллюстративный материал
Составляют рассказ о городе, в котором
проживают, по плану, предложенному
учителем
26
27
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)