Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

География

I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1),, утвержденной приказом Министерства
просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «География» относится к предметной области «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «География» в 8 классе
рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «География».
Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачи обучения:
-формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социальноэкономических процессов и их взаимосвязей;
-формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;
-формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
-формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для
объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
-овладение основами катастрофической грамотности и использование элементарных практических
умений и приемов использования географической карты для получения географической информации;
-формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий.
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «География» в 8 классе определяет следующие
задачи:
-формирование у обучающихся представлений о мировом океане;
-познакомить обучающихся с географическим положением, природой, населением, особенностями хозяйственной деятельности, бытом, культурой людей, отдельными государствами различных континентов;
-дать элементарные научные и систематические сведения о единстве природы, её разнообразии протекающих в ней процессов;
-показать особенности взаимодействия человека и природы;
-помочь усвоить правила поведения в природе;
-содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию;
-учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные
зависимости;
-содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение, связную речь, расширять
лексический запас
-дать общий обзор природных условий материка, на котором мы живём.

2

II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать у обучающихся широкий спектр
видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям.
Обучающиеся получают знания о географическом положении каждого материка, его природе, а также
знакомятся с экономическим развитием государств, культурой, бытом народов указанных материков.
Кроме того, в данном курсе изучается и континент Антарктида, при изучении которого обучающиеся
узнают об открытиях великих мореплавателей и полярников.
К концу 8 класса обучающиеся начинают более подробно изучать физическую географию материка, на
котором мы живем. Здесь даются общие представления о географическом положении, очертаниях берегов, рельефе, климате, водных ресурсах, растительном, животном мире и населении Евразии.
Содержание разделов
№

Название раздела

Количество
часов
1
5
12
8
6
1
9

Контрольные работы

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Введение
Материки и океаны
Африка
Австралия
Антарктида
Америка
Северная Америка

8.

Южная Америка

12

1

9.

Евразия

14

2

68

8

Итого

1
1
1
1
1

3

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, народов культур и религий;
-сформированность уважительного отношения к истории и культуре других народов;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-совершенствование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности со сверстниками, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-формирование экологической культуры, понимание необходимости охраны редких видов растений и
животных;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
-сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении;
-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе
владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации.
Предметные:
Минимальный уровень:
-называть океаны земного шара, их значение;
-показывать на географической карте океаны земного шара;
-знать названия материков земного шара;
-показывать на географической карте материки земного шара
-знать, на каком материке расположена Россия
Достаточный уровень:
-давать краткую характеристику географического положения океанов и их хозяйственное значение;
географического положения, очертания берегов и природных условий и населения материков;
-находить на карте изученные географические объекты
-определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка;
-давать элементарное описание природных условий всех материков, опираясь на карту и картины;
-находить в периодической печати сведения об изученных государствах.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в
овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
-0 баллов - нет фиксируемой динамики;
-1 балл - минимальная динамика;
-2 балла - удовлетворительная динамика;
-3 балла - значительная динамика.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
-ориентируется на карте, находит и показывает географические объекты самостоятельно;
-понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными распространенными предложениями;
-соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры, подтверждающие высказанное суждение;
-классифицирует объекты на группы по существенным признакам;
-дает последовательное описание объекта, раскрывающее его существенные признаки и свойства;
-правильно устанавливает причинно-следственные связи.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
-ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и показе объекта;
-дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в построении предложении;
-не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена последовательность в описании объекта, явления.
4

Оценка «3» ставится, если обучающийся:
-испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов на карте;
-дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,
-материал излагает недостаточно полно и последовательно, нуждается в помощи учителя;
-испытывает трудности при классификации объектов на группы;
-самостоятельно не может обобщить полученные знания и установить причинно-следственные связи.
Оценка «2» - не ставится.

5

Тема предмета

Кол-во
часов

№

1.

Что изучают в
курсе географии
материков и океанов. Материки и
части света на
глобусе и карте

1ч.

2.

Атлантический
океан

1ч.

3.

Северный Ледовитый океан

1ч.

4.

Тихий океан

1ч.

IV.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программное содержание
Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень
Введение - 1час
Формирование представлений обу- Показывают и называют заранее
чающихся о материках и частях
выделенные учителем материки.
света. Повторение и закрепление
Записывают названия материков и
знаний о географическом положечастей света в тетрадь, подписынии материков земного шара, их
вают названия в контурной карте
размерах. Совершенствование
навыков работы с учебником, Приложением к учебнику. Воспитание
интереса к изучаемому предмету
Мировой океан – 5 часов
Продолжение формирования предПоказывают на карте Атлантичеставлений обучающихся об Атланский океан с помощью учителя.
тическом океане. Знакомство с
Перечисляют обитателей Атланкрупными морями, островами и по- тического океана, с помощью
луостровами Атлантического океа- опорных слов и иллюстрациям.
на. Совершенствование навыков
Отмечают Атлантический океан в
работы с картой полушарий, навыки контурной карте с помощью учиработы в контурной карте
теля
Знакомство школьников
Показывают на карте Северный
с географическим положением,
Ледовитый океан с помощью учиособенностями природы Северного теля. Перечисляют обитателей
Ледовитого океана.
изучаемого океана с помощью
Закрепление знаний обучающихся о опорных слов и иллюстрациям.
морях, островах, полуостровах Се- Отмечают изучаемый океан в конверного Ледовитого океана, распотурной карте с помощью учителя
ложенных на территории РФ.
Знакомство школьников
Показывают на карте Тихий океан
с крупными морями, островами и
с помощью учителя. Перечисляют

Достаточный уровень
Показывают на настенной карте и называют материки и части света. Дают
краткую характеристику географического положения материков. По плану,
предложенному учителем, составляют
рассказ о любом материке. Подписывают названия материков в контурной
карте
Дают определение, что такое «Мировой
океан». Называют и показывают на
настенной карте части Мирового океана. Отмечают в контурной карте Атлантический океан, его крупнейшие острова и полуострова. Описывают океан по
предложенному учителем плану
Отмечают в контурной карте Северный
Ледовитый океан, его крупнейшие острова и полуострова. Описывают океан
по предложенному учителем плану

Отмечают в контурной карте Тихий
океан, его крупнейшие острова и полу6

5.

Индийский океан

1ч.

6.

Современное изучение Мирового
океана

1ч.

7.

Африка. Географическое положение

1ч.

8.

Разнообразие рельефа, климат,
реки и озера.

1ч.

полуостровами, животным и расти- обитателей изучаемого океана с
тельным миром Тихого океана.
помощью опорных слов и иллюЗакрепление и обобщение знаний
страциям. Отмечают изучаемый
обучающихся о морях, островах,
океан в контурной карте с помополуостровах Тихого океана, расщью учителя
положенных на территории РФ
Продолжение формирования предПоказывают на карте Индийский
ставлений обучающихся об Индий- океан с помощью учителя. Переском океане.
числяют обитателей изучаемого
Знакомство школьников
океана с помощью опорных слов и
с крупными морями, островами и
иллюстрациям. Отмечают изучаеполуостровами, животным и расти- мый океан в контурной карте с
тельным миром Индийского океана помощью учителя
Формирование представлений обу- Составляют рассказ по предлочающихся о науке – океанологии, ее женным учителем предложениям о
значении, современных научных
пользе, получаемой людьми от
открытиях. Совершенствование
океанов и морей
навыков работы с картой полушарий, работы с контурной картой
Материки и части света. Африка – 12 часов
Формирование представлений обу- Показывают Африку на настенной
чающихся о самом жарком матери- карте, используя помощь учителя.
ке земного шара.
Подписывают названия материка,
Знакомство с географическим поморя и океаны, которые омывают
ложением Африки.
материк с помощью учителя. СоСовершенствование навыков рабо- ставляют рассказ по предложенты с картой полушарий, глобусом,
ным учителем предложениям о
физической картой Африки
географическом положении Африки
Продолжение формирования представлений обучающихся об Африке.
Знакомство с рельефом, климатическими особенностями, реками и

Показывают на карте заранее выделенные учителем формы поверхности, подписывают названия
в контурной карте, используя по-

острова. Описывают океан по предложенному учителем плану

Отмечают в контурной карте Индийский океан, его крупнейшие острова и
полуострова. Описывают океан по
предложенному учителем плану

Рассказывают, какую пользу получают
люди от океанов и морей

Называют и показывают на настенной
карте Африку, океаны и моря, которые
омывают материк. Отмечают на контурной карте географические названия,
выделенные в тексте учебника. Красной
линией обозначают линию экватора.
Записывают новые географические термины в тетрадь. Составляют по плану
краткую характеристику географического положения Африки
Перечисляют формы поверхности Африки, показывают и называют их на
настенной карте. Поясняют, от чего зависит климат на материке. Сравнивают
7

9.

Природные зоны.
Растительный мир
тропических лесов.

1ч.

10.

Животный мир
тропических лесов

1ч.

11.

Растительный мир
саванн

1ч.

12.

Животный
саванн

1ч.

мир

озерами изучаемого материка. Совершенствование навыков работы с
картой полушарий, глобусом, физической картой Африки
Формирование представлений обучающихся о природных зонах Африки. Знакомство обучающихся с
тропическим (экваториальным) лесом Африки. Совершенствование
навыков работы с учебником, приложением к учебнику

мощь учителя

Формирование представлений обучающихся о природных зонах Африки. Знакомство обучающихся с
тропическим (экваториальным) лесом Африки. Совершенствование
навыков работы с учебником, приложением к учебнику
Знакомство с природными зонами
Африки. Формирование представлений обучающихся о растительности саванн. Совершенствование
навыков самостоятельной работы
при выполнении задании в тетради
на печатной основе

По рисункам называют животных
зоны тропических лесов Африки.
По предложенным учителем предложениям составляют рассказ об
одном из животных тропического
леса

Знакомство с природными зонами
Африки. Формирование представлений обучающихся о животном
мире саванн. Совершенствование
навыков самостоятельной работы
при выполнении задании в тетради

По картинкам называют животных
саванн. Записывают названия в
тетрадь. Составляют рассказ об
одном из животных саванн по
предложенным учителем предложениям

Знакомятся с природными зонами
Африки. По рисункам называют
растения Африки. По предложенным учителем предложениям составляют рассказ об одном из растений тропического леса

Выписывают понятие «саванна»
из словаря в тетрадь. По картинкам называют растения саванн.
Записывают названия в тетрадь.
Составляют рассказ об одном из
растений саванн по предложенным
учителем предложениям

климат северной и центральной части
континента. Отмечают на контурной
карте выделенные в тексте горы, реки и
озёра
Перечисляют природные зоны, в которых расположена Африка. Показывают
и называют на карте тропический лес.
Рассказывают, от чего зависит многообразие растительного мира тропического
леса Африки. Составляют рассказ об
одном из растений, зарисовывают его в
тетради. Обозначают зону тропических
лесов на контурной карте
Рассказывают, от чего зависит многообразие животного мира тропического
леса Африки. Составляют рассказ об
одном из животных, зарисовывают его в
тетради. Обозначают зону тропических
лесов на контурной карте
Дают определение, что такое саванна.
Рассказывают, как меняется внешний
вид саванн в дождливый и сухой сезон.
Записывают названия растений в тетрадь. Объясняют как взаимосвязан животный и растительный мир саванн. Составляют рассказ об одном растении саванн
Записывают названия животных в тетрадь. Объясняют как взаимосвязан животный и растительный мир саванн. Составляют рассказ об одном животном
саванн
8

на печатной основе
Знакомство с природными зонами
Африки. Продолжение формирования представлений обучающихся об
Африке. Формирование представлений обучающихся о пустынях
Африки

13.

Растительный и
животный мир
пустынь

1ч.

Показывают на карте пустыни
Африки, используя помощь учителя. Закрашивают зону пустынь,
заранее выделенную учителем в
контурной карте. Называют представителей растительного и животного мира, выделенных в тексте учебника

14.

Население и государства

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся об Африке.
Знакомство обучающихся с населением, хозяйственной деятельностью, бытом жителей африканского
материка, крупными государствами.
Совершенствование навыков работы с политической картой Африки,
навыки работы в контурных картах

Записывают в тетрадь народы, которые проживают в Африке. Показывают на карте государства материка, заранее выделенные учителем. По рисункам рассказывают,
чем занимаются жители этих
стран, используя помощь учителя

15.

Государства Африки: Египет,
Эфиопия

1ч.

Знакомство обучающихся с населением, хозяйственной деятельностью, бытом жителей Египта, Эфиопии

Записывают в тетрадь народы, которые проживают в Африке. Показывают на карте государства материка, заранее выделенные учителем. По рисункам рассказывают,
чем занимаются жители этих
стран, используя помощь учителя

16.

Государства Африки: Танзания,
Демократическая
Республика Конго.

1ч.

Знакомство обучающихся с населением, хозяйственной деятельностью, бытом жителей Танзании,
Демократической Республики Конго

Записывают в тетрадь народы, которые проживают в Африке. Показывают на карте государства материка, заранее выделенные учителем. По рисункам рассказывают,

Называют и показывают пустыни Африки на настенной карте и обозначают
их в контурной карте. Выписывают в
тетрадь из словаря новые географические понятия. Формулируют главное
правило жизни в пустыне. Рассказывают с опорой на текст учебника как приспособились животные и растения к
климатическим условиям пустыни
Перечисляют народы, которые населяют материк. Объясняют, почему африканцы имеют тёмный цвет кожи. Находят на карте наиболее густонаселенные
территории. Описывают занятия населения по сюжетным иллюстрациям.
Отмечают в контурной карте изучаемые
государства. Рассказывают о достопримечательностях этих стран
Перечисляют народы, которые населяют материк. Объясняют, почему африканцы имеют тёмный цвет кожи. Находят на карте наиболее густонаселенные
территории. Описывают занятия населения по сюжетным иллюстрациям.
Отмечают в контурной карте изучаемые
государства. Рассказывают о достопримечательностях этих стран
Перечисляют народы, которые населяют материк. Объясняют, почему африканцы имеют тёмный цвет кожи. Находят на карте наиболее густонаселенные
территории. Описывают занятия насе9

17.

Государства Африки Египет,
ЮАР

1ч.

18.

Обобщающий
урок по теме
«Африка»

1ч.

19.

Австралия. Географическое положение

1ч.

20.

Разнообразие рельефа, климат,
реки и озера

1ч.

чем занимаются жители этих ления по сюжетным иллюстрациям.
стран, используя помощь учителя
Отмечают в контурной карте изучаемые
государства. Рассказывают о достопримечательностях этих стран
Знакомство обучающихся с населе- Записывают в тетрадь народы, ко- Перечисляют народы, которые населянием, хозяйственной деятельноторые проживают в Африке. Пока- ют материк. Объясняют, почему афристью, бытом жителей Египта, ЮАР зывают на карте государства мате- канцы имеют тёмный цвет кожи. Нахорика, заранее выделенные учите- дят на карте наиболее густонаселенные
лем. По рисункам рассказывают, территории. Описывают занятия насечем занимаются жители этих ления по сюжетным иллюстрациям.
стран, используя помощь учителя
Отмечают в контурной карте изучаемые
государства. Рассказывают о достопримечательностях этих стран
Обобщение знаний обучающихся об Показывают Африку на настенной Показывают на карте Африку. Дают
изучаемом материке.
карте. Называют характерные осо- краткую характеристику материка с
Совершенствование навыков само- бенности материка с опорой на опорой на карты и с помощью учителя
предложения и иллюстративный
стоятельной работы в парах, групматериал, предложенный учитепах при выполнении заданий
лем
Австралия – 8 часов
Формирование представлений обу- Показывают
Австралию
на Называют и показывают на настенной
чающихся об Австралии. Знакомнастенной карте, используя по- карте Австралию, океаны и моря, котоство школьников с географическим мощь учителя.
Подписывают рые омывают материк. Отмечают на
положением Австралии. Совершен- названия материка, моря и океаны, контурной карте географические назваствование навыков работы с картой которые омывают материк с по- ния, выделенные в тексте учебника. Заполушарий, глобусом, физической
мощью учителя. Составляют рас- писывают новые географические теркартой Австралии
сказ по предложенным учителем мины в тетрадь. Сравнивают береговые
предложениям о географическом очертания Австралии и Африки. Соположении Австралии
ставляют по плану краткую характеристику географического положения Австралии
Продолжение формирования предПоказывают на карте заранее вы- Рассказывают о климатических условиставлений обучающихся об Австра- деленные учителем формы по- ях Австралии. Называют регионы Авлии. Знакомство школьников с реверхности, подписывают названия стралии, в которых климат наиболее
10

льефом, особенностями климатических условий, водоемами Австралии. Совершенствование навыков
показа географических объектов на
настенной карте
21.

Растительный мир

1ч.

Продолжать формирование представлений обучающихся об Австралии. Знакомство школьников с типичными представителями растительного мира Австралии

22.

Животный мир

1ч.

Продолжать формирование представлений обучающихся об Австралии. Знакомство школьников с типичными представителями животного мира Австралии

23.

Население Австралии

1ч.

24.

Австралийский
Союз

1ч.

Продолжать формирование представлений обучающихся об Австралии. Знакомство с коренным и
пришлым населением Австралии.
Совершенствование самостоятельной работы при выполнении
упражнений в тетради на печатной
основе. Развитие навыков самоконтроля при выполнении упражнений
Формирование представлений о
географическом положении, государственном устройстве, хозяйстве
изучаемого государства

в контурной карте, используя по- благоприятен для жизни людей и ведемощь учителя
ния сельского хозяйства. Показывают
на настенной карте самое крупное озеро
и реки Австралии. Отмечают на контурной карте выделенные в тексте географические объекты
Знакомятся с природными зонами Перечисляют природные зоны, в котоАвстралии. По предложенным рых расположена Австралия. Рассказыучителем предложениям состав- вают о разнообразии растительного миляют рассказ об одном из растений ра, о растение, которое является симвоматерика, зарисовывают его в тет- лом Австралии
радь
По картинкам называют животных Рассказывают о разнообразии животноАвстралии. Записывают названия го мира Австралии. Называют представ тетрадь. Составляют рассказ об вителей сумчатых и яйцекладущих жиодном из животных Австралии по вотных. Составляют рассказ об одном
предложенным учителем предло- из животных Австралии
жениям
Записывают в тетрадь народы, ко- Перечисляют народы, которые населяторые проживают в Австралии. ют материк. Находят на карте наиболее
Показывают на карте государства густонаселенные территории. Описыматерика, заранее выделенные вают занятия населения по сюжетным
учителем. По рисункам рассказы- иллюстрациям. Отмечают в контурной
вают, чем занимаются жители этих карте изучаемые государства. Рассказыстран, используя помощь учителя
вают о достопримечательностях этих
стран
Показывают на карте государство
Австралийский Союз, используя
помощь учителя. По рисункам
рассказывают, чем занимаются
местные жители этой страны, используя помощь учителя. Выпи-

Называют коренное население Австралии. На карте показывают плотно заселенные территории Австралии. Перечисляют виды промышленности и сельского хозяйства, которые хорошо развиты на континенте. Показывают на карте
11

25.

Океания. Остров
Новая Гвинея

1ч.

26.

Обобщающий
урок по теме «Австралия»

1ч.

27.

Географическое
положение. Антарктика

1ч.

28.

Открытие Антарктиды русскими мореплавате-

1ч.

сывают в тетрадь название столи- Австралийский Союз. Отмечают на
цы и крупных городов Австралии
контурной карте столицу и крупные города Австралии. Составляют рассказ об
одном из них
Формирование представлений обу- Подписывают названия крупней- Показывают и называют на настенной
чающихся об уникальности прироших островов Океании в контур- карте острова Новая Гвинея и Новая Зеды земного шара на примере остро- ной карте, используя помощь учи- ландия. Отмечают их на контурной карвов Океании. Знакомство школьни- теля. Составляют рассказ о рус- те. Называют самый большой остров и
ков с путешествиями и открытиями ском учёном Н. Н. Миклухо- описывают особенности его природы.
русских мореплавателей
Маклай с опорой на предложен- Составляют рассказ о русском ученом
ные учителем предложения
Н. Н. Миклухо-Маклай, который первый изучил жизнь и быт народов Новой
Гвинеи, опираясь на текст учебника
Обобщение знаний обучающихся об Показывают
Австралию
на Показывают на карте Австралию. Дают
изучаемом материке.
настенной карте. Называют харак- краткую характеристику материка с
Совершенствование навыков само- терные особенности материка с опорой на карты и с помощью учителя
опорой на предложения и иллюстоятельной работы в парах, групстративный материал, предложенпах при выполнении заданий
ный учителем
Антарктида – 6 часов
Продолжение формирования предПоказывают на карте Антарктиду, Сравнивают физические карты Австраставлений обучающихся об Антарк- используя помощь учителя. В кон- лии и Антарктиды. Называют признаки
тиде как самом холодном материке турной карте подписывают назва- сходства и различия. На контурной
земного шара. Знакомство с геогра- ния океанов и островов, заранее карте обозначают Южный полюс. Подфическим положением Антарктиды. выделенных учителем. Составля- писывают названия океанов, омываюСовершенствование навыков показа ют рассказ о первой русской экс- щих берега Антарктиды и Антарктичегеографических объектов на
педиции по предложенным учите- ских полуостровов. Рассказывают о
настенной карте, навыки работы в
лем предложениям
первой русской экспедиции к Южному
контурных картах
материку. Показывают ее маршрут на
карте. Называют путешественника, который первый достиг Южного полюса
Продолжение формирования предПоказывают на карте выделенный Рассказывают о первой русской экспеставлений обучающихся об Антарк- стрелками маршрут русской экс- диции к берегам Антарктиды. Показытиде как самом холодном материке педиции. Называют путешествен- вают ее маршрут на настенной и отме12

лями

земного шара. Формирование уважительного отношения к людям,
занимающимся наукой, географическими открытиями, наблюдениями
и описанием Земли.
Продолжение формирования представления обучающихся об Антарктиде как самом холодном материке
земного шара. Знакомство с поверхностью материка, его климатом, полезными ископаемыми

ников, которые первыми достигли чают в контурной картах. Называют пуЮжного полюса с помощью учи- тешественников, которые первыми дотеля
стигли Южного полюса, опираясь на
текст учебника

Называют растения материка. Перечисляют животных и птиц Антарктиды.
Объясняют, почему нет копытных животных, а много ластоногих. Зарисовывают пингвинов в тетрадь. Составляют
рассказ «Как приспособились пингвины
к жизни на самом холодном материке
Земли»
Рассказывают, в каких условиях живут
ученые из научных антарктических экспедиций, что они изучают. Показывают
на карте научные станции Антарктиды
и отмечают их в контурной карте. Перечисляют географические названия, связанные с именами исследователей

29.

Разнообразие рельефа, климат

1ч.

30.

Растительный и
животный мир
Антарктиды.
Охрана природы

1ч.

Формирование представлений обучающихся о растительном и животном мире Антарктиды

31.

Современные исследования Антарктиды

1ч.

32.

Обобщающий
урок по теме «Антарктида»

1ч.

Продолжение формирования представления обучающихся об Антарктиде. Знакомство с исследованиями
материка на современном этапе.
Формирование уважительного отношения к людям, занимающимся
наукой, географическими открытиями, наблюдением и описанием
Земли
Обобщение и систематизация знаний об Антарктиде

Рассматривают физическую карту
Антарктиды, опираясь на предложенные учителем предложения,
составляют рассказ о климатических условиях материка. По геологической карте называют полезные ископаемые с помощью учителя
По иллюстрации перечисляют
представителей животного мира.
Составляют рассказ о пингвинах
по предложенным учителем предложениям

Составляют рассказ об ученых из
антарктических экспедиций по
предложенным учителем предложениям. Показывают и называют
на карте научные станции, заранее
выделенные учителем

Объясняют, от чего зависит климат Антарктиды. Рассказывают о поверхности
материка. Перечисляют полезные ископаемые материка. На контурную карту
наносят географические названия. Составляют рассказ о климате Антарктиды, опираясь на текст учебника

Показывают
Антарктиду
на Показывают на карте Антарктиду. Дают
настенной карте. Называют харак- краткую характеристику материка с
терные особенности материка с опорой на карты и с помощью учителя
опорой на предложения и иллю13

33.

Открытие Америки

1ч.

34.

Географическое
положение Северной Америки

1ч.

35.

Разнообразие рельефа, климат

1ч.

36.

Реки и озера Северной Америки

1ч.

стративный материал, предложенный учителем
Америка – 1час
Формирование представлений учаПоказывают на карте полушарий
щихся об открытии Америки. Фор- часть света -Америку с помощью
мирование потребности в чтении
учителя. Называют, кто открыл
дополнительной литературы с цеАмерику и в честь кого была
лью расширения, обогащения геоназвана, опираясь на предложения,
графических знаний
предложенные учителем
Северная Америка - 9 часов
Формирование представлений обу- По пунктирным линиям отмечают
чающихся о материке Северная
путь кораблей Колумба. Отмечают
Америка. Знакомство с географиче- на контурной карте заранее выдеским положением материка. Заленные учителем географические
креплять навыки работы с геограобъекты. Составляют рассказ о
фическими, контурными картами
географическом положении Северной Америки, опираясь на план
и предложения, предложенные
учителем
Продолжение формирования представления обучающихся о Северной
Америке. Знакомство школьников с
рельефом Северной Америки. Показ
зависимости климата от географического положения материка
Продолжение формирования представлений обучающихся о материке
Северная Америка. Знакомство
обучающихся с водными ресурсами
изучаемого материка.
Совершенствование навыков показа
географических объектов на

Показывают на настенной карте
равнины и горы, заранее выделенные учителем. Подписывают их
названия в контурной карте, используя помощь учителя
Показывают на карте заранее выделенные учителем реки и озёра,
подписывают названия в контурной карте, используя помощь учителя

Наносят на контурную карту путь кораблей Колумба. Показывают на физической карте материка острова Куба,
Гаити, Алеутские острова, полуостров
Аляска. Называют русских путешественников, которые участвовали в открытии и освоении полуострова Аляска
Наносят на карту путь кораблей Колумба. Называют путешественника, в честь
которого была названа Америка. Рассказывают о русских путешественника,
открывших северо-запад континента.
Отмечают на контурной карте выделенные шрифтом географические объекты.
Дают краткую характеристику географического положения Северной Америки
Показывают и называют формы земной
поверхности Северной Америки. Отмечают их на контурной карте. Перечисляют полезные ископаемые материка.
Составляют рассказ о климатических
условиях Северной Америки
Называют и показывают на настенной
карте реки и озера Северной Америки.
Отмечают на карте выделенные шрифтом географические объекты. Составляют рассказ о Великих озёрах Северной Америки
14

37.

Растительный и
животный мир

1ч.

38.

Население и государства Северной
Америки.

1ч.

39.

Соединенные
Штаты Америки

1ч.

40.

Канада

1ч.

настенной карте
Знакомство обучающихся с природными зонами Северной Америки. Формирование представлений о
типичных представителях растительного и животного мира изучаемого материка. Развитие навыка
чтения географической карты
Продолжение формирования представлений обучающихся о народах,
населяющих земной шар, разнообразии государств. Развитие навыков
работы с политической картой

Продолжение формирования представлений обучающихся о народах,
населяющих земной шар, разнообразии государств. Знакомство
школьников с географическим положением, государственным
устройством США, населением и
его основными занятиями.
Развитие навыков работы с географической картой
Продолжение формирования представлений обучающихся о народах,
населяющих земной шар, разнообразии государств.
Сообщение сведений о географическом положение, особенностях при-

По иллюстрации перечисляют
представителей растительного и
животного мира. Составляют рассказ об одном из представителей
животного или растительного мира, опираясь на предложенные
словосочетания, предложения
Записывают в тетрадь народы, которые проживают в Северной
Америке. Показывают на карте
государства материка, заранее выделенные учителем. По рисункам
рассказывают о достопримечательностях этих стран

Показывают на карте государство
США, используя помощь учителя.
По рисункам рассказывают, чем
занимаются местные жители этой
страны, используя помощь учителя

Показывают на карте государство
Канада, используя помощь учителя. По рисункам рассказывают,
чем занимаются местные жители
этой страны, используя помощь
учителя

Перечисляют природные зоны, в которых расположена Северная Америка.
Рассказывают о разнообразие растительного и животного мира. Составляют рассказ об одном из животных Северной Америки
Рассказывают о коренных жителях материка. Показывают на карте, где живут
эскимосы и индейцы. Описывают занятия населения по сюжетным иллюстрациям. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства изучаемых государств. Отмечают государства
и их столицы в контурной карте. Рассказывают о достопримечательностях
этих стран
Показывают на карте Соединенные
Штаты Америки. Перечисляют виды
промышленности и сельского хозяйства. Отмечают на контурной карте столицу и крупные города изучаемого государства. Рассказывают о достопримечательностях этой страны

Показывают на карте Канаду. Перечисляют виды промышленности и сельского хозяйства. Отмечают на контурной
карте столицу и крупные города изучаемого государства. Рассказывают о достопримечательностях этой страны
15

41.

Мексика. Куба

1ч.

42.

Обобщающий
урок по теме «Северная Америка»

1ч.

43.

Географическое
положение

1ч.

44.

Разнообразие рельефа, климат

1ч.

роды, населении, хозяйстве Канады.
Развитие навыков самостоятельной
работы в контурной карте
Продолжение формирования представлений обучающихся о народах,
населяющих земной шар, разнообразии государств.
Развитие навыков работы с географическими картами
Обобщение и систематизирование
знаний о Северной Америке

Показывают на карте изучаемые
государства, используя помощь
учителя. По рисункам рассказывают, чем занимаются местные
жители этих стран, используя помощь учителя

Показывают Северную Америку
на настенной карте. Называют характерные особенности материка с
опорой на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем
Южная Америка - 12 часов
Продолжение формирования предОтмечают на контурной карте заставлений обучающихся о материранее выделенные учителем геоках земного шара. Сообщение свеграфические объекты. Составляют
дений о географическом положерассказ о географическом положении Южной Америки, открытии
нии Северной Америки, опираясь
острова Огненная Земля. Развитие
на план и предложения, предлонавыков использования географиженные учителем
ческих карт для получения новой
учебной информации
Формирование представлений обу- Показывают на настенной карте
чающихся о Южной Америке. Соравнины и горы, заранее выделенобщение сведений о разнообразии и ные учителем. Подписывают их
контрасте поверхности, особенноназвания в контурной карте, исстях климата Южной Америки.
пользуя помощь учителя
Установление взаимосвязи географического положения, поверхности
и климата изучаемого материка

Показывают на карте изучаемые государства. Перечисляют виды промышленности и сельского хозяйства. Отмечают на контурной карте столицу и
крупные города изучаемых стран. Рассказывают о достопримечательностях
этих стран
Показывают на карте Северную Америку. Дают краткую характеристику материка с опорой на карты и с помощью
учителя

Называют и показывают на настенной
карте Африку, океаны и моря, которые
омывают материк. Отмечают на контурной карте географические названия,
выделенные в тексте учебника. Записывают новые географические термины в
тетрадь. Составляют по плану краткую
характеристику географического положения Южной Америки
Называют и показывают на настенной
карте формы рельефа Южной Америки.
Отмечают на контурной карте географические названия, выделенные в тексте учебника. Сравнивают климат Африки и Южной Америки. Составляют
рассказ о климатических условиях Южной Америки
16

45.

Реки и озера Южной Америки

1ч.

46.

Растительный мир
тропических лесов

1ч.

47.

Животные тропического леса

1ч.

48.

Растительный мир
саванн степей полупустынь и горных районов

1ч.

Формирование представлений обучающихся о Южной Америке. Знакомство школьников с водоемами
изучаемого материка. Совершенствование навыков показа географических объектов на настенной
карте
Формирование представлений обучающихся о разнообразии растительного мира земного шара. Сообщение сведений о растительности
тропических лесов Южной Америки. Закрепление знания обучающихся о тропических лесах земного
шара в процессе сравнения лесов
Африки, Северной Америки и Южной Америки
Формирование представлений обучающихся о разнообразии животного мира земного шара. Сообщение
школьникам сведений о типичных
представителях животного мира
тропических лесов Южной Америки. Закрепление знаний обучающихся о тропических лесах земного
шара в процессе сравнения лесов
Африки, Северной Америки и Южной Америки
Формирование представлений обучающихся о разнообразии природных условий Южной Америки. Сообщение сведений о разнообразии
растительного мира Южной Америки

Показывают на настенной карте
заранее выделенные учителем реки и озера Южной Америки. Составляют рассказ об Амазонке по
предложенным учителем предложениям

По рисункам называют животных
зоны тропических лесов Южной
Америки. По предложенным учителем предложениям составляют
рассказ об одном из животных
тропического леса

Отмечают на контурной карте крупные
реки и озёра Южной Америки. Сравнивают Амазонку и Нил по характеру течения и питания. Называют сходства и
различия. Описывают одну из рек Южной Америки по предложенному учителем плану
Перечисляют природные зоны, в которых расположена Южная Америка. Отмечают их в контурной карте. Показывают и называют на карте тропический
лес. Рассказывают, как меняется Амазония в результате хозяйственной деятельности человека. Составляют рассказ
об одном из растений. Зарисовывают в
тетради некоторые растения, которые
водятся только на этом материке
Рассказывают, от чего зависит многообразие животного мира тропического леса Южной Америки. Составляют рассказ об одном из животных, зарисовывают его в тетради. Обозначают зону
тропических лесов на контурной карте

Показывают на карте саванны,
степи, горные районы материка,
используя помощь учителя. Записывают в тетрадь названия представителей растительного мира,
выделенных в тексте учебника

Рассказывают о разнообразии растений
в зоне степей Южной Америки. Сравнивают пустыни Африки и Южной
Америки. Показывают, как изменяются
природные зоны в горах на карте «Высотная поясность Южной Америки».

Знакомятся с природными зонами
Южной Америки. По рисункам
называют растения материка. По
предложенным учителем предложениям составляют рассказ об одном из растений тропического леса

17

49.

Животный мир
саванн, степей,
полупустынь, пустынь

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о разнообразии природных условий Южной
Америки. Знакомства школьников с
животным миром саванн, пустынь,
степей и гор Южной Америки

Показывают на карте саванны,
степи, горные районы материка,
используя помощь учителя. По
иллюстрации перечисляют представителей животного мира саванн, степей, полупустынь, пустынь Южной Америки. Записывают названия животных в тетрадь

50.

Население и государства

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о Южной
Америке. Формирование представлений о коренном и пришлом населении материка. Сообщение сведений о государствах Южной Америки

Показывают на карте государства
материка, заранее выделенные
учителем. По рисункам рассказывают, чем занимаются жители этих
стран, используя помощь учителя

51.

Государства Южной Америки:
Бразилия

1ч.

Сообщение сведений о государствах Южной Америки.
Совершенствование навыков работы с политической картой

52.

Государства Южной Америки: Аргентина

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о народах,
населяющих земной шар, разнообразии государств. Знакомство с государством Южной Америки Аргентиной

Показывают на карте изучаемые
государства, используя помощь
учителя. По рисункам рассказывают, чем занимаются местные
жители этих стран, используя помощь учителя
Показывают на карте изучаемые
государства, используя помощь
учителя. По рисункам рассказывают, чем занимаются местные
жители этих стран, используя помощь учителя

Зарисовывают в тетради растения Южной Америки. Составляют рассказ об
одном из представителей растительного
мира Южной Америки
Рассказывают о разнообразии животных
в зоне степей Южной Америки. Записывают названия животных в тетрадь.
Объясняют как взаимосвязан животный
и растительный мир саванн. Зарисовывают в тетради животных Южной Америки. Составляют рассказ об одном из
представителей животного мира Южной Америки
Показывают на политической карте
крупные государства Южной Америки.
Рассказывают о разнообразном составе
народов Южной Америки. Наносят на
контурную карту изучаемые государства и их столицы. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства, развитые в этих странах
Показывают изучаемые государства на
карте. Перечисляют виды промышленности и сельского хозяйства. Отмечают
на контурной карте столицу и крупные
города изучаемых стран. Рассказывают
о достопримечательностях государства
Показывают изучаемые государства на
карте. Перечисляют виды промышленности и сельского хозяйства. Отмечают
на контурной карте столицу и крупные
города изучаемых стран. Рассказывают
о достопримечательностях государства
18

53.

Государства Южной Америки: Перу

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о народах,
населяющих земной шар, разнообразии государств. Знакомство с государством Южной Америки-Перу

Показывают на карте изучаемые
государства, используя помощь
учителя. По рисункам рассказывают, чем занимаются местные
жители этих стран, используя помощь учителя
Обобщение и систематизирование
Показывают Южную Америку на
знаний обучающихся о Южной
настенной карте. Называют харакАмерике
терные особенности материка с
опорой на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем
Евразия – 14 часов
Формирование представлений обу- Показывают Евразию на карте почающихся об Евразии как самом
лушарий и глобусе, используя покрупном материке земного шара.
мощь учителя. Дают краткую хаЗнакомство с географическим порактеристику географического положением Евразии
ложения материка по плану и
опорным предложениям

54.

Обобщающий
урок по теме
«Южная Америка»

1ч.

55.

Географическое
положение

1ч.

56.

Очертания берегов Евразии. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Острова и
полуострова

1ч.

Продолжение формирования представлений о географическом положении Евразии. Знакомство с очертаниями берегов, островами и полуостровами океанов, омывающими
материк

57.

Очертание берегов Евразии Моря
Тихого и Индийского океанов.
Острова и полу-

1ч.

Продолжение формирования представлений о географическом положении Евразии. Знакомство с очертаниями берегов, островами и полуостровами Тихого и Индийского

Показывают на физической карте
океаны, которые омывают Евразию. Записывают в тетрадь острова и полуострова материка. Составляют рассказ об одном из морей по опорным словам, и словосочетаниям, принимая помощь
учителя
Записывают в тетрадь острова и
полуострова Тихого и Индийского
океанов. Составляют рассказ об
одном из морей, по опорным словам, и словосочетаниям, принимая

Показывают изучаемые государства на
карте. Перечисляют виды промышленности и сельского хозяйства. Отмечают
на контурной карте столицу и крупные
города изучаемых стран. Рассказывают
о достопримечательностях государства
Показывают на карте Южную Америку.
Дают краткую характеристику материка
с опорой на карты и с помощью учителя

Рассказывают о географическом положении Евразии. Называют части света,
из которых состоит материк, сравнивают их по площади. На контурной карте
проводят условную границу между Европой и Азией и отмечают географические названия, выделенные в тексте
учебника
На физической карте показывают и
называют океаны, омывающие материк.
Отмечают моря этих океанов, острова и
полуострова на контурных картах. Дают
характеристику одному из морей по
предложенному учителем плану
На физической карте показывают и
называют океаны, омывающие материк.
Отмечают моря этих океанов, острова и
полуострова на контурных картах. Дают
характеристику одному из морей по
19

острова

океанов.
Закрепление знаний школьников о
морях Тихого океана, омывающих
восточное побережье РФ

помощь учителя

предложенному учителем плану

Показывают на настенной карте
равнины и горы, заранее выделенные учителем. Подписывают их
названия в контурной карте, используя помощь учителя. Называют и показывают (заранее обозначенные учителем на настенной
карте) крупнейшие месторождения полезных ископаемых Европы
Показывают на настенной карте
равнины и горы, заранее выделенные учителем. Подписывают их
названия в контурной карте, используя помощь учителя. Называют и показывают (заранее обозначенные учителем на настенной
карте) крупнейшие месторождения полезных ископаемых Азии
Закрашивают в контурной карте
климатические пояса, заранее выделенные учителем. Составляют
рассказ о климате Росси по предложенным учителем предложениям. На контурной карте отмечают
реки и озера, используя помощь
учителя
Показывают реки и озёра Европы
(заранее выделенные учителем на
карте). Наносят на контурную кар-

Показывают на физической карте равнины, плоскогорья и горы Евразии. Отмечают формы рельефа Евразии в контурной карте. Перечисляют полезные
ископаемые, которые добывают на материке, показывают их месторождения
на карте

58.

Разнообразие рельефа. Полезные
ископаемые Европы

1ч.

Формирование представлений обучающихся о Евразии. Знакомство с
рельефом и полезными ископаемыми Европы. Формирование навыков
самостоятельной работы при выполнении заданий в тетради на печатной основе

59.

Разнообразие рельефа. Полезные
ископаемые Азии

1ч.

Формирование представлений обучающихся о Евразии. Знакомство с
рельефом и полезными ископаемыми Азии. Формирование навыков
самостоятельной работы при выполнении заданий в тетради на печатной основе

60.

Климат Евразии

1ч.

Формирование представлений обучающихся о Евразии, особенностях
ее климатических условий. Совершенствование навыков работы с
физической картой

61.

Реки и озера Европы

1ч.

Формирование представлений о богатстве водных ресурсов Евразии.
Сообщение сведений о водоемах

Показывают на физической карте равнины, плоскогорья и горы Азии. Отмечают формы рельефа Евразии в контурной карте. Перечисляют полезные ископаемые, которые добывают на материке,
показывают их месторождения на карте

Перечисляют, в каких климатических
поясах расположен материк, называют
особенности каждого из климатических
поясов. Рассказывают, какие факторы
определяют климат Евразии. Показывают и называют крупнейшие реки и
озера материка и отмечают их в контурной карте
Называют и показывают реки и озера,
которые расположены в европейской
части материка. Наносят на контурную
20

Европы.
Совершенствование навыков работы с физической картой
62.

Реки и озера Азии

1ч.

Формирование представлений о богатстве водных ресурсов Евразии.
Сообщение сведений о водоемах
азиатской части изучаемого материка

63.

Растительный и
животный мир
Европы

1ч.

64.

Растительный и
животный мир
Азии

1ч.

65.

Население Евразии

1ч.

66.

Культура и быт
народов Евразии

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о Евразии.
Сообщение сведений о растительном и животном мире изучаемого
материка. Развитие навыков самостоятельного получения учебной
информации из карт приложения к
учебнику
Продолжение формирования представлений обучающихся о Евразии.
Сообщение сведений о растительном и животном мире изучаемого
материка. Развитие навыков самостоятельного получения учебной
информации из карт приложения к
учебнику
Формирование представлений обучающихся о многонациональном
населении материка Евразия
Формирование представлений обучающихся о многонациональном
населении материка Евразия. Сообщение основных сведений о

ту названия рек, озер, каналов (с
помощью). Составляют рассказ о
реках и озерах Европы по опорным словам и словосочетаниям
Показывают реки и озёра Азии
(заранее выделенные учителем на
карте). Наносят на контурную карту названия рек, озер, каналов (с
помощью). Составляют рассказ о
реках и озерах Азии, по опорным
словам и словосочетаниям
Называют растения и животных
Европы. Записывают в тетрадь
названия представителей растительного и животного мира, выделенных в тексте учебника, используя помощь учителя

карту названия рек, озер, каналов. Составляют рассказ о реках и озерах Европы по плану

Называют растения и животных
Азии. Записывают в тетрадь
названия представителей растительного и животного мира, выделенных в тексте учебника, используя помощь учителя

Называют и показывают на карте природные зоны Азии. Перечисляют представителей растительного и животного
мира каждой природной зоны

На карте показывают государства
Евразии, заранее выделенные учителем.
Составляют рассказ о культуре и
быте своего края по предложенным учителем предложениям.

Называют по иллюстрациям часть Евразии, которая более плотно заселена

Называют и показывают реки и озера,
которые расположены в азиатской части
материка. Наносят на контурную карту
названия рек, озер, каналов. Составляют
рассказ о реках и озерах Азии по плану
Называют и показывают на карте природные зоны Европы. Перечисляют
представителей растительного и животного мира каждой природной зоны

Составляют рассказ о культуре и быте
своего края

21

культуре и быте народов Евразии
67.

Обобщающий
урок по теме
«Евразия»

1ч.

68.

Обобщающий
урок по курсу
«География материков и океанов»

1ч.

Обобщение и систематизирование
сведений о крупнейшем материке
земного шара.
Развитие навыков самостоятельной
работы при выполнении заданий в
контурной карте и в тетради на печатной основе
Обобщение и систематизирование
знаний по курсу «География материков и океанов»
Развитие навыков работы в команде

Показывают Евразию на настен- Показывают на карте Евразию. Дают
ной карте. Называют характерные краткую характеристику материка с
особенности материка с опорой на опорой на карты и с помощью учителя
предложения и иллюстративный
материал, предложенный учителем
Показывают материки и океаны на
настенной карте с помощью учителя. Подписывают названия материков и океанов в контурной
карте

Показывают на настенной карте материки и океаны. По описанию и иллюстрациям определяют, о каком материке
и океане идет речь. Наносят названия
материков и океанов в контурной карте

22

23

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».