Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Чтение» 7 класс.
Обучение чтению в 7 классе носит практическую направленность и тесно связано с
другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению
профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию знаний русского
языка в различных ситуациях.
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной
программы МБОУ Целинной ОШИ № 15.
Чтение и развитие речи является эффективным средством всестороннего развития
личности обучающегося с нарушением интеллекта. На уроках чтения в 7 классе
продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости,
выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все
учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме
того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его
чтении и понимания содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при
работе с ним требуется большая методическая вариативность.
Обучающиеся трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их
творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателей они
часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических
произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда
понимают слова и выражения, используемые автором.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания
художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их
мышлению. Обучающиеся учатся отвечать на поставленные вопросы; полно,
правильно, последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать
основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных
героев. Давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки;
устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы,
обобщения, в том числе эмоционального плана.
Цели и задачи обучения:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
навыком в системе образования школьников; формирование читательского кругозора и
приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование
всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического
отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и
научно-познавательными текстами;
- обогащение нравственного опыта школьников средствами художественного текста;
формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов
многонациональной России и других стран.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на
коррекцию и развитие:
– основных мыслительных операций;
– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления; –
зрительного восприятия и узнавания;
– пространственных представлений и ориентации; –
речи и обогащение словаря;
– коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы; –
коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках..
Программный материал в программе представлен в сравнительно небольшом объеме с
учетом индивидуальных показателей скорости и качества усвоения представлений,
знаний, умений практического материала, их применения в зависимости от степени
выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость
индивидуального и дифференцированного подхода на уроках чтения и развития речи.