Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

География

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «География» относится к предметной области «Естествознание» и является
обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «География» в 7
классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «География».
Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для
объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачи обучения:
 формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социальноэкономических процессов и их взаимосвязей;
 формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;
 формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
 формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения
мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
 овладение основами катастрофической грамотности и использование элементарных практических умений и приемов использования географической карты для получения географической информации;
 формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий.
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «География» в 7 классе определяет
следующие задачи:
 формирование элементарных, но научных и систематических сведений о природе, населении,
хозяйстве России;
 знакомство с культурой и бытом народов России, достопримечательностями разных уголков
нашей Родины.
 знакомство с особенностями взаимодействия человека и природы.

2

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать у обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям.
Программа 7 класса полностью посвящена ознакомлению с природой и хозяйством России.
Изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны
рассматривается в тесной взаимосвязи, а природа изучается как среда обитания и жизнедеятельности
людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Особое внимание уделяется экологическим проблемам. Необходимо вскрыть причины обострения экологических ситуаций в некоторых районах нашей страны.
На изучение «Географии России» в данной программе отведен весь 7 класс, в содержании
учебного материала выделены два основных блока:
1. Особенности природы и хозяйства России — 11 ч
П. Природные зоны России — 57 ч.
Задача первого блока этого раздела создать целостное представление о своей родине, раскрыть разнообразие ее природных условий, ресурсов, населения и хозяйства.
Учителю географии необходимо подумать о рациональном распределении времени на изучение общих и зональных вопросов. Целесообразно уже при изучении I блока иллюстрировать общие
положения конкретными примерами, подготавливая таким образом обучающихся к изучению отдельных природных зон.
В региональной части курса, во втором блоке, дается комплексная характеристика природных
зон России: изучаются особенности климата, природы, условия жизни и хозяйственной деятельности
людей, местные экономические, социальные и экологические проблемы, достопримечательности
разных уголков нашей Родины.
На уроках обучающиеся пользуются современными географическими картами (физической,
политико-административной и картой природных зон России). При изучении географии России констатируются новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения. Важный аспект проблемы – развитие крупнейших городов, центров науки, малых городов и сел. Также при изучении географии России учитывается принятое в
настоящее время новое административное деление России на федеральные округа.
№ п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Содержание разделов
Количество часов
на изучение
Особенности природы и хозяйства России
11
Природные зоны России
2
Зона арктических пустынь
5
Зона тундры
8
Лесная зона
18
Зона степей
8
Зона пустынь и полупустынь
7
Зона субтропиков
4
Высотная поясность в горах
5
Итого
68
Тема (раздел)

Контрольные
работы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9

3

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
 осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
 формирование чувства патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, ценностям многонационального российского общества;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению.
 формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, знание и соблюдение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей (наводнения, лавина, сель, шторм, ураган и т.п.);
 формирование правильного отношения к окружающей (природной) среде; знать и использовать на практике правила поведения в природе, ее сохранения и рационального использования, принимать участие в мероприятиях по охране природы;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
 формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде.
Предметные:
Минимальный уровень:
 иметь представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах России;
 понимать географическую карту: декодировать условные знаки карты;
 показывать на карте (с помощью вспомогательных средств – генерализация линий рек,
пунсоны, таблички с названиями) географические объекты, указанные в программе;
 определять направления на карте с опорой на вспомогательные средства;
 показывать границы России на физической карте РФ;
 показывать на карте природные зоны. называть природные зоны с опорой на карту;
 принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды; правильно вести себя в
природе;
 делать несложные макеты изучаемых природных зон (с группой обучающихся) под руководством учителя;
 выделять, описывать существенные признаки географических объектов и явлений с помощью
учителя;
 использовать географические знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и
процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях
стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
 показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и карте природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картинами, картами и
планом;
 показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе;
 устанавливать простейшие взаимосвязи между климатом, растительным и животным миром,
природными условиями и занятиями населения;
 выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений
с помощью учителя;
 сравнивать географические объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
 вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценивать
их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;
 находить в различных источниках, указанных учителем, учебную информацию;

4






 называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники
своей области.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных
единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
 ориентируется на карте, находит и показывает географические объекты самостоятельно;
 понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными распространенными предложениями;
 соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры, подтверждающие высказанное суждение;
 классифицирует объекты на группы по существенным признакам;
 дает последовательное описание объекта, раскрывающее его существенные признаки и свойства;
 правильно устанавливает причинно-следственные связи.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
 ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и показе объекта;
 дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в построении предложении;
 не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена последовательность в описании
объекта, явления.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
 испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов на карте;
 дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,
 материал излагает недостаточно полно и последовательно, нуждается в помощи учителя;
 испытывает трудности при классификации объектов на группы;
 самостоятельно не может обобщить полученные знания и установить причинно-следственные
связи.
Оценка «2» - не ставится.

5

IV.
Тема урока

Программное содержание

Кол-во
часов

№
уро
ка

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень

Достаточный уровень

Особенности природы и хозяйства России- 11часов
Географическое положение России на
карте мира

1ч.

2

Европейская и азиатская части России

1ч.

Формирование у обучающихся
представлений географическом положении РФ на карте мира. Повторение условных обозначениях морских и сухопутных границ, государственные символы РФ.
Продолжение формирования навыков правильного показа географических объектов на карте
Продолжение формирования представлений о географическом положении России, обширности ее территории. Знакомство с названиями
экономических районов Европейской и азиатской частей РФ.
Продолжение формирования навыков самостоятельной работы при
выполнении упражнений в тетради
на печатной основе

3

Административное
деление России

1ч.

Продолжение формирования пред- Называют нашу страну. Знакоставлений о географическом поло- мятся с названиями наиболее

1

Показывают границу России на
настенной карте, используя помощь учителя. Составляют рассказ о географическом положении России по плану и опорным
предложениям

Показывают (заранее обозначенную учителем) условную границу между Европой и Азией.
Сравнивают по площади Европейскую и Азиатскую части России. Находят на карте России
свой город (с помощью)

Рассказывают, в каком полушарии
и на каком материке расположено
наше государство. Показывают
границу России, обозначают ее на
контурной карте. Называют моря,
по которым проходит государственная граница. Определяют по
политической карте государства,
граничащие с Россией
Показывают на карте территорию
России. Называют, где проходит
условная граница, заранее обозначенная учителем, между Европой
и Азией. Показывают европейскую и азиатскую часть. Сравнивают по площади Европейскую и
Азиатскую части России. Находят
на карте России свой город. Определяют, в какой части страны они
живут
Находят
на
политикоадминистративной карте РФ края,
6

4

5

6

жении России, обширности ее территории.
Знакомство с названиями наиболее
крупных областей Европейской и
азиатской части РФ.
Формирование
первоначальных
представлений обучающихся о государственном устройстве РФ

крупных
административнотерриториальных единиц (области, республики) европейской и
азиатской частей РФ, показывают на настенной карте (с помощью учителя)

Разнообразие рельефа

1ч.

Продолжение знакомства с формами рельефа РФ. Повторение условных цветов физической карты. Продолжение формирования навыков
правильного показа географических
объектов на карте

Называют и показывают на
настенной карте равнины, которые находятся на территории
России (с помощью). Составляют
по плану краткую характеристику географического положения
объекта, выделенного в учебнике, жирным шрифтом и наносят
его на карту, используя помощь
учителя

Полезные ископаемые, их основные
месторождения

1ч.

Повторение и закрепление знаний о
полезных ископаемых, способах их
добычи, рациональном использовании. Формирование представлений
о богатстве недр страны

Называют и показывают (заранее
обозначенные
учителем
на
настенной карте) крупнейшие
месторождения полезных ископаемых России (с помощью). Составляют рассказ о бережном отношении к природным ресурсам
по опорным словам и словосочетаниям

Климат России

1ч.

Повторение и закрепление знаний о По схеме перечисляют пояса
поясах освещенности, климате, по- освещенности. По плану и опоргоде. Формирование представлений ным предложениям рассказыва-

области, республики, автономные
округа, автономные области, города федерального значения. Показывают крупные административно-территориальные единицы (области, республики), дают характеристику географического положения (по плану), показывают на
карте
Называют и показывают на
настенной карте равнины, которые
находятся на территории России.
Описывают географическое положение Восточно-Европейской и
Западно-Сибирской
равнины,
Среднесибирского
плоскогорья.
Называют горы России, показывают их на физической карте России. Наносят на контурную карту,
выделенные в тексте жирным
шрифтом географические объекты
Перечисляют полезные ископаемые, которые добываю на территории России. Называют и показывают на настенной карте крупнейшие месторождения нефти и
газа. Наносят на контурную карту
крупнейшие месторождения полезных ископаемых. Рассказывают, почему необходимо бережно
относиться к природным ресурсам
Называют, какие факторы влияют
на климат, почему на территории
России находится несколько кли7

7

8

Водные
ресурсы
России, их использование.

1ч.

Население России.
Народы России.

1ч.

Промышленностьоснова хозяйства, её
отрасли

1ч.

о климате разных частей РФ

ют о климате своей местности.

Повторение и закрепление знаний о
водоемах, их условном изображении на физической карте, использовании воды в народном хозяйстве,
охране рек и озер. Продолжить
формировать понятия о крупнейших реках и озерах РФ. Продолжить формирование навыков правильного показа географических
объектов на карте.
Закрепление и систематизация знаний о водоемах своего края
Формирование представлений обучающихся о России как многонациональном государстве, о разнообразии народов, их традициях, вероисповедании.
Воспитание толерантного отношения к людям других национальностей
Формирование
первоначальных
представлений обучающихся о
народном хозяйстве и основных отраслях народного хозяйства РФ. Закрепление и систематизация знаний
о промышленных предприятиях
своего края.
Продолжение формирования навыков самостоятельной работы при
выполнении упражнений в тетради
на печатной основе

Находят в словаре и зачитывают
определение, что такое водные
ресурсы. Называют (заранее выделенные учителем) и показывают крупные реки и отмечают их
на контурной карте. Рассказывают как люди используют водоемы по предложенным учителем
предложениям

матических поясов. Рассказывают
о климате европейской части России, Сибири и Дальнего Востока
Называют и показывают на карте
реки и озера России, указанные в
учебнике. Рассказывают об использовании водных ресурсов по
плану. Обсуждают возможности
хозяйственного использования рек

Называют некоторые народы,
проживающие на территории
России (до 4 названий). Рассказывают об обычаях своего народа, опираясь на сюжетные картинки и иллюстрации

Знакомятся с понятием «плотность
населения». Перечисляют названия народов России (с опорой на
таблицу). Показывают на карте
места расселения отдельных народов (с опорой на политикоадминистративную карту)

Называют некоторые отрасли
тяжелой и легкой промышленности (машиностроение, швейная
промышленность, пищевая промышленность) с опорой на иллюстративный материал – схемы,
рисунки.
Составляют рассказ о видах промышленности по опорным словам и словосочетаниям.

Называют отрасли промышленности на основе иллюстративных
материалов учебника. Называют,
какую продукцию выпускают
предприятия тяжелей промышленности, что такое легкая промышленность, какие отрасли относятся к пищевой промышленности.
Показывают на карте крупнейшие
промышленные города, заранее
8

10

11

12

Сельское хозяйство,
его отрасли

1ч.

Формирование первоначальных
представлений обучающихся о
сельском хозяйстве РФ и его основных отраслях. Закрепление и систематизация знаний о сельскохозяйственных угодьях своего края и их
использовании

Называют отраслевой состав растениеводства (полеводство, садоводство) и животноводства (скотоводство, птицеводство) с опорой на иллюстративный материал

Транспорт. Экономическое развитие
европейской и азиатской частей России

1ч.

Формирование представлений о
транспортном сообщении на территории РФ, показ различия и значения грузовых и пассажирских перевозок. Формирование первоначальных представлений обучающихся
об экономическом развитии Европейской и азиатской части России

Перечисляют виды транспорта.
Называют транспорт, на котором
перевозят людей и грузы. Рассказывают о транспорте своего города

Размещение
природных зон на
территории России

1ч.

Природные зоны России – 2 часов
Продолжение формирования предНазывать природные зоны Росставлений обучающихся о многооб- сии с помощью учителя (схемы,
разии природных условий России.
таблицы), находить и показывать
Знакомство с названиями природна картинах/фотографиях разные

выделенные учителем.
Называют основные отрасли промышленности своего края (с помощью учителя)
Называют отраслевой состав растениеводства (полеводство, садоводство, лесоводство) и животноводства (скотоводство, птицеводство, рыболовство)
с опорой на иллюстративный материал.
Называют главную зерновую
культуру нашей страны, устанавливают с помощью учителя причинно-следственные зависимости
между климатом и развитием
сельского хозяйства.
Называют основные отрасли сельского хозяйства своего края (с помощью учителя)
Сравнивают экономическое развитие европейской и азиатской частей России с помощью учителя.
Называют с опорой на иллюстративный материал основные отрасли промышленности и сельского
хозяйства европейской и азиатской частей России
Характеризуют особенности климата природных зон России. Объясняют различие в климате в разных районах нашей страны
9

13

Карта природных зон
России

1ч.

14

Положение на карте

1ч.

15

Климат

1ч.

16

Растительный и животный мир

1ч.

ных зон России.
природные зоны России
Продолжение формирования предНазывают природные зоны, в коставлений обучающихся о многооб- торых расположена Россия (по
разии природных условий России.
карте природных зон), показыЗнакомство с названиями природвают на настенной карте (с поных зон России и их географичемощью)
ским положением, картой природных зон России, условными цветами карты природных зон
Зона арктических пустынь – 5 часов
Формирование первоначальных
Называют общие особенности
представлений обучающихся о зоне зоны арктических пустынь после
арктических пустынь, ее географиобъяснения учителя. Называют и
ческом положении. Продолжение
показывают на настенной карте
формирования навыков показа гео- зону арктических пустынь. Переграфических объектов на карте,
числяют с опорой на карту моря
навыков работы с контурной картой Северного Ледовитого океана,
показывают на карте
Продолжение формирования предОписывают типичную зимнюю и
ставлений обучающихся о зоне арк- летнюю погоду зоны арктичетических пустынь. Знакомство с
ских пустынь (с помощью учитеособенностями климата и природля)
ными явлениями изучаемой природной зоны
Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне арктических пустынь. Знакомство с основными представителями растительного и животного мира Арктики. Воспитание бережного отношения к растительному и животному
миру.
Продолжение формирования навы-

Рассматривают и называют по
иллюстрации растения и животных зоны арктических пустынь.
Составляют рассказ об одном из
представителей фауны Арктики
по предложенным учителям
предложениям

Называют природные зоны, в которых расположена Россия и показывают их на настенной карте.
Объясняют зависимость размещения зон от климата. Условными
цветами раскрашивают природные
зоны в контурной карте
Показывают природную зону на
настенной карте и отмечают на
контурной карте.
Называют и показывают на карте
острова и моря Северного Ледовитого океана
Рассказывают, какие факторы влияют на климат зоны арктических
пустынь. По иллюстрации описывают полярный день и полярную
ночь, арктическое лето
Называют типичных представителей животного и растительного
мира зоны арктических пустынь
(до 4 названий). Устанавливают, с
помощью учителя, причинноследственные зависимости между
внешним видом, строением и образом жизни
10

17

Население и его основные занятия

18

1ч.

1ч.
Северный морской
путь

19

Положение на карте.
Рельеф. Полезные
ископаемые

1ч.

20

Климат. Водоемы
тундры

1ч.

ков самостоятельной работы при
выполнении упражнений в тетради
на печатной основе
Продолжение формирования предПо иллюстрации рассказывают,
ставлений обучающихся о зоне арк- чем занимаются население в зоне
тических пустынь. Формирование
арктических пустынь
знаний обучающихся о занятиях
населения в зоне арктических пустынь

Продолжение формирования предПоказывают на карте северный
ставления обучающихся о зоне арк- морской путь (заранее обознатических пустынь. Формирование
ченный на карте). По иллюстраэлементарных представлений о раз- ции рассказывают, какие грузы
витии судоходства в морях Севердоставляют жителем крайнего
ного Ледовитого океана, омываюсевера по Северному морскому
щих территорию России
пути
Зона тундры - 8 часов
Формирование представлений обу- Показывают на настенной карте
чающихся о тундре.
зону тундры (с помощью). ЗаЗнакомство с географическим покрашивают данную природную
ложением зоны тундры.
зону в контурной карте. ПереПродолжение формирования навы- числяют полезные ископаемые,
ков показа географических объеккоторые добывают в тундре, истов на карте, навыков работы в кон- пользуя помощь учителя
турной карте
Формирование представлений обу- Называть типичные особенности
чающихся о тундре. Знакомство с
климата тундры, указанные в
климатическими условиями и водо- учебнике. Рассказывают о клиемами. Продолжение формирования матических условиях тундры по
навыков показа географических
плану и опорным словами (сло-

Устанавливают, с помощью учителя, причинно-следственные зависимости между климатом и занятиями населения. Называют основные занятия ученых в Арктике.
Называют, с помощью учителя,
основные экологические проблемы зоны в связи с особенностями
хозяйственной деятельности человека
Показывают на карте Северный
морской путь. Рассказывают, для
чего был проложен Северный
морской путь. Отмечают на контурной карте крупные порты Арктики
Показывают на карте природную
зону тундры. Описывают географическое положение тундры (по
плану) и отмечают ее на карте.
Называют, с какими природными
зонами граничит тундра, какие полезные ископаемые там добывают
Называют, какой климат характерен для зоны тундры. Сравнивают
зиму и лето своего края с зимой и
летом зоны тундры. Обсуждают
особенности климата тундры на
11

объектов на карте, навыков работы
с контурной картой

восочетаниям). Показывают (за- основании материалов учебника.
ранее выделенные учителем) ре- Анализируют особенности тундки, протекающие по тундре
рово-глеевых почв. Называют реки, протекающие по зоне тундры,
и показывают их на карте. Объясняют, почему в зоне тундры много
болот
Рассматривают на рисунке или Устанавливают, с помощью учигербарии растения. С опорой на теля, причинно-следственные заиллюстрации
или
гербарий, висимости между климатом и
называют характерные особен- внешним видом растений. Наприности растений тундры.
мер, почему в зоне тундры не моПо плану и опорным словами гут расти высокие деревья. Со(словосочетаниям) рассказывают ставляют рассказ, используя опороб одном из растений тундры
ные слова, о том, как растения
приспособились к суровым условиям тундры
По рисункам называют живот- Рассказывают, как животные приных зоны тундры. Составляют способились к суровому климату
рассказ о северном олене, ис- тундры. Устанавливают с помопользуя предложенные учителем щью
учителя,
причиннопредложения. Называют живот- следственные зависимости между
ных зоны тундры (по рисункам с климатом и внешним видом и обнадписями)
разом жизни животных
Составляют рассказ о занятиях Называют коренные народы (до 3
населения Крайнего Севера, ис- названий), проживающие в зоне
пользуя помощь учителя. С по- тундры, их быт, обычаи. Традимощью иллюстраций называют ции, основные занятия
основные занятия населения

21

Растительный мир

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о тундре.
Знакомство с основными представителями растительного мира изучаемой природной зоны. Воспитание бережного отношения к растительному миру своей страны

22

Животный мир
тундры

1ч.

23

Хозяйство. Население и его основные
занятия

1ч.

24

Города: Мурманск,
Нарьян-Мар

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о тундре.
Знакомство с основными представителями животного мира изучаемой природной зоны. Воспитание
бережного отношения к животному
миру своей страны
Продолжение формирования представлений обучающихся о тундре.
Знакомство с хозяйством, населением тундры.
Воспитание уважительного отношения к жителям коренных народов
Севера
Продолжение формирования предПоказывают на карте изучаемые Составляют краткие характериставлений обучающихся о тундре.
города (заранее выделенные учи- стики городов по плану. Называют
Знакомство с крупнейшими горотелем), отмечают их на контур- основные занятия населения (от-

12

25

Города тундры: Салехард, Норильск,
Анадырь

1ч.

26

Экологические проблемы Севера.
Охрана природы
тундры

1ч.

27

Положение на карте.
Рельеф и полезные
ископаемые

1ч.

дами изучаемой природной зоны,
ной карте (с помощью)
их географическим положением,
хозяйством, достопримечательностями. Продолжение формирования
навыков показа географических
объектов на карте, навыков работы
с контурной картой
Продолжение формирования предПоказывают на карте изучаемые
ставлений обучающихся о тундре.
города (заранее выделенные учиЗнакомство школьников с круптелем), отмечают их на контурнейшим городами изучаемой приной карте (с помощью)
родной зоны, их географическим
положением, хозяйством, достопримечательностями. Продолжение
формирования навыков показа географических объектов на карте,
навыков работы с контурной картой
Продолжение формирования предПоказывают заповедники зоны
ставлений обучающихся о тундре.
тундры (заранее выделенные
Знакомство с экологическими проучителем) на карте России
блемами Севера. Воспитание у обучающихся бережного отношения к
природе своей страны
Лесная зона – 18 часов
Формирование представлений о
Показывают на карте природных
зоне лесов как о самой большой по
зон России лесную зону. На карплощади природной зоне России.
те природных зон называют, каЗнакомство с географическим поким цветом обозначена лесная
ложением, особенностями рельефа
зона. Обозначают ее в контурной
и полезными ископаемыми изучаекарте (с помощью). Составляют
мой природной зоны.
рассказ о рельефе лесной зоны из
Продолжение формирования навы- предложенных учителем предложений
ков показа географических объек-

расли промышленности) изучаемых городов. Показывают города
на карте и отмечают их на контурной карте

Находят и показывают на карте
города Салехард, Норильск, Анадырь. Рассказывают о городах по
плану. Называют основные занятия населения (отрасли промышленности) изучаемых городов.
Рассказывают об особенностях
этих городов. Отмечают их на
контурной карте
Устанавливают с помощью учителя причины экологических проблем. Находят на карте заповедники зоны тундры, рассказывают о
них, опираясь на таблицы, иллюстрации
По плану дают характеристику
географического положения лесной зоны. Наносят ее на контурную карту (с помощью учителя).
Используя физическую карту России, рассказывают об особенностях рельефа лесной зоны по плану с помощью учителя
13

28

Климат

1ч.

29

Реки, озера, каналы

1ч.

30

Растительный мир.
Хвойные леса (тайга)

1ч.

31

Смешанные и лиственные леса

1ч.

тов на карте, навыков работы в контурной карте.
Воспитание бережного отношения к
природным ресурсам
Формирование представлений о
Называют, в каком поясе освезоне лесов. Знакомство с особенно- щенности расположена лесная
стями климата лесной зоны
зона (с опорой на схему). Называют основные характеристики
погоды в разные времена года
(лето, осень. весна, зима)

Формирование представлений обучающихся о лесной зоне. Знакомство с водоемами изучаемой природной зоны. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков
работы в контурной карте. Воспитание бережного отношения к водным ресурсам
Формирование представлений обучающихся о растительном мире
лесной зоны. Закрепление и расширение представлений о влиянии
климата на растительный мир.
Воспитание бережного отношения к
растительному миру своей страны.
Закрепление и расширение представлений о влияние климата на
растительный мир. Повторение и

Показывают реки и озёра (заранее выделенные учителем на
карте). Наносят на контурную
карту названия рек, озер, каналов
(с помощью). Составляют рассказ о реках и озерах лесной зоны, по опорным словам, и словосочетаниям
Называют хвойные деревья.
Описывают одно из хвойных деревьев по плану. Выписывают в
тетрадь породы деревьев европейской и азиатской частей тайги.
Показывают на карте зону лесов
Называют по рисунку растения
смешанных лесов.
Называют лиственные деревья.

Рассказывают по схеме, какое
влияние на климат европейской
части лесной зоны оказывают
влажные и теплые ветры с Атлантического океана. Сравнивают
климат европейской части лесной
зоны с азиатской. На контурной
карте рисуют карандашом стрелки, показывающие направления
ветров с Атлантического, Тихого и
Северного Ледовитого океана
Называют и показывают реки и
озера, которые расположены в европейской и азиатской частях лесной зоны. Наносят на контурную
карту названия рек, озер, каналов.
Составляют рассказ о реках и озерах лесной зоны (по плану)
Показывают хвойные леса на карте с помощью учителя

Проводят на контурной карте
примерную границу смешанных
лесов с помощью учителя. Срав14

обобщение знаний обучающихся о
растительности смешанных и лиственных лесов.
Воспитание бережного отношения к
растительному миру своей страны
Продолжение формирования представлений обучающихся о лесной
зоне. Знакомство с животным миром лесной зоны.
Воспитание бережного отношения к
животному миру своей страны

32

Животный мир

1ч.

33

Пушные звери

1ч.

Продолжить формирование представлений обучающихся о лесной
зоне. Знакомство с пушными зверями лесной зоны. Воспитание бережного отношения к животному
миру своей страны

34

Значение леса

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о лесной
зоне. Повторение, систематизация и
обобщение знаний о значении леса

35

Промышленность и
сельское хозяйство
лесной зоны. Промышленность и
сельское хозяйство

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о лесной
зоне. Знакомство с промышленностью и сельским хозяйством Центральной России.

Описывают одно из лиственных нивают смешанные (лиственные)
деревьев по плану.
леса и тайгу по плану. Составляют
Показывают на карте зону лесов рассказ об уссурийской тайге
Называют животных и птиц лесной зоны (до 5 названий). Узнают на рисунках животных лесной
зоны. Составляют рассказ об одном из животных лесной зоны,
используя помощь учителя

Рассказывают о многообразии животных лесной зоны: хищные, травоядные, всеядные. Устанавливают, с помощью учителя, причинно-следственные
зависимости
между климатом и особенностями
животного мира. Составляют рассказ об одном из животных лесной
зоны по плану. Называют животных, которые занесены в Красную
книгу

Называют пушных зверей (до 3
названий). Выписывают в тетрадь из учебника названия травоядных и хищных пушных зверей.
Составляют рассказ об одном
пушном звере (с помощью опорных слов)
Готовят схему о значении леса в
жизни человека, используя помощь учителя

Объясняют, каких зверей называют пушными. Называют пушных
зверей (до 5 названий). Выписывают в тетрадь из учебника названия травоядных и хищных пушных зверей. Составляют рассказ об
одном пушном звере по плану
Рассказывают о значении леса в
жизни людей. Готовят схему о
значении леса в жизни человека.
Повторяют правила поведения в
лесу
Называют основные отрасли промышленности и сельского хозяйства с опорой на иллюстративный
материал.
Рассказывают о промышленности

Выписывают в тетрадь
ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. По
рисунку называют товары, выпускаемы
промышленными

15

Центральной России
36

Города Центральной
России

1ч.

37

Особенности развития хозяйства Северо-Западной России

1ч.

38

Города СевероЗападной России:
Санкт-Петербург,
Архангельск

1ч.

39

Города СевероЗападной России:

1ч.

Расширение представлений обучающихся о народном хозяйстве РФ

предприятиями
России

Центральной и сельском хозяйстве Центральной
России по плану

Формирование представлений обучающихся о крупных городах, расположенных на территории лесной
зоны.
Расширение и закрепление знаний о
столице России.
Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте
Продолжить формирование представлений обучающихся о лесной
зоне.
Знакомство с промышленностью и
сельским хозяйством СевероЗападной России. Расширение
представлений обучающихся об
экономических районах, народном
хозяйстве РФ

Находят на настенной карте и
отмечают на контурной карте
крупные города Центральной
России, используя помощь учителя. Составляют рассказ о
Москве по предложенным учителем предложениям

Находят на настенной карте и отмечают на контурной карте крупные города Центральной России.
Составляют рассказ об одном из
городов Центральной России по
плану

Выписывают в тетрадь
ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. По
рисунку называют товары, выпускаемые
промышленными
предприятиями Северо-Западной
России

Формирование представлений обучающихся о крупных городах, расположенных на территории лесной
зоны.
Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте
Формирование представлений обучающихся о крупных городах, рас-

Находят на настенной карте и
отмечают на контурной карте
крупные города Северо-Западной
России, используя помощь учителя. Составляют рассказ о
Санкт-Петербурге по предложенным учителем предложениям

Определяют географическое положение Северно-Западной России по карте с помощью учителя.
Называют основные отрасли промышленности и сельского хозяйства с опорой на иллюстративный
материал. Выписывают в тетрадь
ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства.
Рассказывают о промышленности
и сельском хозяйстве по плану
Находят на настенной карте и отмечают на контурной карте изучаемые города. Перечисляют отрасли промышленности, которые развиты в этих городах. Составляют
рассказ об одном из городов по
плану

Отмечают на контурной карте Находят на настенной карте и открупные города Северо-Западной мечают на контурной карте изуча16

Новгород, Псков,
Калининград

40

Западная Сибирь

1ч.

41

Восточная Сибирь

1ч.

42

Дальний Восток

1ч.

положенных на территории лесной
зоны.
Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте
Продолжить формирование представлений обучающихся о лесной
зоне.
Знакомство школьников с промышленностью Западной Сибири.
Расширение представлений обучающихся об экономических районах,
народном хозяйстве РФ.
Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы с контурной картой
Продолжение формирования представлений обучающихся о лесной
зоне.
Знакомство с промышленностью
Восточной Сибири.
Расширение представлений обучающихся об экономических районах,
народном хозяйстве РФ.
Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте
Продолжение формирования представлений обучающихся о лесной
зоне.
Знакомство с основными отраслями

России, используя помощь учителя. Составляют рассказ об одном из городов по предложенным учителем предложениям

емые города. Перечисляют отрасли промышленности, которые развиты в этих городах. Составляют
рассказ об одном из городов по
плану

Выписывают в тетрадь
ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. Перечисляют по карте полезные ископаемые, которые добывают в
Западной Сибири. Находят на
карте города, которые упоминались в тексте учебника (с помощью учителя)

Определяют географическое положение Западной Сибири по карте (с помощью учителя).
Называют полезные ископаемые,
которые добывают в этом регионе.
Показывают на карте крупнейшие
месторождения

Выписывают в тетрадь
ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. Перечисляют по карте полезные ископаемые, которые добывают в
Восточной Сибири.
Находят на карте города, которые упоминались в тексте учебника (с помощью учителя)

Определяют географическое положение Восточной Сибири по
карте с помощью учителя. Называют основные природные богатства Восточной Сибири. Рассказывают, как люди используют реки Восточной Сибири.
Называют ведущие отрасли промышленности

Находят на физической карте
России Дальний Восток (с помощью). Выписывают в тетрадь
ведущие отрасли промышленно-

Находят на физической карте России Дальний Восток. Определяют
географическое положение восточной Сибири по карте с помо17

промышленности Дальнего Востока.
Расширение представлений обучающихся об экономических районах,
народном хозяйстве РФ

43

Заповедники и заказники лесной зоны

1ч.

44

Обобщающий урок
по лесной зоне

1ч.

45

Положение на карте.
Рельеф и полезные
ископаемые. Реки

1ч.

сти и сельского хозяйства. Пере- щью учителя. Перечисляют полезчисляют по карте полезные ис- ные ископаемые, которые добыкопаемые (с помощью учителя)
вают на Дальнем Востоке, показывают на карте крупнейшие месторождения.
Называют ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства
Продолжение формирования предСоставляют рассказ о правилах Устанавливает
причинноповедения в лесу, используя по- следственные зависимости между
ставлений обучающихся о лесной
мощь учителя. Обозначают на деятельностью человека и необхозоне.
Расширение представлений обучаконтурной карте крупнейшие за- димостью охраны природы. Обоповедники и национальные пар- значают на контурной карте крупющихся об охране природы в лески, памятники Всемирного при- нейшие заповедники и национальной зоне.
Воспитание бережного отношения к родного наследия
ные парки, памятники Всемирного
природным богатствам своей стра(с помощью учителя)
природного наследия с помощью
ны.
учителя
Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы с контурной картой
Обобщение представлений обучаСистематизируют и обобщают Систематизируют и обобщают
ющихся о лесной зоне России. Вос- знаний по лесной зоне
знаний по лесной зоне. Показывапитание бережного и рациональноют изученные объекты на физичего использования природных боской карте и карте природных зон
гатств России.
Формирование умений работать в
малых группах при выполнении заданий
Степная зона– 8 ч.
Формирование первоначального
Показывают на карте «Природ- Называют основные признаки степредставления обучающихся о зоне ные зоны России» зону степей. пей. Дают краткую характеристистепей. Знакомство с географичеПоказывают месторождения по- ку географического положения
ским положением, рельефом, полезных ископаемых и реки сте- зоны степей. Перечисляют полез18

лезными ископаемыми и водоемами
степной зоны.
Продолжение формирования навыков работы обучающихся с настенной картой, картами

46

Растительный мир

1ч.

47

Животный мир

1ч.

48

Хозяйство. Население и его основные
занятия

1ч.

пей (с помощью учителя). Под- ные ископаемые, которые добыписывают их названия в контур- вают в зоне степей. Характеризиной карте
руют
климатические
условия
степной зоны. Показывают на карте «Природные зоны России» и
обозначают зону степей на контурной карте
Продолжение формирования предПо рисунку называют растения Называют некоторые растения зоставлений обучающихся о зоне сте- степной зоны. Выписывают их в ны степей.
пей. Знакомство школьников с рас- тетрадь, рассказывают о растени- С помощью учителя выделяют
ях степей по плану, используя причинно-следственные зависимотительным миром степной зоны и
помощь учителя
сти между климатом и особенноего особенностями.
Воспитание бережного отношения к
стями растительного мира.
растительному миру своей страны
Обсуждают приспособление растений к условиям существования,
формулируют выводы. Рассказывают о растениях по плану.
Продолжение формирования предПо рисунку называют животных Называют некоторых животных
ставлений обучающихся о зоне сте- степей.
зоны степей (до 4) с помощью
пей. Знакомство с животным миром Составляют рассказ о растениях учителя, устанавливают причинностепной зоны и его особенностями. степей по плану, используя по- следственные зависимости между
климатом и особенностями жиВоспитание бережного отношения к мощь учителя
вотного мира. Составляют рассказ
животному миру своей страны
об одном из животных зоны степей по плану. Рассказывают, как
животные приспособились к жизни в степях
Продолжение формирования предПо рисунку перечисляют занятия Перечисляют основные занятия
ставлений обучающихся о зоне сте- населения степной зоны. Состав- населения. Называют отрасли
ляют рассказ о сельскохозяй- промышленности, развитые в зоне
пей. Знакомство с населением изучаемой природной зоны и его заня- ственных культурах, которые степей. С помощью учителя, устапричиннотиями.
выращивают в степной зоне, ис- навливают
следственные зависимости между
пользуя помощь учителя
климатом и хозяйственной дея19

Находят и показывают на карте
степную и лесостепную зоны (с
помощью). Записывают названия
крупных городов степной зоны в
тетрадь. Составляют рассказ о
городах по предложенным учителем предложениям
Показывают на настенной карте
крупные города степной зоны,
расположенные на Волге
(с помощью). Составляют рассказ об одном из городов с опорой на план и иллюстрации
Показывают на настенной карте
крупные города степной зоны (с
помощью) Составляют рассказ
об одном из городов по плану и
предложенных учителем предложений

тельностью человека. Рассказывают о сельскохозяйственных культурах, выращиваемых в степях
Показывают на карте степную зону. Перечисляют крупные города
и отмечают их в контурной карте.
Рассказывают о городах степей по
плану

49

Города лесостепной
и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск

1ч.

Продолжить формирование представлений обучающихся о зоне степей. Знакомство с крупными городами. Продолжение формирования
навыков работы обучающихся с
настенной картой

50

Города степной зоны: Самара, Саратов,
Волгоград

1ч.

51

Города степной зоны: Ростов-на-Дону,
Ставрополь, Краснодар

1ч.

52

Охрана природы
степной зоны

1ч.

53

Положение на карте.
Рельеф.
Полезные
ископаемые

1ч.

Продолжение формирования предПоказывают на карте степную зоставлений обучающихся о зоне стену. Находят на настенной карте
пей. Знакомство с крупными горогорода степной зоны, расположендами. Продолжение формирования
ные на берегах Волги, отмечают
навыков работы обучающихся с
их в контурной карте. Рассказынастенной картой
вают о городах степей по плану
Продолжить формирование предНазывают
города-миллионеры
ставлений обучающихся о зоне стестепной зоны. Находят изучаемые
пей. Знакомство с крупными горогорода на настенной карте. Расскадами. Совершенствование навыков
зывают о городах по плану. Подпоказа географических объектов на
писывают названия городов в конкарте, навыки работы с контурной
турной карте
картой
Формирование представление обуПо схеме называют экологиче- Рассказывают, какая опасность
чающихся об экологических проские проблемы зоны степей.
угрожает животным степной зоны.
блемах в степной зоне и способах
На контурной карте отмечают Показывают на карте заповедники
их решения.
заповедники степной зоны, ис- степной зоны и отмечают их в
Воспитание бережного отношения к пользуя помощь учителя
контурной карте
природным богатствам своей страны
Зона полупустынь и пустынь – 7 часов
Формирование первоначальных
Показывают на карте при- Называют основные признаки пустынь.
представлений обучающихся о зоне родных зон России зону Показывают зону пустынь на настенной
полупустынь и пустынь. Знакомпустынь и полупустынь. карте и отмечают ее в контурной карте.
20

54

Климат. Реки

1ч.

55

Растительный мир

1ч.

56

Животный мир

1ч.

ство с географическим положением, Закрашивают в контурной
рельефом, полезными ископаемыми карте зону пустынь и полузоны пустынь
пустынь. Показывают на
карте по условным знакам
полезные ископаемые, которые добывают в пустыне
Формирование представлений обу- Показывают на карте причающихся о зоне пустынь и полуродные зоны пустыни и попустынь. Знакомство с особеннолупустыни. Называют осстями климата и реками изучаемой
новные особенности климаприродной зоны. Продолжение
та пустынь с опорой на
формирования навыков работы
схему (климат сухой и жаробучающихся с настенной, контур- кий) Показывают реки зоны
ной картами
пустынь и полупустынь,
заранее выделенные учителем.
Подписывают
их
названия в контурной карте. Составляют рассказ о
реках пустыни по плану,
используя помощь учителя
Формирование представлений обу- По иллюстрациям называчающихся о зоне пустынь и полуют растения зоны пустынь.
пустынь. Знакомство с особенноСоставляют рассказ о люстями растительного мира изучаебом растение по опорным
мой природной зоны
словам и словосочетаниям

Продолжение формирование представлений обучающихся об особенностях природы зоны пустынь и полупустынь.
Воспитание бережного отношения к
миру природы

По иллюстрациям называют животных зоны пустынь. Составляют рассказ
о верблюде по опорным
словам и словосочетаниям

Перечисляют полезные ископаемые, которые добывают в пустынях и полупустынях

Характеризуют климатические условия
зоны пустынь и полупустынь. Перечисляют реки зоны пустынь и отмечают их
в контурной карте

Называют растения пустынь и полупустынь с помощью учителя, устанавливают причинно-следственные зависимости между климатом и особенностями
растительного мира. Рассказывают как
растения зоны пустынь и полупустынь
приспособились к засушливому климату. Рассказывают о растениях по плану
Называют животных пустынь и полупустынь с помощью учителя. Устанавливают причинно-следственные зависимости между растительным и животным
миром. Рассказывают как животные
приспособились к жизни в полупустыне
21

57

Хозяйство. Население и его основные
занятия

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне пустынь и полупустынь.
Знакомство школьников с населением и его основными занятиями.
Воспитание уважительного отношения к людям других
национальностей, их обычаям и
традиция

58

Города зоны полупустынь и пустынь

1ч.

59

Охрана природы зоны пустынь и полупустынь.

1ч.

Продолжение формирование представлений обучающихся о зоне пустынь и полупустынь.
Знакомство с крупными городами
изучаемой природной зоны.
Совершенствование навыков работы с настенной и контурной картами
Формирование представление обучающихся об экологических проблемах в зоны пустынь и полупустынь и способах их решения.
Воспитание бережного отношения к
природным богатствам своей страны

60

Положение на карте

1ч.

Показывают на карте зону
пустынь и полупустынь с
опорой на иллюстрации,
называют основные занятия
жителей зоны пустынь и
полупустынь. Составляют
рассказ о занятиях жителей
зоны пустынь и полупустынь, используя помощь
учителя
На настенной карте показывают города зоны пустынь и полупустынь, используя помощь учителя.
Выписывают
названия
крупнейших городов в тетрадь
По схеме называют экологические проблемы зоны
пустынь и полупустынь.
Показывают зону пустынь
и полупустынь на карте.
Рассказывают о зоне пустынь и полупустынь по
опорным словам

и пустыне. Описывают животных зоны
пустынь. Составляют рассказ о животных зоны пустынь и полупустынь
Называют основные занятия населения
зоны пустынь и полупустынь. Перечисляют отрасли сельского хозяйства полупустынь. Составляют рассказ о занятиях жителей зоны пустынь и полупустынь (территории между Волгой и Ахтубой, побережья Каспийского моря) по
плану
Показывают зоны пустынь и полупустынь на карте природных зон. Показывают на карте города Астрахань и Элиста, отмечают их на контурной карте.
Рассказывают о городах зоны пустынь и
полупустынь по плану
Описывают географическое положение
зоны пустынь и полупустынь по плану и
карте, называют характерные признаки
климата, занятия населения, крупные
города.
Называют экологические проблемы зоны пустынь и полупустынь.
Показывают зону пустынь и полупустынь и изученные географические объекты на карте

Зона субтропиков – 4 часа
Формирование первоначальных
Показывают на карте при- Показывают на карте природных зон
представлений обучающихся о зоне родных зон России зону России зону субтропиков. Отмечают ее
22

61

Курортное хозяйство. Население и
его основные занятия

1ч.

62

Города зоны влажных субтропиков
(Сочи, Анапа, Геленджик).

1ч.

63

Города зоны сухих
субтропиков (Ялта,
Севастополь)

1ч.

субтропиков.
Знакомство с географическим положением природной зоны, климатом, особенностями растительного
и животного мира сухих и влажных
субтропиков.
Воспитание бережного отношения к
природным богатствам своей страны
Формирование представлений обучающихся о зоне субтропиков.
Знакомство с населением и его основными занятиями.
Формирование элементарных представлений о курортном хозяйстве и
его развитии на Черноморском побережье Кавказа и на южном берегу
Крыма
Формирование представлений обучающихся о зоне субтропиков.
Знакомство школьников с городами.
Продолжение формирования навыков работы с настенной картой

субтропиков (с помощью).
По рисункам называют растения и животных субтропиков.
Составляют рассказ об одном из растений/ животных
по плану с помощью учителя

на контурной карте с помощью учителя.
Характеризуют климатические условия
влажных и сухих субтропиков. Называют дикорастущие и культурные растения субтропиков. Рассказывают об одном из растений/животных зоны субтропиков по плану

По рисункам называют занятия населения в субтропиках с помощью учителя.
Находят на карте города курорты на побережье Черного моря, заранее выделенные учителем

Называют культурные растения, которые выращивают в субтропиках. Перечисляют занятия населения данной природной зоны. Находят на карте крупные
курортные города субтропиков и отмечают их в контурной карте

Находят на карте (заранее
выделенные учителем) города курорты на побережье
Черного моря. Обозначают
города на контурной карте,
принимая помощь учителя

Называют города на побережье Черного
моря. Находят изучаемые города на
настенной карте. Рассказывают об одном из городов по плану. Подписывают
названия городов в контурной карте

Формирование представлений обучающихся о зоне субтропиков.
Знакомство школьников с городами

Находят на карте города курорты на побережье Черного моря (заранее выделенные учителем). Обозначают города на контурной
карте, принимая помощь
учителя

Называют города на побережье Черного
моря. Находят изучаемые города на
настенной карте. Рассказывают об одном из городов по плану. Подписывают
названия городов в контурной карте

23

64

Положение на карте.
Рельеф и полезные ископаемые. Климат

1ч.

65

Особенности природы
и хозяйства Северного
Кавказа

1ч.

66

Города и экологические
проблемы Урала

1ч.

67

Алтайские горы. Особенности природы. Хо-

1ч.

Высотная поясность в горах – 5 часов
Продолжение формирования
Показывают горы Роспредставлений обучающихся о
сии (заранее выделенные
природных зонах РФ.
учителем). С опорой на
Знакомство с областью высотной иллюстрации называют
животных высотной попоясности, ее положением на
карте, поверхностью, полезными ясности. Используя карту, называют горы Росископаемыми, особенностями
климата
сии
Формирование представлений
Показывают горы на
обучающихся о высотной пояскарте с помощью учитености.
ля.По иллюстрациям, с
Знакомство школьников с Кавпомощью опорных слова
казскими горами, природой,
и словосочетаний, раснаселением, хозяйством.
сказывают о природе
Воспитание толерантного отноКавказа. Показывают и
шения к людям других национазывают по условным
нальностей, их обычаям и тради- знакам крупные местоциям
рождения полезных ископаемых (нефть)
Формирование представлений
Показывают на карте
обучающихся о высотной поясУральские горы, испольности.
зуя помощь учителя. СоРасширение представлений о го- ставляют рассказ о природах РФ.
родных богатствах Урала
Знакомство обучающихся с при- по предложенным учиродой Уральских гор, крупными телем предложениям
промышленными городами Урала.
Совершенствование навыков работы с настенной, настольной,
контурной картами
Продолжение формирование
Показывают на карте
представлений, обучающихся о
Алтайские горы, исполь-

Показывают на карте горы
России. Называют животных,
которые обитают в горах.
Обозначают горы на контурной карте

Рассказывают о природе Кавказа.Перечисляют, с опорой на
карту, полезные ископаемые,
которые добывают на Кавказе.
Называют отрасли сельского
хозяйства, которые развиты в
предгорьях Кавказа с опорой
на схему/иллюстрации. Составляют по плану рассказ о
занятиях горцев, опираясь на
текст учебника
Находят на физической карте
России Уральские горы. Показывают месторождения полезных ископаемых. Рассказывают о природных богатствах
края. Перечисляют, что выпускают предприятия тяжелой
промышленности Урала с
опорой
на
схему/иллюстрацию. Показывают
на карте крупные города и отмечают их на контурной карте
Рассказывают о природе Алтайских гор. Называют круп24

зяйство. Население и
его основные занятия.
Города

68

Обобщающий урок по
географии России

1ч.

высотной поясности.
Знакомство с природой Алтайских гор, крупными городами
региона.
Совершенствование навыков работы с настенной, настольной,
контурной картами
Повторение, обобщение и систематизация знаний по курсу «География России».
Формирование навыков работать
в парах, группах, выполнять самостоятельно задания в тетради
на печатной основе.
Совершенствование навыков работы с настенной, настольной,
контурной картами

зуя помощь учителя. По
рисункам отвечают на
вопросы, чем занимаются сельские жители Алтая

ные города Алтая. Показывают на карте, отмечают их на
контурной карте. Составляют
рассказ о занятиях сельских
жителей Алтая по плану

Показывают на карте
природные зоны России.
Называют с опорой на
карту - приложение к
учебнику - характерные
особенности природных
зон России

Показывают на карте природные зоны России. Определяют
по описанию, иллюстрациям
природные зоны.

25

26

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».