Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

География

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «География» относится к предметной области «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «География» в 6
классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «География».
Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и
явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности,
экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачи обучения:
-формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социальноэкономических процессов и их взаимосвязей;
-формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;
-формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических
объектов и явлений;
-формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни
для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения
мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
-овладение основами катастрофической грамотности и использование элементарных практических
умений и приемов использования географической карты для получения географической информации;
-формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической
среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий.
Рабочая программа по учебному предмету «География» в 6 классе определяет следующие задачи:
-формирование у обучающихся представлений о географии как науке;
-обучение ориентированию по Солнцу, признакам погоды, Полярной звезде;
-формирование представлений об опасных природных явлениях,
-формирование географических представлений о рельефе и водоемах нашей планеты;
-формирование умения работать с географической картой, графической наглядностью;
-воспитание патриотических чувств, видение красоты природы, бережного отношения к природе,
ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
-формирование умения применять полученные знания в повседневной жизни.

2

II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать у обучающихся широкий
спектр видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям.
В процессе изучения учебного предмета «География» в 6 классе
обучающиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. В данной программе вначале планируется формирование более точных географических представлений о рельефе и водоемах своей местности (на экскурсиях и уроках с использованием видеофильмов). На этих занятиях,
готовя к восприятию следующей темы, учитель может уточнить, какими цветами будут обозначаться
формы рельефа и водоемы на карте.
Затем планируется изучение одной из самых сложных тем курса географии — «План и карта».
При изучении этой темы следует осуществить постепенный переход от черчения плана стола, класса,
к чтению планов школьного участка и местности, а затем к знакомству с географической картой.
Такая последовательность изучения тем позволит более логично перейти от знакомства с физической картой России к изучению глобуса и физической карты полушарий.
В программу 6 класса введены темы: «Явления природы» (дождь, ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение
космоса». Это позволит своевременно начать формирование географических знаний в тесной связи с
элементарными физическими и астрономическими, что создаст наиболее полное представление о
планете Земля. Опасные природные явления будут изучаться и в дальнейшем применительно к конкретным географическим территориям.
Изучение географии в 6 классе предполагает проведение экскурсий с целью формирования более
точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах местности, где
проживают обучающиеся.
Содержание разделов
№

1.
2.
3.
4
5
6.
7.

Название раздела
Введение
Ориентирование на местности
Формы поверхности Земли
Вода на Земле
План и карта
Земной шар
Карта России
Итого

Количество часов
5
5
4
10
7
17
20
68

ты

Контрольные рабо-

1
1
1
1
1
1
2

3

III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
 формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;
 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачей, поставленной учителем;
 совершенствование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
 развитие умения фиксировать результаты самостоятельной деятельности (наблюдений, опытов);
 развитие навыков взаимодействия при работе в паре при изготовлении моделей или макета
форм рельефа местности;
 формирование эстетических чувств при знакомстве с достопримечательностями крупнейших
городов России и родного города;
 формирование уважения и восхищения людьми, совершившими научные
открытия
 (кругосветные путешествия, запуск искусственных спутников Земли и людей в
 космос, первые космонавты);
 формирование навыков безопасного поведения в природе (при изучении грозы, молнии, лавин, землетрясений, извержений вулканов и т.п. явлений природы)
Предметные:
Минимальный уровень:
 определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам
природы с помощью учителя;
 понимать условные знаки карты, показывать с помощью учителя географические объекты;
 узнавать и называть географические объекты (формы поверхности земли: равнины, холмы,
овраги; водоемы), типичных представителей животного и растительного мира на макетах, рисунках и
фотографиях;
 называть, описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
 составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины, опорные слова и выражения;
 использовать географические знания в повседневной жизни для объяснения явлений и
процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях
стихийных бедствий и техногенных катастроф;
 знать основные правила безопасного поведения в природе;
Достаточный уровень:
 применять элементарные практические умения и приемы работы с географической картой для
получения географической информации;
 определять направления на карте;
 вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды;
 сравнивать географические объекты и явления по заданным критериям;
 составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины, опорные слова и выражения;
 определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам
природы;
 выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
 делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности;
 читать географическую карту (условные цвета и основные знаки) по атласам-приложениям к
учебнику;
 составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
 показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их при помощи учителя на
контурной карте.
Система оценки достижений
4

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных
единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
 ориентируется на карте, находит и показывает географические объекты самостоятельно;
 понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными распространенными предложениями;
 соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры, подтверждающие высказанное суждение;
 классифицирует объекты на группы по существенным признакам;
 дает последовательное описание объекта, раскрывающее его существенные признаки и свойства;
 правильно устанавливает причинно-следственные связи.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
 ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и показе объекта;
 дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в построении предложении;
 не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена последовательность в описании
объекта, явления.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
 испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов на карте;
 дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,
 материал излагает недостаточно полно и последовательно, нуждается в помощи учителя;
 испытывает трудности при классификации объектов на группы;
 самостоятельно не может обобщить полученные знания и установить причинно-следственные
связи.
Оценка «2» - не ставится.

5

№

Тема предмета

Кол-во
часов

IV.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень
Введение - 5 часов
Называют, что в переводе означает слово
«география».
Рассказывают о первых путешественниках
по плану и опорным словам, и словосочетаниям

1.

География
- 1ч.
наука о природе
Земли

Формирование у обучающихся
представлений об изучаемом предмете - география

2.

Наблюдения за 1ч.
изменениями высоты Солнца и
погоды

Формирование представлений о разных временах года, суточном и годовом
движении Земли

Называют основные компоненты погоды,
используя помощь учителя.
Рассказывают от чего зависит смена дня и
ночи, смена времен года. Рисуют положение Солнца на небе в разное время суток.
Узнают и называют условные знаки календаря погоды

3.

Явления
ды

Определяют и называют по иллюстрации
явления природы. Рассказывают с опорой
иллюстрации (схематические рисунки) как
вести себя во время грозы и при сильных
порывах ветра

4–
5.

Географические
2 ч.
сведения о своей
местности и труде населения.
Экскурсия
для

Знакомство обучающихся с
явлениями природы, обобщение и закрепление знаний о правилах поведения
во время грозы, сильных
порывах ветра
Знакомство с местностью, в
которой обучаются и проживают школьники.
Формирование умения
наблюдать за окружающей

приро- 1ч.

Составляют рассказ по иллюстрациям о
занятиях населения своей местности. Выполняют зарисовки, упражнения в тетради
на печатной основе после наблюдений,
проведенных во время экскурсии совмест-

Достаточный уровень
Называют, что означает в переводе
слово география, рассказывают о первых географах и их путешествиях. Составляют рассказ о том, как люди используют в своей жизни знания по
географии
Называют основные компоненты погоды. Рассказывают, как меняется высота Солнца над горизонтом в течение
дня и в разное время года.
Рисуют положение Солнца на небе в
разное время года. Составляют по
плану рассказ, какая погода характерна для разных времен года

Называют «явления природы», определяют, что такое «ветер». Рассказывают, как люди используют силу ветра. Составляют рассказ о правилах поведения во время грозы и при сильных
порывах ветра
Составляют рассказа о своей местности по плану, предложенному учителем.
Выполняют зарисовки, упражнения в
тетради на печатной основе после
6

наблюдения запаса элементарных географических представлений

действительностью, фиксирование и обобщение своих
наблюдений

Ориентирование на местности – 5 часов
Формирование представле- Находят в словаре и зачитывают, что такое
ний о линии горизонта, ос- горизонт, линия горизонта. Выделяют на
новных сторонах горизонта иллюстрации линию горизонта
Формирование
умений Называют основные стороны горизонты,
пользоваться
компасом, опираясь на схему. Рисуют схему сторон
определять основные сто- горизонта совместно с учителем
роны горизонта
Знакомство с компасом. Определяют стороны горизонта по компаУстройство. Правила поль- су, используя помощь учителя. Наклеивазования.
Формирование ют картинку компаса в тетрадь
умений ориентироваться по
компасу

6.

Горизонт. Линия 1ч.
горизонта

7.

Стороны
зонта

8.

Компас и прави- 1ч.
ла пользования
им

9.

Ориентирование 1ч.
по местным признакам природы

Формирование умений ориентироваться по местным
признакам природы, принимать решения в нестандартной ситуации

10.

Ориентирование
на местности

Закрепление сформированных навыков ориентирования с пользованием компаса.
Продолжение формирования умений наблюдать за
окружающей действительностью, обобщение своих

гори- 1ч.

1ч.

но с учителем

наблюдений, проведенных во время
экскурсии

Дают определение географическим
понятиям «горизонт», «линия горизонта». Называют свойства горизонта
Называют основные стороны горизонта. Зарисовывают схему сторон горизонта в тетради

Рассказывают, что такое компас и правила пользования компасом пользоваться. Схематически зарисовывают
компас. Определяют стороны горизонта с помощью компаса в классе,
школьном холле, на пришкольном
участке
Определяют стороны горизонта по при- Рассказывают, что такое компас, для
знакам природы, изображенных на иллю- чего он нужен и как он устроен. Ористрации, используя помощь педагога
ентируются с помощью компаса по
местным признакам природы
Наблюдают за окружающей действительностью. Определяют стороны горизонта по
местным признакам природы, принимая
помощь учителя

Наблюдают за окружающей действительностью, выделяют признаки природы, по которым можно определить
стороны горизонта. Определяют стороны горизонта по местным признакам
природы, по компасу

7

наблюдений

11.

Рельеф местно- 1ч.
сти, его основные формы. Равнины, холмы

12.

Знакомство
с 1ч.
формами рельефа
своей местности
(своего
края).
(Экскурсия для
обучающихся,
проживающих в
сельской местности)
Овраги, их обра- 1ч.
зование

13.

14.

Горы. Землетря- 1ч.
сения. Извержения вулканов

Формы поверхности Земли – 4часов
Формирование представле- Называют основные формы земной поний, обучающихся о форверхности. Зарисовывают строение холма
мах поверхности земного
по образцу с указанием его частей. Назышара
вают и показывают горы и равнины на иллюстрациях

Называют основные формы земной
поверхности. Рассказывают, чем отличаются плоские и холмистые равнины.
Определяют виды равнин по иллюстрациям и схеме. Показывают части
холма на схеме

Обобщение и закрепление Определяют форму рельефа своей местно- Определяют форму рельефа своей
сведений, обучающихся о сти, опираясь на схемы и иллюстрации, местности. Составляют рассказ о форродном крае. Продолжение совместно с учителем
ме рельефа своей местности
формирования
умения
наблюдать за окружающей
действительностью, фиксировать и обобщать свои
наблюдения
Формирования представле- Показывают на иллюстрации овраг, назыний об образовании оврагов вают подписанные части оврага, делают
и о вреде оврагов для сель- макет оврага из сырого песка и глины
ского хозяйства. Воспитание бережного отношения к
родной земле
Продолжение формирова- Составляют рассказ о горах из предложенния представлений, обуча- ных учителем предложений. Лепят макет
ющихся о разновидностях горы из пластилина. Отвечают на наводярельефа земного шара. Зна- щие вопросы о стихийных явлениях в прикомство со стихийными яв- роде
лениями природы (землетрясение, извержение вулкана), формирование навыков безопасного поведения
Вода на Земле – 10 часов

Рассказывают о процессе образования
оврагов и о вреде оврагов для сельского хозяйства с опорой на иллюстрации,
зарисовывают схему оврага и подписывают его части. Делают макет оврага из сырого песка и глины
Рассказывают о горах и горных системах. Зарисовывают схему вулкана.
Выполняют макет горного хребта из
пластилина. Рассказывают о стихийных явлениях природы (лавина, землетрясение, извержение вулкана)

8

15

Вода в природе

1ч.

16

Родник, его обра- 1ч.
зование

17

Колодец,
провод

18

Река, ее части. 1ч.
Горные и равнинные реки

19

Использование
рек

20

Озера. Водохра- 1ч.
нилища. Пруды

водо- 1ч.

1ч.

Закрепление полученных на
уроках природоведения
знаний о воде и ее значении
для живых организмов и
хозяйственной деятельности человека
Формирование элементарных представлений об образовании родника

Приводят примеры, где встречается вода в
природе с опорой на иллюстрации. По
схеме рассказывают о круговороте воды в
природе

Приводят примеры, где встречается
вода в природе. Рассказывают, как
происходит круговорот воды в природе по схеме

Составляют рассказ по опорным словам об Рассказывают, как накапливается вода
образование родника
под землёй. Объясняют, как образовалось слово «источник». Называют, из
каких горных пород состоят водопроницаемые и водонепроницаемые слои
Формирование элементар- По рисунку рассказывают о строении во- Рассказывают о работе водопровода.
ных представлений о ко- допровода. Из пластилина делают макет Называют правила охраны воды при
лодце и водопроводе как колодца
пользовании водопроводом
источниках пресной воды
для человека
Знакомство с горными и Составляют предложения как образуются Рассказывают по схеме как образуютравнинными реками, их реки по опорным словам. Называют части ся реки. Называют и показывают на
значении в жизни человека реки, обозначенные на схеме. Определяют схеме части реки. Определяют на схеи его хозяйственной дея- по иллюстрации горную и равнинную реку ме направление реки, левые и правые
тельности
притоки. Сравнивают горную и равнинную реки по плану. Рассказывают,
как образуется водопад
Продолжение формирова- Составляют рассказ об использование рек Рассказывают
об использовании
ния представлений обуча- по схеме с опорой на иллюстрации
пресной воды рек в хозяйственной деющихся об использовании
ятельности человека
природных ресурсов (пресной воды рек) в хозяйственной деятельности человека
Продолжение формироваПо иллюстрациям и опорным словам рас- Называют характерные особенности
ния представлений обучасказывают, где образуются озера. Называ- озера. Рассказывают, в каких местах
ющихся о многообразии
ют различия пруда от озера, принимая по- образуются озёра. Зарисовывают схеводоемов земного шара.
мощь учителя
му озера. Рассказывают, как образуют9

Обобщить и закрепить знания об озерах, прудах, водохранилищах родного
края, их использовании в
хозяйственной деятельности человека
Продолжение формирования представлений, обучающихся о болоте. Повторить и закрепить сведения,
полученные о торфе, его
добыче и использовании
Формирование понятий
«океан», «море».
Знакомство обучающихся
со стихийными явлениями
природы (шторм, цунами,
ураган)

21

Болота, их осу- 1ч.
шение

22

Океаны и моря

23

Острова и полу- 1ч.
острова

Формирование
понятий
«остров» и «полуостров»

24

Водоемы в вашей 1ч.
местности.
Охрана вод от
загрязнения

Продолжение формирования представлений о родном крае, обобщение сведений о водоемах, их использовании. Охрана водоемов

1ч.

ся водохранилища. Сравнивают пруд и
озеро. Приводят примеры искусственных водоемов

Составляют рассказ по серии картинок Рассказывают об образовании болот
«Образование болот»
по схеме. Рассказываю, для чего осушают болота и где используется торф

Составляют рассказ по иллюстрациям об Называют характерные особенности
использовании морей и океанов человеком морей и океанов. Сравнивают и показывают на схеме окраинные и внутренние моря. Называют отличия морской воды от пресной. Рассказывают,
что такое цунами. По иллюстрациям
составляют рассказ об использование
морей и океанов в хозяйственной деятельности человека
Зарисовывают в тетради вместе с учителем Называют характерные особенности
остров, полуостров и подписывают их, де- морей и океанов. На рисунке находят и
лают макеты из пластилина
показывают острова, полуострова, заливы и проливы. Делают макет острова и полуострова из пластилина и
цветной бумаги
Составляют рассказ о водоёмах из пред- Называют водоемы, которые есть в
ложенных учителем предложений. Подби- местности, где проживают обучающирают иллюстрации и фотографии с изоб- еся. Рассказывают, как используют
ражением водоемов
водные ресурсы и о мерах, предпринимаемых людьми для охраны водоёмов. Составляют альбом «Вода на
Земле»
10

План и карта – 7 часов
25

Рисунок и план 1ч.
предмета

Формирование первоначальных представлений,
обучающихся о плане, его
значении.

26

План и масштаб

27

Условные знаки 1ч.
плана местности

28

План и геогра- 1ч.
фическая карта

29

Условные цвета 1ч.
физической карты

Продолжение формирования представлений, обучающихся о плане, закрепление представления о масштабе.
Развитие умения читать
простейшие планы, знакомство с условными знаками
плана местности
Продолжение формирования представлений, обучающихся о плане и его значении. Знакомство обучающихся с многообразием
географических карт и их
значением для жизнедеятельности человека
Знакомство с условными
цветами физической карты.
Обучение показывать на
физической карте России
формы поверхности, крупнейшие водоемы с опорой
на условный цвет, которым
обозначены различные
формы поверхности и водо-

1ч.

Знакомятся с понятием «план». Зарисовывают план предметов (ластик, кубик) по
контурным линиям. Называют отличия
плана от рисунка, используя помощь учителя

Рассказывают, что такое план и для
чего он нужен. Сравнивают изображенные предметы на плане и на рисунке, называя отличия. Зарисовывают
в тетради план предметов (пенал, ластик, кубик)
Знакомятся с понятием «масштаб». Со- Знакомятся с понятием «масштаб».
ставляют рассказ «Люди каких профессий Перечисляют профессии людей, котоиспользуют масштаб в своей работе», по рым необходим план местности
опорным словам, и иллюстрациям
Называют условные знаки плана местности с опорой на иллюстрации. Вычерчивают простейшие знаки плана местности
по образцу
Называют отличия плана от карты, используя помощь учителя

Называют характерные особенности
изученных понятий. Читают рассказ,
используя условные знаки плана местности
Сравнивают план города и карту.
Называют отличия плана от карты.
Показывают на карте стороны горизонта. Рассказывают, какими бывают
карты по назначению (физическая, политическая, административная, карта
растений и животных)

По иллюстрации называют формы земной Повторяют формы земной поверхноповерхности. С помощью учителя называ- сти. Читают условные цвета, знаки
ют основные цвета физической карты
географической карты. Зарисовывают
в тетради условные знаки плана, цвета
и условные знаки физической карты

11

30

Условные знаки 1ч.
физической карты

31

Физическая кар- 1ч.
та России. Значение географической карты в
жизни и деятельности людей

32

Краткие
1ч.
сведения
о
Земле, Солнце,
Луне

33

Планеты

34

Земля – планета. 1ч.
Доказательства

1ч.

емы
Продолжение формирования представлений, обучающихся о географической
карте. Знакомство с условными знаками физической
карты
Обобщение и систематизация представлений, обучающихся о физической карте
и ее значении. Формирование умений показывать на
карте заданные объекты с
помощью условных цветов
и знаков

Соотносят условный знак физической кар- Называют условные цвета, знаки геоты с изображением
графической карты. Зарисовывают в
тетради условные цвета и условные
знаки физической карты
Составляют рассказ о значении физической карты в жизни людей из предложенных учителем предложений.
Показывают на физической карте России
границу государства, крупные географические объекты (равнины, горы, океаны),
опираясь на условные цвета карты, с помощью учителя

Рассказывают о значение физической
карты в жизни человека с опорой на
план. Показывают на физической карте России границу государства, крупные географические объекты (равнины, горы, океаны), опираясь на таблицу условных цветов и знаков карты

Земной шар – 17 часов
Формирование у обучаю- Составляют рассказ о Земле, Солнце и Рассказывают, что такое Солнечная
щихся элементарных пред- Луне из рекомендованных учителем пред- система. Знакомятся с
ставлений о телах Солнеч- ложений
понятиями «астрономия», «планеты»
ной системы
Расширение круга элементарных представлений о
планетах Солнечной системы

Знают название 2-3 планет.
Составляют рассказ об одной из планет,
используя опорные слова и словосочетания. Располагают на макете планеты по
отношению к Солнцу, используя помощь
учителя

Показывают и называют планеты (обозначенные и подписанные) на схеме
Солнечной системы. Знают названия
до 4 планет. Называют отличительные
признаки Земли от других планет. Зарисовывают вместе с учителем схему
Солнечной системы. Располагают на
макете, по образцу, планеты по отношению к Солнцу
Формирование у обучаю- Составляют рассказа из предложенных Приводят примеры доказательства
щихся представлений о учителем предложений о планете Земля. шарообразности Земли. Показывают, с
12

шарообразности
Земли
35

Современные
исследования
космоса

1ч.

36

Глобус - модель 1ч.
Земного шара.
Земная ось, экватор, полюса.
Особенности
изображения
суши и воды на
глобусе

37

Физическая кар- 1ч.
та полушарий

38

Распределение
1ч.
воды и суши на
Земле

форме Земли. Продолжение
закрепления знаний о вращении Земли вокруг своей
оси и вокруг Солнца
Продолжить формирование
представлений,
обучающихся об освоении космоса
в XX и XXI веках
Формирование представлений, обучающихся о форме
Земли. Обучение пользоваться глобусом. Показ на
глобусе полюса, линии экватора. Закрепление знаний
об условных цветах физической карты

Зарисовывают как выглядит планета Земля помощью теллурия, движение Земли.
из космоса (по шаблону)
Рассказывают, как менялись представления о форме и размерах Земли с
опорой на иллюстрации
Называют первого космонавта. Составля- Рассказывают о первом полете Ю. А.
ют рассказ из предложенных учителем Гагарина в космос
предложений о первом полете в космос

Повторение и закрепление
знаний, обучающихся об
условных цветах физической карты, линии экватора, Северном и Южном полюсах, Северном и Южном
полушариях.
Знакомство с картой полушарий.
Обучение показу на физической карте полушарий,
названных выше объектов
Знакомство обучающихся с
распределением воды и суши на Земле. Формирование представлений, обучающихся о неравномерности

Называют основные цвета карты полушарий. Рассматривают условные знаки карты
полушарий. Показывают на физической
карте полушарий полюса, линию экватора,
материки, океаны

Показывают и называют глобус, определяют его назначение. Приклеивают картинку глобуса в тетрадь, подписывают полюса и линию экватора. Лепят макет глобуса из пластилина

Рассказывают о строении глобуса. Показывают на глобусе полюса, линию
экватора, южное и северное полушария. Лепят из пластилина модель Земли, обозначают на ней полюса и линию экватора. Показывают на глобусе
различные формы поверхности (с опорой на цвет) с помощью таблицы
условных цветов и знаков
Определяют, какими цветами изображена поверхность Земли на карте полушарий. Рассматривают условные
знаки карты полушарий.
Показывают на карте полушарий и
глобусе полюса, линию экватора, материки, океаны

Определяют по карте, что занимает боль- Определяют по карте, в каком полушую часть земного шара: вода или суша. шарии больше воды, а в каком остроПоказывают воду и сушу на карте, опира- вов и материков
ясь на таблицу условных знаков
13

39

Океаны на гло- 1ч.
бусе и карте полушарий

40

Материки
на 1ч.
глобусе и карте
полушарий
(Евразия, Африка,
Северная
Америка, Южная
Америка,
Австралия, Антарктида)

распределения воды и суши
на территории нашей планеты
Продолжение формирования представлений, обучающихся о Земном шаре.
Знакомство обучающихся с
названием и месторасположением океанов на физической карте полушарий и на
глобусе. Обучение показу
заданных объектов на карте
и глобусе
Продолжение формирования представлений, обучающихся о Земном шаре.
Знакомство обучающихся с
названием и месторасположением материков на физической карте полушарий и
на глобусе. Обучение показу заданных объектов на
карте и глобусе

Показывают на физической карте и глобусе Мировой океан. Зачитывают названия
океанов. Показывают океаны на карте. Отвечают на вопросы учителя об океанах с
опорой на карту. Подписывают названия
океанов на контурной карте

Называют материк, на котором мы живем.
На карте показывают материки. Составляют рассказ о материке с опорой на карту,
используя предложения, предложенные
учителем

Называют Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый океаны. Рассказывают о хозяйственном
значении океанов по схеме или иллюстрациям.
Устанавливают простейшие причинноследственные зависимости (например,
почему Северный Ледовитый океан
получил такое название). Находят на
глобусе и физической карте полушарий океаны, подписывают названия
океанов на контурной карте
Находят и называют на глобусе и физической карте полушарий материки,
подписывают названия материков на
контурной карте. Сравнивают материки и части света

14

41

Кругосветные
1ч.
путешествия.
Плавание экспедиции под командованием Ф.
Магеллана

Формирование представлений, обучающихся о значении первого кругосветного
путешествия под командованием Ф. Магеллана

Составляют из предложений, предложенных учителем, рассказ об экспедиции Ф.
Магеллана. По пунктирным линиям на
контурной карте отмечают первое кругосветное путешествие

Рассказ по плану и карте о первом
кругосветном плавании. Вычисляют
длительность кругосветного плавания
(с опорой на даты, представленные в
учебнике). Показывают на физической
карте полушарий маршрут кругосветных путешествий под командованием
Ф. Магеллана

42

Первое русское 1ч.
кругосветное
плавание

Знакомство с первым рус- Составляют из предложенных учителем
ским кругосветным плава- предложений рассказ о русском кругонием и его значением
светном плавании. По пунктирным линиям на контурной карте отмечают первое
русское кругосветное плавание (маршрут
Крузенштерна, шлюп «Нева»)

Составляют рассказ по плану и карте о
первом русском кругосветном плавании. Вычисляют длительность кругосветного плавания (с опорой на даты,
представленные в учебнике)
Рассказывают, как происходило первое путешествие, каково значение первого кругосветного плавания, какой
вклад внесли русские моряки в географическую науку

43

Различие
в 1ч.
освещении
и
нагревании
Солнцем земной
поверхности.
Понятие о климате, его отличие от погоды.
Основные типы
климата

Формирование представлений, обучающихся о различии в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности. Знакомство с
климатом земного шара

Рассказывают о значении солнца для
жизни на земле с опорой на схему или
рисунки.
Составляют рассказ с опорой на схему,
от чего зависит климат и от чего зависит погода

С помощью теллурия показывают движение Земли вокруг Солнца.
Составляют рассказ о климате своей местности, используя помощь учителя

15

44

Пояса освещен- 1ч.
ности: жаркие,
умеренные, холодные. Изображение их на
глобусе и карте
полушарий

Продолжение формирования первоначальных представлений о разнообразии
климата на Земном шаре

Составляют рассказ об одном из поясов
освещенности из предложенных учителем
предложений. Раскрашивают в контурной
карте пояса освещенности. Заполняют
схему пояса освещенности

45

Природа тропи- 1ч.
ческого пояса.
Тропические леса

Расширение круга представлений обучающихся об
особенностях
природных
условий тропического пояса

Показывают на карте тропический пояс,
выделенный учителем. Заштриховывают
(закрашивают) заранее обозначенный учителем тропический пояс в тетради.
Узнают изображения типичных животных
тропического пояса и называют их (от 3 до
5 представителей)

46

Природа тропи- 1ч.
ческого пояса.
Саванны и пустыни

Знакомство с природными Узнают изображения типичных животных
зонами саванн и пустынь саванн и пустынь тропического пояса и
тропического пояса
называют их (от 3 до 5 представителей)

47

Природа
уме- 1ч.
ренных и полярных поясов

Знакомство обучающихся с
особенностями природных
условий умеренных и полярных поясов

48

Обобщающий
урок

1ч.

Устанавливают простейшие причинно-следственные связи между географическим положением, солнечной радиацией, подстилающей поверхностью. Называют основные типы климатов, их характерные признаки. Составляют устный рассказ об одном из
поясов освещенности с опорой на схему/ план. Чертят в тетради схему «Пояса освещенности»
Называют, с опорой на схему «пояса
освещенности», какие материки и океаны расположены в пределах тропического пояса.
Узнают изображения типичных животных тропического леса и называют
их (до 5 представителей), показывают
на карте «Растительный и животный
мир» тропического леса с помощью
учителя
Узнают изображения типичных животных саванн и пустынь, называют их
(до 5 представителей), показывают на
карте «Растительный и животный
мир» природные зоны саванн и пустынь с помощью учителя
Называют материки и океаны, расположенные в пределах умеренного и
полярного поясов. Составляют рассказ
о природе умеренных и полярных поясов по плану

Называют и показывают умеренные и полярные пояса освещенности, выделенные
учителем на карте. Составляют рассказ из
предложенных учителем предложений о
природе умеренных или полярных поясов
(Арктика, Антарктика)
Обобщение изученного ма- Выполняют контрольное тестирование с Выполняют контрольное тестирование
териала по разделу Земной опорой на учебник, с помощью учителя
по разделу «Земной шар»
16

шар. Работа с картой полушарий и глобусом. Выполнение заданий в тетради
на печатной основе

Карта России-20 часов
Показывают на карте и настольной карте
Россию, используя помощь учителя.
Выделяют среди других изображений флаг
и герб РФ. Зарисовывают вместе с учителем флаг РФ

Карта России. 1ч.
Географическое
положение России на глобусе,
карте полушарий, физической
карте
нашей
страны
Столица России 1ч.
– Москва

Знакомство обучающихся с
положением России на глобусе, карте. Формирование
представлений о площади
государства,
повторение
символики РФ
Продолжение формирования представлений, обучающихся о Москве как главном городе (столице) России

С помощью находят на карте столицу
нашей Родины. Рассматривают иллюстрации достопримечательностей столицы. Составляют рассказ о столице, используя
опорные слова и словосочетания

51

Границы
1ч.
России.
Сухопутные границы
на западе и юге

52

Морские грани- 1ч.
цы. Океаны и
моря, омывающие берега России. Моря Се-

Формирование представлений, обучающихся о государственных границах. Закрепление знаний об
условных обозначений физической карты. Формирование навыков правильного
показа объектов на географической карте
Продолжение формирования представлений обучающихся о государственных
границах.
Закрепление знаний услов-

Показывают границы России на физической карте. Обозначают на контурной карте северный ледовитый океан
Показывают на карте за Северный Ледовитый океан, омывающий берега России, и

49

50

Составляют описание географического
положения России (с опорой на план в
учебнике). По карте поясов освещенности определяют, в каких поясах лежит Россия

Находят на карте столицу нашего государства. Рассказывают о достопримечательностях Москвы с опорой на иллюстрации. Рассматривают план центра Москвы (по приложению к учебнику). Находят улицы, о которых говорится в тексте учебника
Показывают границы России на физиче- Показывают на карте сухопутные граской карте, обводят по пунктирным лини- ницы, их протяженность. Называют
ям в контурной карте сухопутные границы государства, с опорой на политическую карту, с которыми РФ граничит
на западе и юге.
Выделяют сухопутные границы РФ на
контурной карте
Показывают на карте морские границы
РФ. Рассказывают о природе морей,
омывающих берега России (не выделяя конкретных названий).
Называют и показывают моря Север17

верного Ледовитого океана

53

Моря Тихого и 1ч.
Атлантического
океанов

54

Острова и полу- 1ч.
острова России

55

Рельеф нашей
страны. Низменности, возвышенности,

1ч.

ных обозначений и условных цветов физической
карты.
Формирование
навыков правильного показа объектов на географической карте
Продолжение формирования представлений, обучающихся о государственных
границах России.
Закрепление знаний об
условных обозначениях и
условных цветах физической карты. Формирование
навыков правильного показа объектов на географической карте
Формирование представлений о территории РФ, островах и полуостровах Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов.
Закрепление знаний условных обозначений и условных цветов физической
карты.
Формирование
навыков правильного показа объектов на географической карте
Формирование представлений о поверхности РФ, ее
разнообразии.
Закрепление знаний услов-

читают названия морей.
ного Ледовитого океана на карте. РасРассказывают по иллюстрациям, исполь- сказывают о морях Северного Ледовизуя помощь учителя о природе морей (не того океана по плану
выделяя конкретных названий) , омывающих берега России на севере.
Показывают на карте Тихий и Атлантический океан, читают названия морей.
Рассказывают по иллюстрации, используя
помощь учителя, о природе морей, омывающих берега России

Называют и показывают на карте моря
Тихого и Атлантического океанов.
Наносят океаны, моря на контурную
карту.
Составляют описания одного из морей
с опорой на план

Показывают и называют острова и полу- Называют и показывают острова и поострова, заранее выделенные учителем
луострова России. Рассказывают об
особенностях природы островов и полуостровов России. Составляют описания одного из островов и полуостровов РФ с опорой на план. Наносят
названия островов и полуостров России на контурную карту

Закрашивают в контурной карте обозначенные равнины (низменности, плоскогорья). Составляют описание равнины по
плану, используя помощь учителя

Называют и показывают на физической карте низменности, возвышенности, плоскогорья России. Составляют
описание
равнины
(низменности,
18

плоскогорья

56

Работа с контурными картами

1ч.

57

Горы: Урал, Се- 1ч.
верный Кавказ,
Алтай, Саяны,
Крымские

58

Крупнейшие ме- 1ч.
сторождения полезных ископаемых (каменного
угля, нефти, железной и медной
руд, природного
газа)

59

Работа с контур- 1ч.
ными картами

ных обозначений и условных цветов физической
карты.
Формирование
навыков правильного показа объектов на географической карте
Закрепление представлений
обучающихся о рельефе
РФ, совершенствование
навыков работы с настенной, настольной картами,
формирование навыков работы с контурными картами

плоскогорья) с опорой на план в учебнике

Наносят на контурную карту названия
крупных равнин, плоскогорий, низменностей России, закрашивают (заштриховывают) указанные географические объекты,
используя помощь учителя

Наносят на контурную карту названия
крупных равнин, плоскогорий, низменностей России, закрашивают (заштриховывают) указанные географические объекты

Продолжение формирования представлений, обучающихся о разнообразии поверхности РФ

Называют и показывают на настенной карте заранее выделенные учителем горы.
Заштриховывают и закрашивают горы в
контурной карте, используя помощь учителя

Называют и показывают на настенной
карте Кавказские, Уральские, Крымские горы, Алтай и Саяны. Различают
горы по высоте, размеру. Составляют
описания гор России с опорой на план
в учебнике

Закрепление знаний, обучающихся о полезных ископаемых, продолжение
формирования представлений обучающихся о богатстве недр РФ.
Повторение условных обозначений полезных ископаемых

Зарисовывают в тетради условные знаки
полезных ископаемых.
Закрашивают заранее обозначенные полезные ископаемые в контурной карте. Изготавливают макеты условных знаков с
последующим прикреплением их к
настенной карте

Показывают крупнейшие месторождения полезных ископаемых, добываемые на территории России.
Рассказывают об использовании полезных ископаемых.
Зарисовывают в тетради условные
знаки полезных ископаемых, изготавливают макеты условных знаков с последующим прикреплением их к
настенной карте
Закрепление представлений Наносят на контурную карту названия гор Наносят на контурную карту названия
обучающихся о рельефе России, условные знаки полезных ископа- гор России, условные знаки полезных
19

60

Река Волга

1ч.

61

Реки:
Дон, 1ч.
Днепр, Урал

62

Реки
Сибири: 1ч.
Обь, Енисей

РФ, природных богатствах,
совершенствование навыков работы с настенной,
настольной картами, формирование навыков работы
с контурными картами
Формирование представлений, обучающихся о реке
Волге как одной из самых
длинных рек европейской
части России. Закрепление
знаний об использовании
рек в хозяйственной деятельности человека
Продолжение формирования представлений, обучающихся о крупных реках
РФ. Закрепление знания об
использовании рек в хозяйственной деятельности человека. Воспитание бережного отношения к водным
ресурсам страны

емых в местах их добычи

ископаемых в местах их добычи

Показывают на настенной карте реку Волгу, используя помощь учителя. Составлять
из предложенных учителем предложений
рассказ-описание реки Волги

Показывают по карте реку Волгу, ее
притоки Оку и Каму. Находят ее по
условным знакам на настенной карте
ГЭС. Называют каналы, соединившие
Волгу с другими реками. Составляют
описания Волги с опорой на план

Показывают изученные реки на настенной
карте, заранее выделенные учителем. Составляют описание об одной из изученных
рек с опорой на план, используя помощь
учителя

Показывают на настенной карте изученные реки, крупные водохранилища.
Называют канал, соединяющий реки
Дон и Волгу. Рассказывают о старинном русском городе, расположенном
на берегу реки Днепр. Составляют
описание изученных рек с опорой на
план. На контурной карте подписывают Дон, Днепр, Урал, Печору, Северную Двину

Продолжение формирования представлений, обучающихся о крупных реках
РФ. Знакомство школьников с реками азиатской части РФ. Закрепление знаний об использовании рек в
хозяйственной деятельности человека. Воспитание

Показывают изученные реки на настенной
карте, заранее выделенные учителем. Составляют описание об одной из изученных
рек с опорой на план, используя помощь
учителя

Называют равнину по которой протекают реки Обь и Енисей, показывают
их путь по карте. По условным знакам
находят крупные ГЭС, построенные на
реках Енисей, и Ангара. Составляют
описание изученных рек с опорой на
план. На контурной карте подписывают изученные реки. Сравнивают протяженность рек Обь и Енисей по ри20

63

Реки
Амур

Лена

и 1ч.

64

Озера
Ладож- 1ч.
ское, Онежское,
Байкал

65

Крупные города 1ч.
России

бережного отношения к
водным ресурсам страны
Продолжение формирования представлений, обучающихся о крупных реках
РФ. Знакомство школьников с реками Азиатской части РФ. Закрепление знаний об использовании рек в
хозяйственной деятельности человека. Воспитание
бережного отношения к
водным ресурсам страны
Продолжение формирования представлений обучающихся о водоемах РФ.
Знакомство обучающихся с
крупнейшими озерами России. Закрепление знаний об
использовании озер в хозяйственной деятельности
человека.
Воспитание бережного отношения к водным ресурсам страны
Продолжение формирования представлений обучающихся о многообразии
городов России, знакомство
с названиями, географическим положением и достопримечательностями крупнейших городов РФ. Повторение и обобщение зна-

сунку в учебнике
Показывают изученные реки на настенной
карте, заранее выделенные учителем. Составляют описание одной из изученных
рек с опорой на план, используя помощь
учителя

Показывают на карте реки Лену, Амур
и их притоки. Сравнивают по протяженности изучаемые реки с другими
реками России по рисунку. Составляют описание изученных рек с опорой
на план. На контурной карте подписывают изученные реки

Показывают на настенной карте заранее
обозначенные озера.
Составляют из предложенных учителем
предложений об озерах России. Подписывают название озер на контурной карте,
используя помощь учителя

Называют и показывают озера России
на настенной карте. Рассказывают об
их особенностях. Называют реки, впадающие в Каспийское море. Поясняют, почему Каспийское озеро называется морем.
Наносят на контурную карту названия
изученных озер

Показывают на карте столицу России,
родной город (с помощью). Рассказывают
о достопримечательностях столицы и своего города, опираясь на иллюстрации и
опорные слова

Показывают на карте столицу России,
города-миллионеры, родной город.
Составляют рассказа о столице России
с опорой на план. Перечисляют достопримечательности родного города (поселка)

21

66

Работа с контур- 1ч.
ными картами

67

Наш край на 1ч.
физической
карте России

68

Повторение
1ч.
начального
курса физической географии

ний о столице России
Закрепление представлений
обучающихся о городах
РФ, совершенствование
навыков работы с настенной, настольной картами,
навыками работы в контурных картах. Воспитание аккуратности, усидчивость
Расширение представлений,
обучающихся о родном
крае. Формирование умений находить нашу страну
на карте, показ столицы РФ
Повторение и обобщение
представлений обучающихся, формируемых в начальном курсе физической географии

Отмечают на контурной карте заранее от- Наносят на контурную карту условные
меченные учителем условные изображения знаки изображения столицы, названий
столицы. Подписывают на контурной кар- городов-миллионеров, родного города
те родной город

Составляют рассказ о родном крае по плану, Составляют рассказ о родном крае с
используя опорные слова и предложения
опорой на план, предложенный учителем. Пишут письмо другу, в котором содержится описание родного
края
Выполняют контрольное тестирование с Выполняют контрольное тестироваопорой на учебник
ние по начальному курсу географии

22

23

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».