Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Речевая практика

I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант
1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Речевая практика» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью
учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» в 3 классе рассчитана на 34
учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Речевая
практика».
Цель учебного предмета – развитие речевой коммуникации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) для осуществления общения с окружающими людьми.
Задачи обучения:
− совершенствование речевого опыта;
− обогащение языковых средств обучающихся;
− формирование выразительной стороны речи;
− формирование у обучающихся навыков связной речи;
− воспитание культуры речевого общения.
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» в 3 классе определяет следующие задачи:
− помощь обучающимся в обобщении имеющегося у них речевого опыта;
− улучшение качественных характеристик устной речи, таких как звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация,
выразительность;
− обучение навыку конструктивно участвовать в споре;
− обогащение словаря предметной лексикой и этикетными выражениями;
− совершенствование умения слушать речь в аудиозаписи;
− воспитание чуткого отношения к живой природе.
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение речевой практике в 3 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью,
готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию речи в различных ситуациях.
В зависимости от формы организации совместной деятельности учителя и обучающихся выделяются следующие методы обучения:
конструирование диалогов, тренировочные упражнения в произнесении с заданной интонацией, проигрывание диалогов, рассматривание
иллюстрации, анализ плана, составление предложений, слушание аудиозаписи, ролевые и дидактические игры по теме ситуации и др.
Содержание разделов

№
п/п

Количество
часов

Контрольные
работы

6
24

1

3

Аудирование
Дикция и выразительность речи
Подготовка речевой ситуации и организация
высказывания

30

2

4

Культура общения

8

2

68

5

1
2

Название раздела, темы

Итого:
III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:
 расширение представлений о различных социальных ролях (покупатель, пассажир, пациент и др.) — собственных и окружающих
людей;
 укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета
и правилах культурного поведения;
 овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.
Предметные:
Минимальный уровень:
− выполнять задания по словесной инструкции учителя, обучающихся;
− выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и
взрослыми;
− знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);
− участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
− слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
− выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;
− участвовать в беседе;
− слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.
Достаточный уровень:
− понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в аудиозаписи;
− выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;
− участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
− правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться,
используя соответствующие выражения;

−
−
−
−

сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих родственников;
принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых ситуаций;
уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план;
слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными
(жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3-х классов базируется
на принципах индивидуального и дифференцированного подходов и осуществляется по трехбалльной системе:
«5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» -удовлетворительно.
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает понимание пройденного материала. Самостоятельно или с помощью учителя
может сформулировать и обосновать ответ, привести необходимые примеры полученных знаний на практике, в жизни. Допускает
незначительные неточности (оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые исправляет сам или с помощью учителя. Ученик в
основном, последователен в изложении учебного материала.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но затрудняется в
формулировании отдельных понятий и определений. Исправляет их с помощью учителя. Делает ошибки по практическому применению
отдельных положений изучаемых предметов в повседневной жизни. Исправляет их с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал
(вопрос) недостаточно полно и последовательно, с большими затруднениями. Допускает ошибки в речи; затрудняется самостоятельно
подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. Делает ошибки, вызванные
недопониманием учебного материала.
Оценка «2» - не ставится

№

Тема предмета

Кол-во
часов

IV.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности
обучающихся
Минимальный уровень

Достаточный уровень

Выражают свои
просьбы, используют
вежливые слова,
пользуются правилами
этикета при встрече и
расставании с детьми и
взрослыми
Составляют рассказы
на основе иллюстраций
с помощью наводящих
вопросов учителя

Правильно выражают
свои просьбы, умеют
здороваться,
прощаться, просить
прощения и
извиняться,
используют
соответствующие
выражения
Составляют рассказы
на основе
иллюстраций

Используют
диалогические формы
речи в различных
ситуациях общения
Играют в игры,
соблюдая правила
Участвуют в диалоге с
помощью наводящих
вопросов
Составляют рассказы
на основе иллюстраций
с помощью наводящих
вопросов учителя

Пользуются словами
этикета, основными
правилами культуры
речевого общения
Играют в игру,
соблюдая правила
Участвуют в диалоге
Составляют рассказы
на основе
иллюстраций

Снова в школу! – 3 часа
1

Это моя школа
1
Речевое общение со
старшими и с
друзьями.

2

Это моя школа
Правила речевого
общения

1

3

Это моя школа
Правила речевого
общения

1

Введение в ситуацию (рассматривание
картинок по теме «Школа», обсуждение
проблемного вопроса)
Знакомство с темой (беседа с привлечением
личного опыта, ответы на вопросы на основе
иллюстраций)
Инсценирование отрывков из сказки
Тренировочные упражнения в произнесении
реплик с разной интонацией (спокойно,
радостно, с обидой)
Составление рассказов на основе
иллюстрации к стихотворению А. Шибаева
«Винегрет»
Актуализация правил приветствия
(конструирование диалогов, тренировочные
упражнения в произнесении с заданной
интонацией, проигрывание диалогов)
Проигрывание диалогов-приветствий на
основе образцов учебника и личного опыта
Дифференциация обращений к ровеснику и
старшему, к хорошо знакомому и
малознакомому человеку
Составление рассказов на тему летнего
отдыха (рассматривание иллюстрации, анализ
плана, составление предложений и др.)
Начало составления памятки «Секреты
вежливого общения»

Мы собрались поиграть. Мои друзья – 3 часа
4

Мы собрались
поиграть.

1

Введение в ситуацию рассматривание
картинок по теме «Мы собрались поиграть
Обсуждение ситуации, изображённой на
иллюстрации
Конструирование диалога-конфликта с
использованием карточек
Проигрывание диалога с имитацией
интонации, мимики и жестов, характерных
для аналогичных жизненных ситуаций
Редактирование содержания диалога после
обсуждения вопроса о том, как избежать
конфликта в споре
Проигрывание составленных диалогов
Разучивание считалок, декламирование с
чётким проговариванием последнего слова в
строфе

Отвечают на вопросы
учителя по их
содержанию с опорой
на иллюстративный
материал
Обсуждают ситуацию с
помощью учителя
Используют
диалогические формы
речи в различных
ситуациях общения
Принимают участие в
проигрывании
составленных диалогов
с помощью учителя

Воспроизводят
составленные
рассказы с опорой на
иллюстративный
материал
Обсуждают ситуацию
Используют
этикетные речевые
выражения; основные
правила культуры
речевого общения
Участвуют в
проигрывании
составленных
диалогов

5

Мы собрались
поиграть.
.

1

Конструирование диалога-конфликта (анализ
иллюстрации; составление реплик;
тренировочные упражнения в произнесении
реплик с адекватной интонацией, с
использованием мимики и жестов;
проигрывание диалога; редактирование
диалога после обсуждения способов
избегания конфликта)
Актуализация опыта участия обучающихся в
играх с правилами (беседа на основе личного
опыта, повторение правил игр, знакомых
школьникам, игра с правилами по выбору
обучающихся)
Разучивание считалок
Составление предложений с опорными
словами Составление рассказа о правилах
игры «Рыбаки»

Используют
диалогические формы
речи в различных
ситуациях общения
Принимают участие в
проигрывании диалога
Принимают участие в
разучивание считалок
Составляют
предложения с
опорными словами с
помощью учителя
Участвуют в
коллективном
составлении рассказа о
правилах игры
Проговаривают

Пользуются словами
этикета, основными
правилами культуры
речевого общения
Участвуют в
проигрывании
диалога, в
редактирование
диалога
Разучивают считалки
Составляют
предложения с
опорными словами
Коллективно
составляют рассказ о
правилах игры

6

Мы собрались
поиграть
Общение с
друзьями

1

Коллективное составление рассказа о
правилах игры, знакомой всем ученикам

считалки, договаривая
отдельные слова

Проговаривают
считалки

Актуализация опыта участия в играх
обучающихся с правилами (беседа на основе
личного опыта, повторение правил игр,
знакомых школьникам, игра с правилами по
выбору обучающихся)
Разучивание считалок
Игры с правилами: уточнение правил
обучающимися, организация в классе игр
малой подвижности
Подготовка и составление рассказов по теме
ситуации (коллективное составление рассказа
по иллюстрации, игры «Рассказ по кругу»,
«Дополни предложение», «Копилка
вопросов», индивидуальные рассказы с
опорой на план)
Составление «Копилки игр»
Продолжение составления памятки «Секреты
вежливого общения»

Используют
диалогические формы
речи в различных
ситуациях общения
Играют в игры,
соблюдая правила
Участвуют в диалоге с
помощью наводящих
вопросов
Воспроизводят
считалки
Участвуют в
коллективном
составлении рассказа
по иллюстрации с
помощью наводящих
вопросов учителя

Пользуются словами
этикета, основными
правилами культуры
речевого общения
Играют в игру,
соблюдая правила
Участвуют в диалоге
Разучивают считалки
Коллективно
составляют рассказ о
правилах игры по
иллюстрации
Составляют «Копилку
игр»

Знакомятся с
правилами поведения в
библиотеке, слушают
библиотекарей,
благодарят их
Составляют сказки на
основе иллюстраций с
помощью наводящих
вопросов учителя
Принимают участие в
игре «Прятки со
скакалкой»

Соблюдают правила
поведения в
библиотеке, ищут
книги, предложенные
учителем, слушают
библиотекарей,
благодарят их,
составляют сказку,
ориентируются в
библиотеке
Играют в игру
«Прятки со
скакалкой»

В библиотеке – 3 часа
7

В библиотеке.

1

Введение в ситуацию (рассматривание
картинок по теме «Библиотека», обсуждение
проблемного вопроса)
Знакомство с темой (беседа на основе
личного опыта)
Актуализация у обучающихся имеющихся
знаний о правилах поведения в библиотеке
Конструирование возможных диалогов с
библиотекарем
Экскурсия в школьную библиотеку
Рассказывание сказок с опорой на
иллюстрированные книги, полученные в
библиотеке

Игра «Прятки со сказкой»
Отгадывание загадок по сказке (водящий
загадывает сказку, известную всем игрокам,
игроки задают ему вопросы, чтобы узнать,
какую сказку он загадал)
8
9

В библиотеке
В библиотеке

1
1

Сказки про Машу – 3 часа
10
Сказки про Машу
1

11

Сказки про Машу

1

Составление правил поведения в библиотеке,
обсуждение целесообразности каждого
правила Уточнение представлений
обучающихся о графике и особенностях
работы библиотеки в их школе Знакомство со
специальным словом — формуляр.
Демонстрация формуляра самого активного
читателя из данного класса
Ролевая игра «В библиотеке»
Продолжение составления памятки «Секреты
вежливого общения»

Знакомятся с правилами
поведения в библиотеке,
слушают библиотекарей,
благодарят их,
составляют сказку,
ориентируются в
библиотеке
Принимают участие в
игре «В библиотеке»

Соблюдают правила
поведения в библиотеке,
слушают библиотекарей,
благодарят их, играют в
игры
Составляют памятку
«Секреты вежливого
общения»

Актуализация сказки «Маша и медведь»
(слушание аудиозаписи сказки с опорой на
иллюстрации)
Закрепление содержания сказки
Беседа по картинкам в учебнике
Составление предложений по картинкам с
использованием текстовых синонимов
Коллективное рассказывание сказки с опорой
на картинки
Инсценирование отрывков из сказки

Слушают сказку
Умеют отвечать на
вопросы с опорой на
иллюстративный
материал
Составляют
предложения по
картинкам с помощью
учителя
Принимают участие в
инсценировке отрывка из
сказки
Умеют отвечать на
вопросы с опорой на

Понимают содержание
сказки, прочитанной
артистами в аудиозаписи
Отвечают на вопросы по
содержанию сказки
Составляют
предложения по
картинкам с
использованием
текстовых синонимов
Инсценируют сказку

Актуализация сказки «Три медведя»
(слушание аудиозаписи сказки с опорой на
иллюстрации)

Отвечают на вопросы по
содержанию
сказки

12

Сказки про Машу

1

13

Отправляюсь в
магазин

1

14

Отправляюсь в
магазин

1

Закрепление содержания сказки
Составление пар слов, по-разному
называющих героев сказки
Составление предложений по сюжету сказки
Коллективное рассказывание сказки с опорой
на картинки и слова
Игра «Живые загадки»
Инсценирование отрывков из сказки

иллюстративный
материал
Рассказывают сказку с
опорой на иллюстрации
Принимают участие в
игре, в инсценировке
сказки

Отправляюсь в магазин – 3 часа
Актуализация имеющихся знаний у
Используют
обучающихся о покупках в супермаркете
диалогические формы
(работа с предметными картинками: отдел— речи в различных
товар)
ситуациях общения
Введение в словарь обучающихся названия
Принимают участие в
крупного магазина «супермаркет» (или
рисовании вывесок«гипермаркет»)
картинок для различных
Выделение названий отделов, перечисление
отделов в магазинах
товаров, которые можно приобрести в
Отгадывают название
каждом из них
нарисованных вывесок
Конструирование возможных диалогов с
Конструируют
продавцом
возможные диалоги с
Рисование возможных вывесок-картинок для продавцом с помощью
различных отделов в магазинах
наводящих вопросов
Коллективное отгадывание названий
нарисованных детьми вывесок
Используют
диалогические формы

Играют в игру «Живые
загадки»
Инсценируют сказку

Пользуются словами
этикета в различных
ситуациях общения
Рисуют вывескикартинки для различных
отделов в магазинах
Отгадывают название
нарисованных вывесок
Конструируют
возможные диалоги с
продавцом

Пользуются словами
этикета в различных

15

Отправляюсь в
магазин

1

Моделирование диалогов различной
сложности между продавцом и покупателем с
использованием реплик на карточках
Проигрывание диалогов с привлечением
внимания обучающихся к важности чёткого,
достаточно громкого произнесения реплик
при общении с
продавцом в магазине
Ролевая игра «В магазине» (осуществление
покупок в различных отделах по заранее
составленному списку)
Продолжение составления памятки «Секреты
вежливого общения»

речи в различных
ситуациях общения
Участвуют в
проигрывании диалогов,
в ролевых играх
Участвуют в
составлении памятки
«Секреты вежливого
общения»

ситуациях общения
Проигрывают диалоги,
играют в ролевую игру
«В магазине»
Составляют памятку
«Секреты вежливого
общения»

Введение в ситуацию (рассматривание
картинок по теме «Телефонный разговор»,
обсуждение проблемного вопроса)
Актуализация имеющихся знаний по теме
Составление «Правил общения по телефону»
Прослушивание аудиозаписи фрагмента
сказки К. Чуковского «Телефон»
Чтение по ролям диалогов героев сказки с
опорой на фрагменты текста, заранее
подготовленные учителем (записанные на
карточках)
Проигрывание диалогов из сказки с
дополнением их словами приветствия,
благодарности, прощания
Ролевые игры «Телефонный разговор»
Завершение темы (работа над рубрикой «Это
важно!»)

Используют
диалогические формы
речи в различных
ситуациях общения
Участвуют в беседах на
темы, близкие личному
опыту ребенка
Пользуются правилами
речевого общения
Принимают участие в
ролевых играх в
соответствии с речевыми
возможностями

Пользуются словами
этикета в различных
ситуациях общения
Участвуют в беседах на
темы, близкие личному
опыту ребенка
Применяют правила
речевого общения
Читают диалоги по
ролям, играют в ролевые
игры

Рассматривание картинки по теме «Театр»,
«Кинотеатр», чтение стихотворения к
речевой ситуации

Участвуют в ролевых
играх в соответствии с
речевыми

Участвуют в ролевых
играх
Отвечают на вопросы

Телефонный разговор - 3часа
16

Телефонный
разговор

1

17

Телефонный
разговор

1

18

Телефонный
разговор
Правила речевого
общения

1

Я - зритель – 3 часа
19
Я - зритель.
Речевое общение

1

с малознакомыми
людьми

20

Я - зритель.
Правила речевого
общения

1

21

Я - зритель

1

Установление по вопросам учителя
проблемы, изображённой на рисунке
Актуализация имеющегося опыта, знаний по
теме.
Обогащение словарного запаса по теме
(работа с иллюстрациями, ответы на
вопросы)
Моделирование и проигрывание возможных
диалогов в кинотеатре между зрителем и
кассиром, зрителем и гардеробщиком
Составление «Правил вежливого зрителя»
Актуализация имеющегося опыта, знаний по
теме «Театр»
Обогащение словарного запаса по теме
(работа с иллюстрациями, ответы на
вопросы)
Моделирование и проигрывание возможных
диалогов в кинотеатре между зрителем и
кассиром, зрителем и гардеробщиком
Составление «Правил вежливого зрителя»

Ролевая игра «Кинотеатр»
Моделирование и проигрывание возможных
диалогов в кинотеатре с работниками
кинотеатра (кассир, гардеробщик, продавец в
буфете) или зрителями, пришедшими на
сеанс
Продолжение составления памятки «Секреты
вежливого общения»

возможностями
Отвечают на вопросы
Моделируют и
проигрывают диалоги с
помощью учителя
Выражают свои
просьбы, используя
вежливые слова,
пользуются правилами
этикета

Моделируют и
проигрывают диалоги
Выражают свои
просьбы, используя
вежливые слова,
пользуются правилами
этикета

Участвуют в ролевых
играх в соответствии с
речевыми
возможностями
Моделируют и
проигрывают диалоги с
помощью учителя
Выражают свои
просьбы, используя
вежливые слова,
пользуются правилами
этикета
Принимают участие в
составлении правил
Участвуют в ролевых
играх в соответствии с
речевыми
возможностями
Моделируют и
проигрывают диалоги с
помощью учителя
Выражают свои
просьбы, используя
вежливые слова,
пользуются правилами

Участвуют в ролевых
играх
Выражают свои
просьбы, используя
вежливые слова,
пользуются правилами
этикета
Моделируют и
проигрывают диалоги
Составляют правила

Участвуют в ролевых
играх
Выражают свои
просьбы, используя
вежливые слова,
пользуются правилами
этикета
Моделируют и
проигрывают диалоги
Составляют правила

22

Какая сегодня
погода?
Погода и мы

1

23

Погода и мы

1

24

Погода и мы

1

Рассматривание серии картинок, чтение
стихотворения во введении к речевой
ситуации
Актуализация имеющихся знаний о том,
какую информацию содержит прогноз
погоды, как её нужно использовать при
планировании своего времени
Установление по вопросам учителя
причинно-следственной связи между
картинками
Сравнение использованных на картинках
символов со знакомыми обучающимся
условными обозначениями
Конструирование предложений по теме с
опорой на условные обозначения
Актуализация имеющихся знаний о том,
какую информацию содержит прогноз
погоды, как её нужно использовать при
планировании своего времени
Обсуждение полученной обучающимися
информации о прогнозе погоды на
ближайшие дни.
Выяснение источников информации,
сравнение её
содержания.
Сообщение доступной обучающимся
информации о том, как составляется прогноз
погоды.
Прослушивание аудиозаписей,
видеофрагментов с прогнозами погоды,
просмотр информационных колонок из газет,
содержащих прогнозы погоды
Ролевая игра «Прогноз погоды»

этикета
Принимают участие в
составлении правил
Рассматривают серии
картинок, читают
стихотворения во
введении к речевой
ситуации
Используют
диалогические формы
речи в различных
ситуациях общения
Участвуют в
конструировании
предложений по теме с
опорой на условные
обозначения и помощью
учителя
Используют
диалогические формы
речи в различных
ситуациях общения
Прослушивают
аудиозаписи,
видеофрагменты с
прогнозами погоды,
просматривают
информационные
колонки из газет,
содержащих прогнозы
погоды
Принимают участие в
ролевой игре «Прогноз
погоды» в соответствии
с речевыми
возможностями

Рассматривают серии
картинок, читают
стихотворения во
введении к речевой
ситуации
Выбирают правильные
средства интонации с
опорой на образец речи
учителя и анализ
речевой ситуации
Конструируют
предложения по теме с
опорой на условные
обозначения
Выбирают правильные
средства интонации с
опорой на образец речи
учителя и анализ
речевой ситуации
Прослушивают
аудиозаписи,
видеофрагменты с
прогнозами погоды,
просматривают
информационные
колонки из газет,
содержащие прогнозы
погоды
Играют в ролевую игру
«Прогноз погоды»

Снегурочка – 3 часа
25

Сказка
«Снегурочка»

1

26

Сказка
«Снегурочка»

1

27

Сказка
«Снегурочка»

1

Знакомство со сказкой (прослушивание
аудиозаписи сказки с опорой на
иллюстрации)
Беседа по картинкам в учебнике
Составление предложений по картинкам с
использованием текстовых синонимов
Подбор слов для связи эпизодов сказки:
жили-были, решили, зажили, однажды, стали
Коллективное рассказывание сказки с опорой
на картинки

Слушают сказку
Умеют отвечать на
вопросы с опорой на
иллюстративный
материал
Составляют простые
предложения по
картинкам с
использованием
текстовых синонимов
Подбирают слова для
связи эпизодов с
помощью учителя
Просмотр иллюстраций к сказке
Просматривают
«Снегурочка» на презентации
иллюстрацию к сказке
Закрепление содержания сказки (рассказ по
«Снегурочка»
кругу, рассказ с эстафетой и др.)
Повторяют содержание
Составление предложений, с которых
сказки
начинается каждый эпизод сказки, с
отвечают на вопросы с
использованием подобранных на
опорой на
предыдущем уроке слов
иллюстративный
Театрализованное представление отрывков из материал
сказки с использованием элементов
Составляют простые
костюмов или фигур героев
предложения по
картинкам
Рассказывают сказку с
опорой на иллюстрации
Весёлый праздник – 3 часа

Понимают содержание
сказки, прочитанной
артистами в аудиозаписи
Отвечают на вопросы по
содержанию сказки
Составляют
распространенные
предложения по
картинкам с
использованием
текстовых синонимов
Подбирают подходящие
слова для связи эпизодов
Просматривают
иллюстрацию к сказке
«Снегурочка»
Пересказывают
содержание сказки,
отвечают на вопросы
Составляют
распространенные
предложения по
картинкам
Отвечают на вопросы по
содержанию сказки.
Инсценируют сказку

28

Весёлый праздник

1

Беседа по теме речевой ситуации
«Новогодние праздники» с обращением к
личному опыту детей
Рассматривание и сравнение картинок на
развороте
Коллективное составление рассказов по
картинкам
Обсуждение и проигрывание возможных
конкурсов и развлечений, которые могут
быть предложены в гостях

29

Весёлый праздник

1

Конструирование диалогов: обсуждение
рисунков, подготовленных обучающимися
дома
Подготовка к ролевой игре «Приём гостей»:
обсуждение сюжета (хозяин (хозяева)
праздника, меню праздничного чаепития,
развлечения для гостей и т. д.)
Разучивание стихотворений, песенок
новогодней тематики
Подготовка письменных приглашений на
новогодний праздник
Ролевая игра «Приём гостей»: встреча гостей,
общение за праздничным столом, рассказы за
столом (о фильме, игре), пожелания хозяину
дома.
Проигрывание конкурсов и развлечений на
детском празднике (угадай картинку, морская
цепь и др.)

30

Весёлый праздник

1

Рассматривают и
сравнивают картинки
Отвечают на вопросы
учителя по их
содержанию с опорой на
иллюстративный
материал и с помощью
наводящих вопросов
учителя
Обсуждают и
проигрывают возможные
конкурсы и развлечения

Рассматривают и
сравнивают картинки
Отвечают на вопросы
учителя по их
содержанию
Воспроизводят
составленные рассказы с
опорой на
иллюстративный
материал
Обсуждают и
проигрывают возможные
конкурсы и развлечения
Разучивают и
Разучивают и
рассказывают
рассказывают
стихотворения в
стихотворения
соответствии с речевыми Конструируют диалоги
возможностями
Подготавливают
Конструируют диалоги с письменные
помощью учителя
приглашения к
Подготавливают
празднику
письменные
Принимают участие в
приглашения к
играх, соблюдая
празднику по образцу
правила
Принимают участие в
Проигрывают
играх, соблюдая правила возможные конкурсы и
Проигрывают
развлечения
возможные конкурсы и
развлечения

Мир природы – 3 часа
31

Мы друзья или
враги природы

1

Обращение к личному опыту школьников
Беседа о домашних животных, которые
живут у детей или их близких

Принимают участие в
беседе

Принимают участие в
беседе

Предварительное обсуждение замыслов
рассказов, рисунков, которые будут
выполняться дома

32

Мы друзья или
враги природы

1

33

Мы друзья или
враги природы

1

Представление обучающимися творческих
работ, подготовленных совместно с
родителями
Обсуждение возможных последствий
невнимательного отношения человека к
своим питомцам
Составление правил ухода за домашним
животным
Игра «Вспомни меня», «Расскажи мою
историю»

Отвечают на вопросы
учителя по их
содержанию с опорой на
иллюстративный
материал
Принимают посильное
участие в обсуждении
замыслов рассказов,
рисунков
Умеют рассказать о
своей работе в
соответствии с речевыми
возможностями
Участвуют в играх
«Вспомни меня»,
«Расскажи мою
историю»
Составляют правила
ухода за домашним
животным с помощью
учителя

Воспроизводят
составленные рассказы с
опорой на
иллюстративный
материал
Участвуют в обсуждении
замыслов рассказов,
рисунков

Слушают сказку
Отвечают на вопросы с
опорой на
иллюстративный
материал
Составляют простые
предложения по
картинкам с
использованием
текстовых синонимов
Рассказывают сказку с
опорой на картинки и с
помощью учителя

Понимают содержание
сказки, прочитанной
артистами в аудиозаписи
Отвечают на вопросы по
содержанию сказки
Составляют
распространенные
предложения по
картинкам с
использованием
текстовых синонимов
Подбирают подходящие
слова для связи эпизодов

Умеют воспроизводить
составленные рассказы с
опорой на
иллюстративный
материал
Играют в игры
«Вспомни меня»,
«Расскажи мою
историю»
Составляют правила
ухода за домашним
животным

Играем в сказку – 3 часа
34

Сказка «Морозко»

1

Знакомство со сказкой (прослушивание
аудиозаписи сказки с опорой на
иллюстрации)
Беседа по картинкам в учебнике
Составление предложений по картинкам с
использованием текстовых синонимов
Подбор слов для связи эпизодов сказки:
жили-были, решили, зажили, однажды, стали
Коллективное рассказывание сказки с опорой
на картинки

35

Сказка «Морозко»

1

36

Сказка «Морозко»

1

Участвуют в
коллективном
рассказывании сказки в
соответствии со своими
речевыми
возможностями
Просмотр иллюстраций к сказке «Морозко»
Просматривают
на презентации
иллюстрацию к сказке
Закрепление содержания сказки (рассказ по
«Морозко»
кругу, рассказ с эстафетой и др.)
Повторяют содержание
Составление предложений, с которых
сказки.
начинается каждый эпизод сказки, с
отвечают на вопросы с
использованием подобранных на
опорой на
предыдущем уроке слов
иллюстративный
Театрализованное представление отрывков из материал
сказки с использованием элементов
Составляют простые
костюмов или фигур героев
предложения по
картинкам
Рассказывают сказку с
опорой на иллюстрации
Принимают участие в
театрализованном
представлении в
соответствии с речевыми
возможностями

Участвуют в
коллективном
рассказывании сказки

Понимают содержание
сказки, прочитанной
артистами в аудиозаписи
Отвечают на вопросы по
содержанию сказки
Просматривают
иллюстрацию к сказке
«Морозко»
Пересказывают
содержание сказки,
отвечают на вопросы
Составляют
распространенные
предложения по
картинкам
Отвечают на вопросы по
содержанию сказки
Инсценируют сказку

Это я! – 3 часа
37

Кто я?

1

38

Кто я?

1

39

Кто я?

1

Введение в ситуацию (рассматривание
картинок, обсуждение проблемного вопроса)
Подготовка к составлению описания
внешности человека (игры «Наш портрет»,
«Рассказ по кругу» и др.)
Составление рассказов-описаний о себе и
товарищах
Конструирование и проигрывание диалогов
по теме

Используют
диалогические формы
речи в различных
ситуациях общения
Принимают участие в
составлении рассказовописаний в соответствии
с речевыми
возможностями

Активно участвуют в
диалогах по темам
речевых ситуаций,
конструируют и
проигрывают диалоги
Составляют рассказыописания

Продолжение работы по составлению
памятки «Секреты вежливого общения»

40

Сказка «Гусилебеди»

1

41

Сказка «Гусилебеди»

1

42

Сказка «Гусилебеди»

1

Играем в сказку – 3 часа
Знакомство со сказкой «Гуси-лебеди»
(прослушивание аудиозаписи сказки с опорой
на иллюстрации)
Беседа по картинкам в учебнике
Составление предложений по картинкам с
использованием текстовых синонимов
Подбор слов для связи эпизодов сказки:
жили-были, решили, зажили, однажды, стали
Коллективное рассказывание сказки с опорой
на картинки

Просмотр иллюстраций к сказке «Гусилебеди» на презентации
Закрепление содержания сказки (рассказ по
кругу, рассказ с эстафетой и др.)
Составление предложений, с которых
начинается каждый эпизод сказки, с
использованием подобранных на
предыдущем уроке слов

Конструируют и
проигрывают диалоги по
теме с помощью учителя
Принимают участие в
составлении памятки

Конструируют и
проигрывают диалоги по
теме
Составляют памятку

Слушают сказку
Отвечают на вопросы с
опорой на
иллюстративный
материал
Составляют простые
предложения по
картинкам с
использованием
текстовых синонимов
Рассказывают сказку с
опорой на картинки и с
помощью учителя
Участвуют в
коллективном
рассказывании сказки в
соответствии и со
своими речевыми
возможностями
Просматривают
иллюстрацию к сказке
«Гуси-лебеди»
Повторяют содержание
сказки
отвечают на вопросы с
опорой на
иллюстративный
материал.

Понимают содержание
сказки, прочитанной
артистами в аудиозаписи
Отвечают на вопросы по
содержанию сказки
Составляют
распространенные
предложения по
картинкам с
использованием
текстовых синонимов
Подбирают подходящие
слова для связи эпизодов
Участвуют в
коллективном
рассказывании сказки

Понимают содержание
сказки, прочитанной
артистами в аудиозаписи
Отвечают на вопросы по
содержанию сказки
Просматривают
иллюстрацию к сказке
«Гуси-лебеди»
Пересказывают
содержание сказки,

Театрализованное представление отрывков из
сказки с использованием элементов
костюмов или фигур героев

Составляют простые
отвечают на вопросы
предложения по
Составляют
картинкам
распространенные
Рассказывают сказку с
предложения по
опорой на иллюстрации
картинкам
Принимают участие в
Отвечают на вопросы по
театрализованном
содержанию сказки
представлении в
Инсценируют сказку
соответствии с речевыми
возможностями

Поздравления (место уроков по данной теме в последовательности уроков определяется учителем по календарю, исходя из
необходимости приблизить их к календарным датам 23 февраля и 8 марта) – 4 часа
43

Поздравляем
защитников
Отечества

1

44

Поздравляем
защитников
Отечества

1

45

Поздравляем с 8
марта!

1

Введение в ситуацию: праздник Защитника
Отечества (беседа с опорой на иллюстрацию,
дополнение деталей ситуации по вопросам
учителя, выбор предложения, наиболее
подходящего к содержанию
картинки, из двух, произнесённых учителем)
Составление поздравлений
Тренировочные упражнения в произнесении
поздравлений с различной интонацией в
зависимости от адресата
Конструирование диалогов поздравления и
ответной реплики, моделирование и
проигрывание диалогов
Создание поздравительных открыток.
Подпись адресата открытки

Введение в ситуацию: праздник 8 Марта
(беседа с опорой на иллюстрацию,
дополнение деталей ситуации по вопросам

Разучивают и
рассказывают
стихотворения в
соответствии с речевыми
возможностями
Произносят
поздравления с
праздниками, используя
различную интонацию и
помощь учителя
Конструируют и
проигрывают диалоги по
теме с помощью учителя
Создают
поздравительные
открытки по образцу
Принимают участие в
играх, соблюдая правила
Разучивают и
рассказывают
стихотворения в

Разучивают и
рассказывают
стихотворения
Произносят
поздравления с
праздниками, используя
различную интонацию
Конструируют и
проигрывают диалоги по
теме
Создают
поздравительные
открытки, подписывают
имя адресата
Принимают участие в
играх, соблюдая правила
Разучивают и
рассказывают
стихотворения.

46

Поздравляем с 8
марта!

1

учителя, выбор предложения, наиболее
подходящего к содержанию картинки, из
двух, произнесённых учителем)
Составление поздравлений.
Тренировочные упражнения в произнесении
поздравлений с различной интонацией в
зависимости от адресата
Конструирование диалогов поздравления и
ответной реплики, моделирование и
проигрывание диалогов
Создание поздравительных открыток
Подпись имени адресата открытки

47

Вместе нам не
скучно

1

48

Вместе нам не
скучно

1

Мои друзья – 4 часа
Определение темы ситуаций
Составление предложений с опорой на
иллюстративный материал
Составление предложений с опорой на схемы
и слова: по картине, далее – на основе
личного опыта Проигрывание составленных
диалогов
Разучивание считалок, декламирование с
чётким проговариванием последнего слова в
строфе

49

Вместе нам не
скучно

1

Конструирование возможных диалогов

соответствии с речевыми
возможностями
Произносят
поздравления с
праздниками, используя
различную интонацию и
помощь учителя
Конструируют и
проигрывают диалоги по
теме с помощью учителя
Создают
поздравительные
открытки по образцу
Принимают участие в
играх, соблюдая правила

Произносят
поздравления с
праздниками, используя
различную интонацию
Конструируют и
проигрывают диалоги по
теме
Создают
поздравительные
открытки, подписывают
имя адресата
Принимают участие в
играх, соблюдая правила

Определяют тему
ситуации с помощью
наводящих вопросов
учителя.
Составляют простые
предложения с опорой на
иллюстративный
материал
Участвуют в
проигрывании диалогов
Отвечают на вопросы
учителя по их
содержанию с опорой на
иллюстративный
материал
Договаривают считалки

Определяют тему
ситуации
Воспроизводят
составленные рассказы с
опорой на
иллюстративный
материал
Составляют
распространенные
предложения с опорой на
иллюстративный
материал, на схемы и
слова
Проигрывают диалоги
Составление
предложений с опорой
Произносят считалки
Воспроизводят
составленные рассказы с

Отвечают на вопросы
учителя по их

50

Вместе нам не
скучно

1

51

Я – пешеход

1

52

Я – пешеход

1

53

Я – пешеход

1

54
55

Вместе после
уроков
Вместе после
уроков

1
1

Передавать различные чувства тоном голоса
Коллективное составление рассказа о
правилах игры, знакомой всем ученикам
Игра с правилами по выбору обучающихся
Использование считалочки для определения
водящего
Составление «Копилки игр»
Продолжение составления памятки «Секреты
вежливого общения»

Я за порогом дома – 3 часа
Актуализация знаний обучающихся по теме
Повторение и знакомство с правилами
дорожного движения
Составление предложений по теме «Я –
пешеход»
Моделирование ситуаций и возможных
диалогов (идем по тротуару, переходим
дорогу, ждём автобус)

содержанию с опорой на
иллюстративный
материал
Составляют рассказа о
правилах игры с
помощью учителя и
наводящих вопросов
Договаривают считалки
Конструируют диалоги
с помощью учителя,
принимают участие в
играх
Принимают участие в
составлении считалки

опорой на
иллюстративный
материал
Составляют рассказ о
правилах игры
Конструируют диалоги,
играют в игры
Произносят считалки
Составляют памятку

Знакомятся и повторяют
правила ПДД
Составляют
предложения по теме «Я
– пешеход» с помощью
учителя и наводящих
вопросов
Моделируют ситуации и
возможные диалоги с
помощью наводящих
вопросов

Знакомятся с
дорожными знаками и
видами переходов,
рисуют знаки
Составляют
предложения по теме «Я
– пешеход»
Моделируют ситуации и
возможные диалоги

Мои друзья – 3 часа
Актуализация опыта обучающихся общения с Отвечают на вопросы
друзьями вне школы (беседа на основе
учителя по их
личного опыта)
содержанию с опорой на
иллюстративный
материал

Составляют рассказы по
теме ситуации и
воспроизводят их с
опорой на

56

1

Игры с правилами: уточнение правил
обучающимися, организация в классе игр
малой подвижности
Подготовка и составление рассказов по теме
ситуации (коллективное составление рассказа
по иллюстрации, игры «Рассказ по кругу»,
«Дополни предложение», «Копилка
вопросов», индивидуальные рассказы с
опорой на план)
Составление «Копилки игр»
Продолжение составления памятки «Секреты
вежливого общения»

Составляют рассказы по
теме ситуации с
помощью учителя
Принимают участие в
играх «Рассказ по
кругу», «Дополни
предложение», «Копилка
вопросов» в
соответствии с речевыми
возможностями
Принимают участие в
составлении копилки игр

иллюстративный
материал
Играют в игры
«Рассказ по кругу»,
«Дополни
предложение», «Копилка
вопросов»
Составляют копилку игр

Используют
диалогические формы
речи в различных
ситуациях общения
Принимают участие в
играх «На приёме у
врача» в соответствии с
речевыми
возможностями

Активно участвуют в
диалогах по темам
речевых ситуаций
Играют в игру «На
приёме у врача»

Слушают сказку
Отвечают на вопросы с
опорой на
иллюстративный
материал
Составляют простые
предложения по

Понимают содержание
сказки, прочитанной
артистами в аудиозаписи
Отвечают на вопросы по
содержанию сказки.
Составляют
распространенные

Я за порогом дома – 3 часа
57

На приёме у врача

1

58

На приёме у врача

1

59

На приёме у врача

1

60

Сказка «Волк и
семеро козлят»

1

Введение в ситуацию (обсуждение
проблемного вопроса)
Знакомство с темой (беседа на основе
личного опыта)
Актуализация имеющихся знаний о правилах
поведения на приёме у врача
Конструирование возможных диалогов в
регистратуре
Конструирование возможных диалогов с
врачом
Ролевая игра «На приёме у врача»
Продолжение составления памятки «Секреты
вежливого общения»
Играем в сказку – 3 часа
Знакомство со сказкой «Волк и семеро
козлят» (прослушивание аудиозаписи сказки
с опорой на иллюстрации)
Беседа по картинкам в учебнике
Составление предложений по картинкам с
использованием текстовых синонимов

Подбор слов для связи эпизодов сказки:
жили-были, решили, зажили, однажды, стали
Коллективное рассказывание сказки с опорой
на картинки

61
62

Сказка «Волк и
семеро козлят»
Сказка «Волк и
семеро козлят»

1
1

картинкам с
использованием
текстовых синонимов
Рассказывают сказку с
опорой на картинки и с
помощью учителя
Участвуют в
коллективном
рассказывании сказки в
соответствии и со
своими речевыми
возможностями
Просмотр иллюстраций к сказке «Волк и
Просматривают
семеро козлят» на презентации
иллюстрацию к сказке
Закрепление содержания сказки (рассказ по
«Волк и семеро козлят»
кругу, рассказ с эстафетой и др.)
Повторяют содержание
Составление предложений, с которых
сказки,
начинается каждый эпизод сказки, с
отвечают на вопросы с
использованием подобранных на
опорой на
предыдущем уроке слов
иллюстративный
Театрализованное представление отрывков из материал
сказки с использованием элементов
Составляют простые
костюмов или фигур героев
предложения по
картинкам
Рассказывают сказку с
опорой на иллюстрации
Принимают участие в
театрализованном
представлении в
соответствии с речевыми
возможностями

предложения по
картинкам с
использованием
текстовых синонимов
Подбирают подходящие
слова для связи эпизодов
Участвуют в
коллективном
рассказывании сказки

Понимают содержание
сказки, прочитанной
артистами в аудиозаписи
Отвечают на вопросы по
содержанию сказки
Просматривают
иллюстрацию к сказке
«Волк и семеро козлят»
Пересказывают
содержание сказки
отвечают на вопросы
Составляют
распространенные
предложения по
картинкам
Отвечают на вопросы по
содержанию сказки
Инсценируют сказку

Я дома – 3часа
63

Мой дом
Моя семья

1

Введение в ситуацию (рассматривание
картинок по теме «Мой дом. Моя семья»)

Рассматривают картинки
по теме
Отвечают на вопросы

Рассматривают картинки
по теме
Отвечают на вопросы

64
65

Мой дом
Моя семья
Мой дом
Моя семья

1
1

Беседа с привлечением личного опыта
обучающихся, ответы на вопросы на основе
иллюстраций
Рассказ о членах семьи
Подготовка к ролевой игре «Приём гостей», в
том числе обсуждение конкурсов и
развлечений для детского праздника
Ролевая игра «Приём гостей»
Составление рассказа по теме с опорой на
сюжетные картинки, план из ключевых слов

учителя, опираясь на
иллюстративный
материал
Участвуют в
коллективной беседе
Используют
диалогические формы
речи в различных
ситуациях общения с
помощью учителя
Принимают участие в
игре «Приём гостей» в
соответствии с речевыми
возможностями
Составляют рассказ по
теме с опорой на
сюжетные картинки

учителя
Участвуют в
коллективной беседе
Рассказывают о членах
своей семьи
Активно участвуют в
диалогах по темам
речевых ситуаций
Играют в игру «Приём
гостей»
Составляют рассказ по
теме с опорой на
сюжетные картинки,
план из ключевых слов

Учимся понимать животных – 2 часа
66

В зоопарке у зверей 1

67

В зоопарке у зверей 1

Просмотр мультфильма «Где обедал
воробей»
Актуализация личного опыта посещения
зоопарка
Рассматривание картинок на развороте
Свободные высказывания обучающихся в
ответ на поставленные вопросы
Представление обучающимися творческих
работ, подготовленных вместе с родителями
«Рассказ о животном»

Просматривают
мультфильм
Рассматривают картинки
Отвечают на вопросы
односложно
Используют
диалогические формы
речи в различных
ситуациях общения в
соответствии со своими
речевыми
возможностями
Представляют
творческую работу,
выполненную дома

Просматривают
мультфильм
Рассматривают картинки
Отвечают на вопросы
распространенным
предложением
Активно участвуют в
диалогах по темам
речевых ситуаций
Представляют
творческую работу,
выполненную дома

Поздравляем с Днём Победы!
(Место уроков по данной теме в последовательности уроков определяется учителем по календарю, исходя из необходимости приблизить
их к календарной дате 9 мая) – 1 час
68
Подготовка к
1
Знакомство с темой (беседа с привлечением
Прослушивают песни,
Прослушивают песни,
составлению
личного опыта, ответы на вопросы на основе стихи, рассказы о
стихи, рассказы о
описания
иллюстраций)
Великой Отечественной Великой Отечественной
внешности
Прослушивание песен, стихов, рассказов о
войне
войне
человека
Великой Отечественной войне
Отвечают на вопросы по Отвечают на вопросы по
Коллективное панно «Поздравляем с Днём
теме с использованием
теме с использованием
Победы!»
иллюстраций
иллюстраций
Конструирование устных поздравлений с
Разучивают и
Разучивают и
Днём Победы различным адресатам
рассказывают
рассказывают
(ветеранам, учителям, родным)
стихотворения в
стихотворения
Поздравление с праздником
соответствии с речевыми Конструируют устные
возможностями
поздравления с Днём
Участвуют в
Победы различным
коллективных
адресатам
поздравлениях в
Выполняют
соответствии с речевыми коллективное панно
возможностями
«Поздравляем с днем
Выполняют
Победы!»
коллективное панно
«Поздравляем с днем
Победы!»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

.