Перспективный учебный план на 2024-2025 уч.г. 5-9 класс

Делявская Подписано
цифровой
Наталья подписью:
Делявская Наталья
Анатольев Анатольевна
Дата: 2022.09.29
на
20:23:30 +07'00'

Пояснительная записка к учебному плану
Учебный план разработан на основе адаптированной основной образовательной программы для
учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)детей и базируется на основе
следующих основных нормативных документов:
- Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»
(с последующими изменениями и дополнениями);
-Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 (Зарегистрирован Минюстом России 03.02.2015 г.
№ 35850);
- Постановления от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных норм и правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи»;
- Постановления от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021г. № 115 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования» с последующими изменениями и дополнениями).
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений. Обязательная часть примерного учебного плана определяет состав
учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение
по классам (годам) обучения.
Цели учебного плана школы определяются необходимостью реализации прав личности детей с
особыми образовательными потребностями на образование с учетом их возможностей. Реализация
учебного плана позволит:
- формировать жизненные компетенции, обеспечивающие овладение системой социальных
отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
- формировать основы нравственного развития обучающихся, приобщить их к общекультурным,
национальным и этнокультурным ценностям;
-формировать здоровый образ жизни, элементарныеправиле поведения в экстремальных
ситуациях;
План рассчитан на 5-ти дневную рабочую неделю. Объем максимальной учебной нагрузки
учащихся: 29 часов в 5-ом классе, 30 часов в 6 классе. В 5-ом и 6-ом классах максимальная учебная
нагрузка состоит из двух частей- обязательной части и части, формируемой участниками
образовательного процесса (факультативные занятия- 2 часа). Продолжительность урока: 40 минут
каждый.
Учебный план состоит из следующих предметных областей:
I. Обязательная часть
Раздел включает изучение обязательных учебных предметов, содержание которых
приспособлено к возможностям умственно отсталого школьника (нарушением интеллекта).
Язык и речевая практика.Содержание программы по русскому языку (4 часа в неделю), чтение
(литературное чтение) 4 часа в неделю) составляют два раздела: «Грамматика, правописание и
развитие речи», «Чтение и развитие речи». Коммуникативная направленность является основной
отличительной чертой каждого из двух разделов.
Изучение русского языка в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативноречевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
― расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
― ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе
грамматических знаний и умений;
― использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения
практических (коммуникативно-речевых) задач;
― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и
научно-познавательного текстов;

― развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных
и научно-познавательных текстов;
― развитие положительных качеств и свойств личности.
Математика. Курс математики (4 часа в неделю) в 5 -6 классах является логическим
продолжением изучения этого предмета в I-IV классах. Распределение учебного материала, так же, как
и на предыдущем этапе, осуществляются концентрически, что позволяет обеспечить постепенный
переход от исключительно практического изучения математики к практико-теоретическому изучению,
но с обязательным учетом значимости усваиваемых знаний и умений в формировании жизненных
компетенций.
В процессе обучения математике решаются следующие задачи:
― Дальнейшее формирование и развитие математических знаний и умений, необходимых для
решения практических задач в учебной и трудовой деятельности; используемых в повседневной
жизни;
― Коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение уровня общего развития;
― Воспитание положительных качеств и свойств личности.
Информатика (1 час в неделю – 7 класс). В результате изучения курса информатики у учащихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут сформированы представления,
знания и умения, необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе.
Обучающиеся познакомятся с приёмами работы с компьютером и другими средствами икт,
необходимыми для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и
профессиональных задач. Кроме того, изучение информатики будет способствовать коррекции и
развитию познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом их индивидуальных возможностей.
Естествознание.Природоведение (2часа в неделю) Курс «Природоведение» ставит своей целью
расширить кругозор и подготовить учащихся к усвоению систематических биологических и
географических знаний.
Основными задачами курса «Природоведение» являются:
― формирование элементарныхнаучных знаний оживой и неживой природе;
― демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
― формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
― воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными
направлениями природоохранительной работы;
― воспитание социально значимых качеств личности.
В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность,
память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать,
классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Курс «Природоведение» не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от
первоначальных представлений, полученных в I—IV классах, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.
География(2 часа в неделю) учебный предмет, синтезирующий многие компоненты общественнонаучного и естественно-научного знания. Вследствие этого содержание разных разделов курса
географии, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими
аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь
естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется
образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.
Основная цель обучения географии — сформировать у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и
умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социальноэкономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и
обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей
среде.
Человек и общество. Основы социальной жизни (1 час в неделю). Учебный предмет «Основы
социальной жизни» имеет своей целью практическую подготовку обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в
ближайшем и более отдаленном социуме.Для занятий ОСЖ обучающиеся 5, 6 классов делятся на
подгруппы.
Основные задачи, которые призван решать этот учебный предмет, состоят в следующем:

― расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами
повседневной жизни;
― формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с
ведением домашнего хозяйства;
― ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование
необходимых умений;
― практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной
направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий
социальной направленности;
― усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с
использованием деловых бумаг);
― развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.
Мир истории (2 часа в неделю – 6 класс). В основу изучения предмета «Мир истории» положен
принцип цивилизационного анализа исторических фактов, позволяющий на конкретных примерах
познакомить обучающихся с историей развития человека и человеческой цивилизации. Такой подход
позволяет создать условия для формирования нравственного сознания, усвоения и накопления
обучающимися социального опыта, коррекции и развития высших психических функций.
Цель изучения предмета «Мир истории» заключается в подготовке обучающихся к усвоению
курса «История Отечества» в VII-XI классах. Для достижения поставленной цели необходимо решить
следующие задачи:
― формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда человека
на различных исторических этапах его развития;
― формирование первоначальных исторических представлений о «историческом времени» и
«историческом пространстве»;
― формирование исторических понятий: «век», «эпоха», «община» и некоторых других;
― формирование умения работать с «лентой времени»;
― формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать простейшие
выводы и обобщения;
― воспитание интереса к изучению истории.
История Отечества (2 часа в неделю – 7 класс). Предмет «История Отечества» играет важную
роль в процессе развития и воспитания личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), формирования гражданской позиции учащихся, воспитания их в
духе патриотизма и уважения к своей Родине, ее историческому прошлому.
Искусство. Изобразительное искусство (2 часа в неделю – 5 класс) как школьный учебный
предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при
правильной их постановке оказывают, существенное воздействие на интеллектуальную,
эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого
ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Музыка (1 час в неделю). Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест
в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных
форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов
деятельности для умственно отсталого ребёнка. Благодаря развитию технических средств, музыка
стала одним из самых распространённых и доступных видов искусства, сопровождающих человека на
протяжении всей его жизни.
Физическая культура. Физическая культура (3 часа в неделю). Основная цель изучения
физической культуры заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре,
повышении уровня их психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных
возможностей, комплексной коррекции нарушений развития, социальной адаптации.
Задачи, реализуемые в ходе уроков физической культуры:
― воспитание интереса к физической культуре и спорту;
― овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной
подготовкой и др.) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся;
― коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы; формирование социально приемлемых форм поведения,
предупреждение проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии и
др.) в процессе уроков и во внеучебной деятельности;

― воспитание нравственных качеств и свойств личности; содействие военно-патриотической
подготовке.
Технология. Профильный труд (6 часов в неделю – 5, 6 классы, 7 часов в неделю – 7 класс).
Программа по профильному труду в 5-7 классах определяет содержание и уровень основных знаний и
умений учащихся по технологии ручной и машинной обработки производственных материалов, в
связи с чем определены примерный перечень профилей трудовой подготовки: «Столярное дело»,
«Швейное дело», «Сельскохозяйственный труд». Также в содержание программы включены первоначальные сведения об элементах организации уроков трудового профильного обучения.
Структуру программы составляют следующие обязательные содержательные линии, вне
зависимости от выбора общеобразовательной организацией того или иного профиля обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает
реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы
обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
-Факультатив «Занимательная математика» направлен на воспитание интереса к предмету,
развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться,
рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для
показа обучающимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на
уроках математики. В процессе проведения занятий решается проблема дифференциации обучения,
расширяются рамки учебной программы, появляется реальная возможность, работая в зоне
ближайшего развития каждого ребенка, поднять авторитет даже самого слабого ученика.
-Факультатив «Секреты орфографии». Занятия направлены на развитие устной и письменной
речи учащихся. Кроме того, работа позволяет предупреждать появление устойчивых ошибок на
письме и при чтении. Факультатив пробуждают у учащихся стремление расширять свои знания по
русскому языку.
Коррекционно-развивающая работа представлена 6 часами и включает в себя курсы:
-Коррекционно-развивающие занятия «Развитие познавательной деятельности» (2 часа),
направлены на формирование навыков культурного поведения в обществе, расширения представлений
об окружающем мире и о себе, формирование навыка здорового образа жизни, коррекции нарушений
психофизических процессов, используя элементы игротерапии.
-Психокоррекционные занятия «Развитие эмоционально – волевой сферы» (2 часа в неделю). На
занятиях осуществляется практическая подготовка воспитанников к самостоятельной жизни,
формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышение уровня
общего развития, обеспечение подготовки к хозяйственно-бытовому труду.
-«Логопедические занятия» (2 часа). На логопедических занятиях работа проводится в
следующих направлениях: развитие всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексикограмматической, синтаксической), связной речи, обогащение словарного запаса, коррекция
нарушений чтения и письма, развитие коммуникативной функции речи, расширение представлений об
окружающей действительности, развитие познавательной сферы.
На индивидуальные и групповые коррекционные занятия по логопедии составляется отдельное
расписание. Продолжительность занятий 20 минут с одним учеником, 20 минут с группой (2-4
ученика). Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых и других
нарушений. Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводят учительлогопед и педагог-психолог, учитель – дефектолог.
Внеурочная деятельность представлена 5 часами и следующими программами:
Программа внеурочной деятельности «Калейдоскоп рукоделия» (5-6,7 классы по 1 часу в
неделю) направлена на развитие творческих способностей и коррекцию мелкой и общей моторики,
исправление недостатков познавательной деятельности, формирование элементарных трудовых
качеств.
Программа внеурочной деятельности «Изостудия» (6,7 классы 1 час в неделю) направлена на
формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное
творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта
и самосозидания.
Программа внеурочной деятельности «Основы сельского хозяйства» (5-6,7 классы 1 час в
неделю) направлена на формирование устойчивого интереса к столярному делу, создание условий для
успешной социальной адаптации.
Программа «Музыкальная гостиная» (6, 7 классы 1 час в неделю) направлена на общее
развитие: эмоционально-волевой сферы, воображения, воли, фантазии. Формируется устойчивый

интерес к пению, исполнительские вокальные навыки, через активную музыкально-творческую
деятельность.
Программа «Я – эколог» (5 класс 1 час в неделю). Программа направлена на развитие системы
интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей
среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды.
«Разговоры о важном» - цикл еженедельных внеурочных занятий, построенных с учетом
необходимости соблюдения единства образовательного контекста, в котором оказывается школьник вне
зависимости от региона проживания, гарантирующий каждому обучающемуся доступ к интересному,
полезному, просветительскому контенту, идеям, основанным на традиционных ценностях Российской
Федерации. Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская
идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и
гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие,
осознание своей этнической принадлежности.
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении
дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей, обучающихся с
умственной отсталостью, организации их свободного времени.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: творческой и физической
самореализации обучающихся с умственной отсталостью в комфортной развивающей среде,
стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности;
позитивного отношения к окружающей действительности, социального становления обучающегося в
процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе.
Промежуточная аттестация учащихся проводится в соответствии с Положением о форме
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся,
утверждённого приказом ОУ от 11.01.2021г № 12.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
обучающихся 5-8 классы по адаптированной основной общеобразовательной программы
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
на 2023-2024 учебный год
(1 вариант)
Предметные
Классы
Количество часов в
Формы промежуточной
области
Учебные предметы
неделю
аттестации
Обязательная часть
V VI VII VIII
Язык и речевая
Русский язык
4
4
4
4
диктант
практика
Чтение (литературное чтение)
4
4
4
4
техника чтения
Математика
Математика
4
4
4
3
контрольная работа
Информатика
1
1
практическая работа
Естествознание
Природоведение
2
2
тестирование
География
2
2
2
тестирование
Биология
2
2
тестирование
Человек и
Основы социальной жизни
1
1
2
2
тестирование
общество
Мир истории
2
тестирование
История Отечества
2
2
тестирование
Искусство
Музыка
1
отчётный концерт
Изобразительное искусство
2
практическое рисование
Физическая
Физическая культура
3
3
3
3
контрольные нормативы
культура
Технология
Профильный труд
6
6
7
8
швейное дело тестирование по
теоретической части
(вопросы), практическая
часть столярное делоконтрольная работа,
практическая часть
(изготовление столярного
изделия, части)
Итого
27 28
30
31
Часть, формируемая участниками
2
2
2
2
образовательного процесса
Факультатив «Занимательная математика»
1
1
1
1
Факультатив «Секреты орфографии»
1
1
1
1
Максимально допустимая недельная нагрузка 29 30
32
33
(при 5- дневной учебной неделе)
2
2
2
2
Коррекционно - Коррекционно - развивающие
занятия
«Развитие
социально
развивающая
- бытовой ориентировки»»
область
Коррекционно - развивающие
2
2 2
2
занятия «Развитие
познавательной деятельности»
Логопедические занятия
2
2
2
2
ИТОГО:
6
6
6
6
5
5
5
5
Внеурочная деятельность
Художественно- эстетическое направление
1
1
1
«Музыкальная гостиная»
Социально- педагогическое направление
1
1
1
1
«Основы сельского хозяйства»
Социально- педагогическое направление
1
1
1
1
«Калейдоскоп рукоделия»
Художественно- эстетическое направление
1
1
1
«Изостудия»

Социально- педагогическое направление
«кулинарики»
Экологическое направление «Я – эколог»
«Разговоры о важном»
Всего к финансированию

1
1
1
40

1
41

1
43

1
44


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».