Факультатив «Занимательная математика» 5

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными,нарушениями),адаптированной основной общеобразовательной
программы МБОУ Целинная ОШИ № 15.
Рабочая программа «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации
ФГОС и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа
предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько
математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической
ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца,
проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска
и развитию сообразительности, любознательности.
Программа предназначен для развития математических способностей учащихся, для
формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных
умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и
использованием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного
поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с
оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками
исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности,
приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы
«Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие
наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться,
рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть
использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений,
которыми они овладевают на уроках математики.
«Занимательная математика» учитывает возрастные особенности школьников и поэтому
предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает
умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные математические
игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного
занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения
математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и
др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность
подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации
занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип
свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного
состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний,
соревнований между командами.

Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое
воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

Задачи программы:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
развитие краткости речи;
умелое использование символики;
правильное применение математической терминологии;
умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая
внимание только на количественных;
умение делать доступные выводы и обобщения;
обосновывать свои мысли.

Ценностными ориентирами содержания программы являются:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
освоение эвристических приёмов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором страте-гии решения,
анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие
закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий
проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать
трудности
— качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе
«Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы.
Срок реализации программы 4 года
Программа «Занимательная математика» реализуется в объеме 1 часа в неделю во
внеурочное время в объеме 34 часа в год
Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности:
соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы
детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные
математические факты, способные дать простор воображению.

Формы и режим занятий
Преобладающие формы занятий – групповая
Формы занятий школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые
уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и
традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала,
задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы,
конкурсы газет, плакатов.
Математические игры:
«Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма
больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не
собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц
рождения»;
игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь»,
«Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд
дружнее?»;
игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной
стороне — задание, на другой — ответ;
математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100 1000», «Вычитание в
пределах 10; 20; 100 1000», «Умножение», «Деление»;
работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по
темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;

игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и
др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и
конструирование».
Универсальные учебные действия:
-сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения
конкретного задания;
-моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового
кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
-применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с
числовыми головоломками;
-анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;
-включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов,
высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии;
-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными,
некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов
(алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте
задачи, выделение условия и вопроса, данных искомых чисел (величин). Выбор
необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для
ответа на заданные вопросы.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для
моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по
проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений
задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи:
СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение
способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут
передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление
движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие
точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и
несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки,
спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей.
Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких
возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание)
орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки.
Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма
треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый
конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Содержание программы
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях
выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и
вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и
соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе
получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров:
поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий:
отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается
одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Материально-техническое обеспечение
Кубики (игральные) с точками или цифрами.
Комплекты карточек с числами:
-0,1,2,3, 4, ...,9(10);
-10,20, 30, 40,..., 90;
-100, 200, 300, 400,..., 900.
«Математический веер» с цифрами и знаками.
Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
Часовой циферблат с подвижными стрелками.
Набор «Геометрические тела».
.

Учебно – тематический план

5 класс

№ п/п

Разделы программы и темы
учебных занятий

Кол-во
часов

1.

Математика – это интересно

1

2.

Танграм: древняя китайская
головоломка

1

3.

Путешествие точки

1

4.

Игры с кубиками

1

5.

Танграм: древняя китайская
головоломка

1

6

Волшебная линейка

1

7

Праздник числа 10

1

8

Конструирование
многоугольников из деталей
танграма

1

9

Игра-соревнование «Весёлый
счёт»

1

10

Игры с кубиками

1

11

Конструкторы лего

1

12

Весёлая геометрия

1

13

Математические игры

1

14

«Спичечный» конструктор

1

15

Задачи-смекалки

1

16

Прятки с фигурами

1

17

Математические игры

1

18

Числовые головоломки

1

19

Математическая карусель

1

20

Уголки

1

21

Игра в магазин. Монеты

1

22

Конструирование фигур из деталей

1

танграма
23

Игры с кубиками

1

24

Математическое путешествие

1

25

Математические игры

1

26

Секреты задач

1

27

Математическая карусель

1

28

Математическая карусель

1

29

Числовые головоломки

1

30

Числовые головоломки
1

31

Математические игры

32

Математические игры

1

1
33

Математические игры

34

КВН
«Математика – Царица наук»

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».