Аналитическая часть
I. Оценка образовательной деятельности
1.Образовательная деятельность
Наименование
образовательной
организации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
Целинная основная школа-интернат № 15
Руководитель
Наталья Анатольевна Делявская
Адрес организации
655231 Республика Хакасия, Ширинский район,
с.Целинное, ул.Гагарина 2
Телефон, факс
89235909904
Адрес электронной почты
delyavskayana2601@r-19.ru
Учредитель
Управление образования администрации муниципального образования
Ширинский район.
Дата создания
1985 год
Лицензия
От 25.11.2016 г. №Л035-01237-19/00257003
Свидетельство о
государственной
аккредитации
Не имеет
учреждение
МБОУ Целинная ОШИ № 15 (далее – Школа) расположена в центре с.Целинное – Большинство
семей, обучающихся 76.5% проживают в близлежащих поселках, 23.5% семей, обучающихся в с.
Целинное.
Формами получения образования являются получение образования по адаптированной
образовательной программе.
Формами обучения являются: очная
Образовательная деятельность в Школе организуется в соответствии с:
Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Ф е д е р а ц и и » (с
последующими изменениями и дополнениями);
-Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /Приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 (Зарегистрирован Минюстом России 03.02.2015
г. № 35850);
-Постановления от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных норм и правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи»;
-Постановления от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
-Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021г. № 115 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования» с последующими изменениями и дополнениями.
Основной целью деятельности учреждения является обучение и воспитание детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с целью коррекции отклонений в их развитии
средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации
для последующей интеграции в общество.
Контингент обучающихся в учреждении с рождения имеет низкие показатели здоровья
(психические расстройства, болезни нервной системы, органов чувств и дыхания, соматические
нарушения). Все заболевания развиваются на фоне социальной запущенности, низкого уровня
санитарно-гигиенической культуры.
Умственная отсталость-это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности,
вследствие органического поражения центральной нервной системы. Общее недоразвитие
интеллектуальной сферы выражается в неустойчивости внимания и восприятия, слабости
запоминая, особенно логического мышления, несформированности мотивации на учебную
деятельность в школе.
Специфика развития эмоциональной сферы проявляется в повышенной аффективной
неустойчивости
(негативные
эмоциональные
реакции,
аффективные
вспышки),
астеноневротических проявлениях (повышенная тормозимость, пугливость, робость) неуверенности
в себе, трудностях адаптации в детском коллективе.
Состав обучающихся
Всего
Умственная отсталость
Дети - инвалиды
2022
2023
2024 2022
2023
2024
2022
2023
2024
73
65
69
73/100%
65/100%
69/100%
11/15%
9/13,8%
12/17.4%
В учреждении обучается 100% детей с умственной отсталостью. Количество детей – инвалидов
каждый год меняется, так в 2024г. – 17.4% от общего числа детей, в 2022г.- 15% от общего числа
детей.
Удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся обеспечивается:
-созданием оптимальных путей развития;
-использованием специфических методов и средств обучения;
-дифференцированным, "пошаговым" обучением;
-обязательной индивидуализацией обучения;
-формированием элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания;
-обеспечением присмотра и ухода за обучающимися;
-организацией взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании
обучающегося, и его семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося.
Комплектование образовательного учреждения производится по заявлениям родителей
(законных представителей) и рекомендаций районного ПМПК.
Базисный учебный план включает инвариантную часть, обеспечивающую приобщение учащихся
к общекультурным ценностям, формирование базовой культуры личности. В вариативной части за
счёт введения коррекционно-развивающих учебных предметов (ритмика, логопедическая
коррекция, психомоторика и развитие сенсорных процессов, дефектологическая коррекция)
осуществляется учёт личностных особенностей, интересов и склонностей учащихся, появляется
возможность индивидуализировать процесс обучения.
Образовательный процесс МБОУ Целинной ОШИ №15 включает в себя гибкое содержание и
педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное
развитие и строится на основе адаптированной основной образовательной программы
образовательного учреждения. Адаптированная образовательная программа обеспечивает развитие
личности, социализации и адаптации детей в социуме. Обязательная часть программы охватывает
следующие образовательные курсы:
-чтение и развитие речи;
-письмо и развитие речи;
-математика;
-природоведение;
-биология;
-география;
-история Отечества;
-мир истории;
-обществознание;
-изобразительное искусство;
-музыка и пение;
-физическая культура;
-трудовое обучение (швейное и столярное дело);
Коррекционная подготовка:
-развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности;
-социально-бытовая ориентировка;
-ритмика;
-коррекционно-развивающие занятия;
-логопедические занятия;
-развитие психомоторики и сенсорных процессов.
Для обучающихся МБОУ Целинной ОШИ №15 разработана федеральная адаптированная основная
общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам
освоения ФАООП.
Также в соответствие с требованиями ФАООП в образовательной организации осуществлялась
внеурочная деятельность, необходимая для обеспечения индивидуальных потребностей,
обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее
6 часов предусматривалось на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности,
остальные – на развивающую область с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Таким образом, в МБОУ Целинной ОШИ №15 организована образовательная деятельность в
соответствии
с
основными
нормативными
документами
федерального,
р е г и о н а л ь н о г о и муниципального уровня, что определяет его стабильное функционирование,
взаимосвязь всех структурных подразделений, вовлеченность всех сотрудников и родителей в
воспитательно- образовательный процесс.
Школа ведет работу по формированию здорового образа жизни и реализации технологий
сбережения здоровья. Все учителя проводят совместно с обучающимися физкультминутки во
время занятий, гимнастику для глаз, обеспечивается контроль за осанкой, в том числе во время
письма, рисования и использования электронных средств обучения.
Учебный план 1–4-х классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения основной
образовательной программы начального общего образования
5–9-х классов — на 5-летний нормативный срок освоения основной образовательной программы
основного общего образования.
Воспитательная работа
Анализ воспитательной работы за 2024 учебный год.
Воспитательная работа в школе
в 2024 учебном году осуществлялась в соответствии с
законодательством РФ, Уставом школы, локальными актами, согласно программе воспитания и плану
работы на учебный год, на основе комплексного подхода к решению задач патриотического,
правового, духовно-нравственного, физического и эстетического воспитания обучающихся.
Воспитательная работа проводится в общей системе образовательного процесса, охватывает весь
педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную
деятельность и общение, осуществляется через активное привлечение воспитанников к участию в
муниципальных, республиканских и Всероссийских конкурсах, программах и акциях, а также через
планомерную работу классных руководителей, воспитателей, педагогов дополнительного
образования, учителей-предметников.
В 2024 учебном году педагогический коллектив МБОУ Целинной ОШИ №15 работал по
достижению общей цели воспитания в школе-интернате – личностное развитие школьников,
проявляющееся:
в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то
есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их
социально значимых отношений);
в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения
сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления
социально значимых дел).
Приоритетная цель для школьников 1-4 классов (уровень начального общего образования) создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний
основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Приоритетная цель для школьников 5 – 9 классов (уровень основного общего образования) –
создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и,
прежде всего, ценностных отношений.
Вся воспитательная работа в 2024 учебный год строилась в рамках модульной структуры.
Каждый модуль ориентирован на достижение конкретных воспитательных задач. В центре такого
модуля собраны воспитательные события, позволяющие планомерно, переходя от одного к другому,
задать четкий ритм жизни коллектива школы, избежать стихийности, оказывать действенную помощь
каждому учащемуся и их родителям.
Инвариативные модули:
Модуль «Классное руководство». Работа с родителями учащихся или их законными
представителями
Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Модуль «Школьный урок»
Модуль«Самоуправление»
Модуль «Профориентация»
Вариативные модули:
Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
На основе выдвинутых задач были сконструированы план воспитательной работы, планы работы
МО классных руководителей, библиотеки, педагога-организатора, социального педагога, педагогапсихолога и планы работы.
Административный контроль проводился в соответствии с планом работы школы, затрагивая
деятельность социальной службы, работу воспитателей, классных руководителей, работу кружков и
спортивных кружков, работу родительской общественности.
Воспитательная деятельность включала следующее:
общешкольные праздники;
-внеурочная деятельность;
дополнительное образование;
развитие ученического самоуправления;
-совершенствование работы воспитателей и классных руководителей;
социальную работу;
создание безопасных условий жизнедеятельности учащихся
Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого может осуществляться данный анализ, является динамика
личностного развития школьников. Способы получения информации: педагогическое наблюдение,
анализ школьной документации (самоанализ воспитательной деятельности классных руководителей,
учителей-предметников, педагогов внеурочной деятельности). Анализ проведен классными
руководителями совместно со старшим воспитателем. По итогам анализа проведено обсуждение его
результатов на заседании методического объединения классных руководителей и воспитателей с
приглашением педагогов-предметников, педагогов внеурочной деятельности.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного
развития школьников каждого класса по результатам:
Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного
развития школьников каждого класса по результатам:
РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГОВ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ В %
СООТНОШЕНИИ за 3 года
классы 1-4
знания и умения
этот удивительный мир
гармония
здоровичок
65
65
60
74
70
0
10
20
30
2023-2024
40
50
2022-2023
60
67
79
77
70
80
90
2021-2022
Вывод: По результатам мониторинга наблюдается динамика роста по всем направлениям более чем
на 10%.
классы 5-9
знания и умения
этот удивительный мир
гармония
здоровичок
94
77
88
60
100
97
80
84
0
20
40
2023-2024
60
2022-2023
80
100
120
2021-2022
Вывод: По результатам мониторинга наблюдается динамика роста по всем направлениям более чем
на 15%.
группы 1-4
город мастеров
дороги, которые мы выбираем
спортивный дух
родник
67
79
60
61
71
79
60 65
0
10
20
2023-2024
30
2022-2023
40
50
60
70
80
90
2021-2022
ВЫВОД: Результаты мониторинга показывают снижение во всех направлениях более чем на 8%, так
как в 2024 году увеличилось количество вновь прибывших воспитанников. В 2025 году необходимо
продолжить работу по развитию личностного роста воспитанников по всем направления
воспитательной работы.
Качество организуемой в школе внеурочной деятельности (реализация модуля
«Курсы внеурочной деятельности»)
Внеурочная деятельность в 2024 учебном году осуществлялась по следующим направлениям:
- нравственно-патриотическое,
- гражданско – правовое,
- спортивно-оздоровительное,
- профессионально – трудовое,
- формирования психосоциальной компетентности,
- общекультурное.
«Самоделкино»
1-4 класс
«Юный фермер»
1-2 класс
«Юный фермер»
3,4 класс
«Подвижные игры»
1-4 класс
«Азбука безопасности»
1-4 класс
«Я – эколог»
5 класс
«Калейдоскоп рукоделия»
«Основы сельского хозяйства»
«Кулинарики»
«Изостудия»
«Музыкальная гостиная»
Разговоры о важном»
5-8 класс
5-8 класс
5 класс
6-8 класс
6-8 класс
1-9 классы
В течение учебного года педагоги проводили работу по сохранности контингента обучающихся во
внеурочной деятельности:
вовлечение обучающихся в активную научную, конкурсную, концертную, соревновательную деятельность;
- создание доброжелательной и комфортной атмосферы на занятиях внеурочной деятельности, - создание
ситуации успеха для каждого ученика;
-формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение
центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность,
экология через курс внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
В целом качество организации внеурочной деятельности в 2024 учебном году можно признать хороши.
Реализация дополнительных образовательных программ
Дополнительное образование учащихся является важнейшей составляющей образовательного пространства.
Этот вид образования социально востребован и требует особого внимания учреждения. Основной задачей
является предоставление ребенку возможности развития, профессиональной ориентации и социализации.
Школа имеет лицензию на образовательную деятельность с дополнительным образованием по
следующим направлениям:
художественное;
физкультурно-спортивное,
социально-педагогическое
В дополнительном образовании ребята развивают свою творческую и познавательную активность,
реализовывают свои личностные качества и не боятся неудач. Участие школьников в творческих
коллективах по интересам позволяет каждому ребенку найти занятие, соответствующее его
природным склонностям, где-то непременно добиться успеха и на этой основе повысить собственную
самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся вне
учебного времени способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, умению
планировать свое время. Массовое участие детей в регулярно проводимых в образовательной
организации праздниках, фестивалях, спортивных состязаниях приобщает их к процессу появления
школьных традиций.
Работа блока дополнительного образования детей в школе опирается на следующие
- практико-деятельная основа образовательного процесса.
Сравнительный анализ количественных показателей предоставляемых услуг
2022 год
2023 год
2024. год
Количе
ство
кружко
в
всего
бюдже
тных
платны
х
всего
бюджет
ных
платны
х
всего
бюджет
ных
платны
х
7
7
0
5
5
0
5
5
0
Сравнительный анализ количества кружков по направленности
Наименование
направленности
Физкультурноспортивная
Художественная
Социальнопедагогическая
2021 год
2022 год
2024 год
Кол-во
детей
Группы
Кол-во
детей
Группы
24
2
24
2
60
12
3
72
12
3
1
1
Кол-во
детей
24
Группы
72
0
3
0
2
Итого
96
108
5
5
96
5
Дополнительное и общее образование становятся равноправными, взаимодополняющими друг друга
компонентами, тем самым создаётся единое образовательное пространство, необходимое для полноценного
личностного развития каждого ребёнка.
Вывод: В целом работа блока дополнительного образования была удовлетворительной. Мы
постарались в полной мере удовлетворить потребности детей, предоставив большое разнообразие
кружков приоритетных направленностей. Итогом работы в течение всего прошедшего учебного года
стало участие кружков в конкурсах различных уровней.
Качество существующего в школе ученического самоуправления (реализация модуля
«Самоуправление»)
В течение учебного года в школе функционировал Совет старшеклассников – орган школьного ученического
самоуправления, который участвует в планировании общешкольных дел и их организации, а также
осуществляет контроль деятельности органов самоуправления 1–9-х классов.
Лидер школьного ученического самоуправления: ученица 9-го класса Кайль Вадим
Школьное ученическое самоуправление осуществлялось через работу отделов:
- культуры и досуга;
- здравоохранения и спорта;
- труда и заботы;
- правопорядка.
В каждый из отделов входят по 2 человека.
Совет старшеклассников работал в соответствии с планом, который был составлен совместно с
педагогом-организатором.
В течение года регулярно проводились заседания, в рамках которых осуществлялись:
подготовка и планирование ключевых школьных дел;
рассмотрение вопросов успеваемости, посещаемости, дисциплины;
организация дежурства по школе и классам;
подготовка информационных стендов.
Совместными усилиями педагога-организатора и Совета старшеклассников проведены такие крупные
мероприятия, как:
День самоуправления на День учителя. Совет старшеклассников подобрал кандидатуры учителей-дублеров
и состав дублеров администрации школы из учеников 8-9-х классов.
Проведены совещания с дублерами, определены темы уроков, формы проведения. Благодаря слаженной
работе Совета старшеклассников уроки были проведены на высоком уровне.
Достаточно часто инициативы Совета старшеклассников не принимались педагогами и классными
руководителями. Это оказало определенное влияние на их работу: к концу года Совет старшеклассников снизил
свою активность. Не всегда своевременно и точно выполнялись решения, принятые Советом старшеклассников
в классах.
Однако в течение всего учебного года Совет старшеклассников старался проявлять инициативу и выполнять
свои обязанности согласно своему плану работы. Работу Совета старшеклассников можно оценить, как
хорошую.
Качество профориентационной работы школы (реализация модуля «Профориентация»)
Качество профориентационной работы в школе определялось по критериям ее эффективности:
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в
себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам
профориентации. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к
осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно
значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог
актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в
постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную
составляющие такой деятельности:
-циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к
осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
-профориентационные игры: игры, расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах
выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам
профессиональной деятельности;
-совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий,
-освоение школьниками основ профессии в рамках воспитательной деятельности
Занятия по профориентации «Россия – мои горизонты», онj же «Билет в будущее» проходят в рамках
внеурочной деятельности по четвергам в 6-9 классах. Курс внеурочной деятельности нацелен на
формирование у школьников готовности к профессиональному самоопределению, ознакомление их с
миром профессий и федеральным и региональным рынками труда. Курс «Россия – мои горизонты»
проводится в соответствии с рекомендациями Министерства просвещения РФ.
За 2024 учебный год было проведено 34 занятия, которые сопровождались просмотром
видеоматериалов по изучаемым темам, а также интерактивными играми, разработанными специально
для данных уроков для того, чтобы ученики смогли глубже погрузиться в мир профессий.
Выводы: Анализируя проделанную работу за 2023-2024 учебный год, можно сказать, что
поставленных целей добились в полной мере. Проделанная работа способствовала формированию
коллективов классов, интеллектуальному (участие в конкурсах разного уровня), нравственному и
физическому становлению личности, созданию условий для развития индивидуальных и творческих
способностей, привитию навыков культуры общения, обогащению знаний обучающихся.
Вместе с тем анализ внутренних факторов позволяет выявить недостатки в работе:
-организация работы по ученическому самоуправлению, учащимся не хватает самостоятельности;
недостаточное количество обучающихся, занятых дополнительным образованием зарегистрированы в
системе «Навигатор»;
-совершенствование работы с педагогическими кадрами через использование различных форм,
методов и приёмов, эффективно влияющих на повышение качества обучения и воспитания как в
онлайн, так и в оффлайн - формате.
-создание условий для воспитания чувства патриотизма и гражданского долга, уважения и интереса к
истории своей страны, родного края;
-активизация деятельности органов ученического самоуправления путем выявления реальных
потребностей учащихся и обновление ее содержания;
-через систему внеурочной деятельности, дополнительного образования и самоуправления
развитие у учащихся коммуникативных навыков с целью успешной социализации выпускников;
реализация индивидуальных образовательных возможностей, обеспечение поддержки обучающихся,
имеющих трудности в обучении;
-формирование сознательного отношения к здоровому образу жизни;
развитие спортивно-оздоровительной работы с целью укрепления здоровья учащихся;
- усиление общекультурной направленности общего образования в целях адаптивных возможностей
школьников;
активизация работы по профилактике жестокого обращения с детьми, суицидальных проявлений
среди подростков, а также совершения правонарушений и преступлений несовершеннолетними и в
отношении них, профилактике деструктивного поведения подростков и молодежи, предупреждения
вовлечения детей и молодежи в деструктивные сообщества и антиобщественные действия, в том числе
могущие причинить вред их здоровью и жизни;
активизация работы по профилактике употребления алкоголя, наркотических, ПАВ и других
запрещенных веществ несовершеннолетними;
усиление контроля за обучающимися, находящимися в «группе риска», отслеживание динамики
поведения, обучения, развития.
повышение уровня заинтересованности родителей в школьных делах. - совершенствование работы
по вовлечению родительской общественности в творческую, социально значимую деятельность,
направленную на повышение авторитета семьи и школы;
воспитание трудолюбия и творческого отношения к учению, труду, жизни через первоначальный опыт
участия обучающихся в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
привлечение классными руководителями родителей к участию во внеурочной деятельности.
Исходя из анализа воспитательной работы, необходимо отметить, что в целом поставленные задачи
воспитательной работы в 2024учебном году можно считать решенными.
II.
Оценка системы управления организацией
Управление Школой осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления.
Органы управления, действующие в Школе
Наименование
органа
Функции
Директор
-Контролирует работу и обеспечивает эффективное взаимодействие
структурных подразделений;
-организации, утверждает штатное расписание, отчетные документы
организации, осуществляет;
- общее руководство Школой.
Совет школы
Решение отдельных вопросов, относящихся к компетенции
общеобразовательного учреждения
Педагогический
совет
Осуществляет текущее руководство образовательной деятельностью Школы,
в том числе рассматривает вопросы:
− развития образовательных услуг;
− регламентации образовательных отношений;
− разработки образовательных программ;
− выбора учебников, учебных пособий, средств обучения и воспитания;
− материально-технического обеспечения образовательного процесса;
− аттестации, повышения квалификации педагогических работников;
− координации деятельности методических объединений
Общее собрание
трудового
коллектива
Реализует право работников участвовать в управлении образовательной
организацией, в том числе:
− участвовать в разработке и принятии коллективного договора, Правил
трудового распорядка, изменений и дополнений к ним;
− принимать локальные акты, которые регламентируют деятельность
образовательной организации и связаны с правами и обязанностями
работников;
− разрешать конфликтные ситуации между работниками и администрацией
образовательной организации;
− вносить предложения по корректировке плана мероприятий организации,
совершенствованию ее работы и развитию материальной базы
Для осуществления учебно-методической работы в Школе создано три предметных
методических объединения
Для осуществления учебно-методической работы в Школе создано пять предметных
методических объединения:
-ШМО учителей начальных классов и русского языка;
-ШМО учителей трудового обучения и СБО,
-ШМО учителей естественно-математического цикла;
-ШМО воспитателей и классных руководителей;
-ШМО ППМС комиссии.
В целях учета мнения обучающихся и родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся в МБОУ Целинной ОШИ № 15 действует Совет родителей.
III.
Оценка содержания и качества подготовки обучающихся
Статистика показателей за 2021–2024 годы
№
Параметры статистики
Не конец 2022 На конец 2023 На конец
п/п
учебный год учебный год 2024 года
1
Количество детей,
обучавшихся на конец учебного года, в том
числе:
72
74
63
— начальная школа
24
31
25
— основная школа
48
43
38
2
Количество учеников,
оставленных на повторное обучение:
—
—
—
—
—
Не получили свидетельство об основном общем —
образовании
—
—
— начальная школа
— основная школа
3
Приведенная статистика показывает, что положительная динамика успешного освоения
основных образовательных программ сохраняется.
Краткий анализ динамики результатов успеваемости и качества знаний
Результаты освоения учащимися программ начального общего образования по
показателю «успеваемость» в 2024 году
Класс Всего
Из них
Окончили год
Не успевают
Переведены
обуч- ся успевают
условно
Всего
Из них н/а
Кол- %
во
С отметками
«4» и «5»
% Колво
%
Кол- во
%
Кол-во %
2
5
5
100 3
60 0
0
0
0
0
0
3
8
8
100 6
75 0
0
0
0
0
0
4
8
8
100 6
75 0
0
0
0
0
0
21
100 15
71 0
0
0
0
0
0
Итого 21
Если сравнить результаты освоения обучающимися программ основного общего образования по
показателю «успеваемость» в 2024 году с результатами освоения учащимися программ начального
общего образования по показателю «успеваемость» в 2023 году, то можно отметить, что процент
учащихся, окончивших на «4» и «5», повысился на 21 процент (в 2023 был 50%).
Результаты освоения учащимися программ основного общего образования по показателю
«успеваемость» в 2024 году
Классы Всего
Из них
Окончили год
Не успевают
Переведены
обучся
успевают
условно
Всего
Из них н/а
Кол- во %
С отметками
«4» и «5»
%
Кол- во
% Кол- во
% Кол-во
%
5
9
9
100 5
56
0
0 0
0 0
0
6
10
10
100 3
30
0
0 0
0 0
0
7
7
7
100 4
57
0
0 0
0 0
0
8
7
7
100 3
49
0
0 0
0 0
0
9
10
10
100 6
60
0
0 0
0 0
0
Итого
43
43
100 21
49
0
0 0
0
0
0
Если сравнить результаты освоения обучающимися программ основного общего образования по
показателю «успеваемость» в 2024 году с результатами освоения учащимися программ
основного общего образования по показателю «успеваемость» в 2023 году, то можно отметить, что
процент учащихся, окончивших на «4» и «5», понизился на 14 процентов (в 2023 был 63%).
Предложения:
1.Учителям предметникам продумать индивидуальную и дифференцированную работу для
повышения качества знаний;
2.Для объективного составления мониторинга, учителям предметникам в анализах контрольных
работ указывать фамилии учащихся, допустивших ошибки. Анализируя допущенные ошибки
обучающимися планировать работу на следующую четверть.
3.Проводить индивидуальную работу по западающим темам.
4.Каждую четверть учителям предметникам проводить диагностическую работу по результатам
контрольных работ, по четвертным отметкам.
5.На каждом уроке проводить минутки для развития орфографической зоркости, для развития
вычислительных навыков.
6.Совершенствовать качество современного урока, повышать его эффективность, применять
современные методы обучения и внедрять новые технологии.
7.Повышать качество преподавания через изучение вопросов методик учебных предметов.
8.Осваивать новые технологии обучения, способствующие активной деятельности учащихся.
9.Совершенствовать педагогическое мастерство педагогов посредством взаимопосещения
уроков и воспитательных занятий, проведения открытых уроков.
10.Классным руководителям отслеживать успеваемость и посещаемость учащихся, вовремя
принимать меры по предотвращению недостатков.
Вывод: мониторинг качественной успеваемости за 2024 год проводился в сравнении с 2023, 2024
календарными годами. успеваемость в 2024 учебном году составила 100%, уровень обученности по
школе – 56%. Приведенная статистика показывает, что положительная динамика успешного
освоения адаптированных основных образовательных программ сохраняется.
Предложение: повышать успеваемость через проведение индивидуальной и дифференцированной
работы, коррекционно - развивающей работы членов педагогического коллектива с обучающимися
всех групп по классификации В.В.Воронковой;
-повышение коррекционно-развивающей работы – результат, применения коррекционноразвивающих методик.
-Педагогам применять личностно-ориентированный подход к обучающимся, применяя
коррекционно- развивающиеся методики. Совместно с педагогом коррекционных занятий,
учителем - логопедом, учителем – дефектологом, воспитателем и родителями запланировать
маршрут развития ребёнка и проводить работу над исправлением недостатков в развитии.
Необходимо продумать те коррекционные приёмы и упражнения, которые помогли бы детям
повысить успеваемость.
Трудовое воспитание и обучение в МБОУ Целинной ОШИ №15 организуется различными по
уровню сложности видами труда, с учетом интересов воспитанников и в соответствии с их
психофизическими возможностями, с учетом местных условий, потребности в рабочих кадрах,
возможностей трудоустройства выпускников, продолжения их обучения в специальных группах
учреждений начального профессионального образования.
По результатам итоговой аттестации можно сказать, что все выпускники получили достаточно
хорошие знания и умения по профессионально-трудовому обучению. Результаты итоговой
аттестации можно увидеть в таблице.
Результаты экзаменов по трудовому обучению в динамике за три года
Количество
Годовая оценка
Оценка за
Оценка за
Итоговая оценка
выпускников,
теоретическую практическую часть
сдавших
часть
экзамен
2022 год
«5» - 3 чел
«5» - 4 чел
«5» - 4 чел
«5» - 3 чел
7
«4» - 3 чел.
«4» - 3 чел.
«4» - 2 чел.
«4» - 3 чел.
«3» - 1 чел.
«3» - 0 чел.
«3» - 1 чел.
«3» - 1 чел.
Качество
93%
100%
86%
93%
обученности
Успеваемость
9
Качество
обученности
Успеваемость
9
Качество
обученности
Успеваемость
100%
100%
100%
100%
«5» - 1 чел
«4» - 8 чел.
«3» - 0 чел.
100%
2023 год
«5» - 6 чел
«4» - 3 чел.
«3» - 0 чел.
100%
«5» - 6 чел
«4» - 3 чел.
«3» - 0 чел.
100%
«5» - 6 чел
«4» - 3 чел.
«3» - 0 чел.
100%
100%
100%
100%
100%
«5» - 1 чел
«4» - 7 чел.
«3» - 1 чел.
88,9%
2024 год
«5» - 5 чел
«4» - 3 чел.
«3» - 1 чел.
88,9%
«5» - 4 чел
«4» - 5 чел.
«3» - 0 чел.
100%
«5» - 1 чел
«4» - 7 чел.
«3» - 1 чел.
88,9%
100%
100%
100%
100%
Вывод: обучающимися усвоен необходимый программный материал адаптированной образовательной
программы. Количество учащихся, усвоивших основные компоненты программного содержания по трудовому
обучению, составляет 100%. Подтвердили годовые отметки 9 человек. В течение двух лет (2023 и 2024 годов)
показатель успеваемости составляет 100%. Данный результат достигнут благодаря дифференцированному и
индивидуальному подходу к каждому обучающемуся.
Рекомендации: учителям трудового обучения продолжить проводить работу совместно с педагогомпсихологом, социальным педагогом, классными руководителями и воспитателями по подготовке обучающихся
к итоговой аттестации (беседы, индивидуальная работа).
Полученные навыки по трудовому обучению дают основу для последующего обучения, позволяют
осознанно получить специальность в профессиональном училище. В Учреждении традиционно проводиться
профориентационная работа.
Оценка организации учебного процесса
Организация учебного процесса в Школе регламентируется режимом занятий, учебным планом,
календарным учебным графиком, расписанием занятий, локальными нормативными актами Школы.
Образовательная деятельность в Школе-интернате организуется в соответствии с Федеральным
законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства
образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания», другими нормативными правовыми актами, которые регулируют
деятельность образовательных организаций, основными образовательными программами,
локальными нормативными актами Школы-интерната.
Учебный план 1–4-х классов ориентирован на 4-летний срок освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования, 5–9-х классов – на 5-летний срок
освоения адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования.
I.
Оценка востребованности выпускников
Наименование
Год, количество учащихся
профессиональных
2022
2023
2024
учебных заведений
7 обучающихся (2
10 обучающихся (7
9 обучающихся (4 уч.
уч. под опекой)
уч. под опекой)
под опекой)
Р.Х. Орджоникидзевский
1
4
6
14,3%
район, п. Копьёво, ул.
40%
67%
Партизанская 6 А.
ФГАПОУ РХ «Аграрный
техникум»
Р.Хакасия, г. Черногорск,
«Черногорский механикотехнологический
техникум»
Р.Хакасия, г. Черногорск,
ул Бограда, д.104
ГБОУ РХ среднего
профессионального
образования
«Черногорский горностроительный техникум»
Г. Усть- Абакан. СГБПОУ
РХ «Хакасский
политехнический колледж»
Всего поступило:
2
20%
1
11%
6 (60%)
7 (78%)
2
28,6%
3 (42, 9%)
Из таблицы видно, что с учащимися ведется профориентационная работа. Выпускники выбирают
различные профессиональные учебные заведения и продолжают обучение.
В 2022 4 выпускника обучение не продолжили.
В 2023 году 4 выпускника окончив школу, обучение не продолжили.
В 2024 году не поступили в учебное заведение всего 2 обучающихся, один из них ушел по контракту
в зону боевых действий специальной военной операции.
Предложение: педагогу – психологу Батандаевой Н.Т., социальному педагогу Краморенко Е.Ю.,
классным руководителям совместно с родителями обучающихся и самими обучающимися проводить
профориентационную работу. Организовывать встречи с профессиональными учебными заведениями.
Развивать мотивацию к обучению.
IV.Оценка качества кадрового обеспечения
На период самообследования в Школе работают 25 педагогов, из них 11 – учителей, 1 учительлогопед, 1 учитель-дефектолог, 1 социальный педагог, 1 педагог-психолог, 1 педагогбиблиотекарь, 1 старший воспитатель,5 воспитателей, 23 педагога МБОУ Целинной ОШИ № 15
имеют высшее педагогическое образование.
Аттестация педагогических работников за 2 года
2022 год
2023 год
2024 год
Высшая кв.кат.
1/3,8%
1/4%
1 кв. кат.
17/63%
15/57,7%
16/64%
СЗД
5/18,5%
4/15,4%
5/20%
Без кат.
5/18,5%
6/23,1%
3/12%
Вывод: в 2024 году педагоги продолжили подтверждать первую квалификационную категорию,
поэтому, процент от общего количества педагогических работников увеличился.
Оценивая кадровое обеспечение образовательной организации, являющееся одним из условий,
которое определяет качество подготовки обучающихся, необходимо констатировать следующее:
-образовательная деятельность в школе обеспечена квалифицированным профессиональным
педагогическим составом;
-в Школе создана устойчивая целевая кадровая система, в которой осуществляется подготовка новых
кадров из числа собственных выпускников;
-кадровый потенциал Школы динамично развивается на основе целенаправленной работы по
повышению квалификации педагогов.
В период дистанционного обучения все педагоги Школы успешно освоили онлайн-сервисы,
применяли цифровые образовательные ресурсы, вели электронные формы документации, в том числе
электронный журнал и дневники учеников.
V.Оценка качества учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения
Работа школьной библиотеки была построена согласно плану работы библиотеки и общешкольного
плана. Библиотека выполняла образовательную, информационную, культурную функции.
Основными задачами школьной библиотеки являлись:
-информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе;
-обеспечение культурного развития читателя;
-пропаганда литературы в помощь учебно-воспитательному процессу через беседы, обзоры,
массовые мероприятия;
Информационное обслуживание библиотеки.
2024
2023
2022
Число посадочных мест для пользователей библиотеки
9
9
9
В том числе оснащенных персональными компьютерами
1
1
1
Численность зарегистрированных пользователей библиотеки
65
65
63
Число посещений
100000 7000
1000
Формирование и использование библиотечного фонда
2024 2023
2022
Объем фонда библиотеки
2754
2591 2839
Из него: учебники
1106
1610 1191
Учебные пособия
126
126
130
Художественная литература
1172
1 172 1172
Справочный материал
38
38
39
Печатные издания
2725
2933 2736
Электронные документы
18
18
18
Учебно - методический фонд библиотеки соответствует требованиям ФГОС, учебники фонда входят
в федеральный перечень, утвержденный Приказом Минпросвещения России от 5 ноября 2024 г.
№769.
Оснащенность библиотеки учебными пособиями достаточная. Отсутствует финансирование
библиотеки на закупку периодических изданий и обновление фонда художественной литературы.
VI.Оценка материально-технической базы
Материально-техническое обеспечение Школы позволяет реализовывать в полной мере
образовательные программы. Работа по укреплению материально–технической базы ведется
целенаправленно и планомерно и соответствует требованиям продуктивного функционирования
образовательного учреждения.
Развитие материально-технической оснащенности осуществляется за счет республиканского и
муниципального бюджетов.
Материально-техническое оснащение педагогического процесса в школе отвечает требованиям
современного образования. Во всех учебных классах, игровых комнатах имеются укомплектованные
компьютеры (монитор, системный блок, принтер). В каждой игровой комнате имеются телевизоры,
мягкая мебель, книжные и плательные шкафы. В спальных комнатах имеются прикроватные
тумбочки, шкафы для хранения белья и одежды.
Всего В том числе используемые в учебных
№ Показатель
п/п
целях
Всего
Доступных для
использования
обучающимися
2023 2022 2022 2023
2022 2022 2023 2022 2022
1
Персональные компьютеры
52
52
52
52
52
52
9
9
9
2
Из них: ноутбуки
10
10
10
10
10
10
5
5
5
3
Имеющие доступ к Интернету 1
1
1
1
1
1
0
0
0
4
Мультимедийные проекторы
3
3
3
5
Принтеры
29
29
29
6
Сканеры
1
1
1
Многофункциональные
19
19
19
7
устройства
Оценка функционирования внутренней системы оценки качества образования
В Школе утверждено Положение о внутренней системе оценки качества образования от
31.05.2019. По итогам оценки качества образования в 2024 году выявлено, что уровень предметных
результатов соответствуют среднему уровню, сформированность личностных результатов высокая.
По результатам анкетирования 2024 года выявлено, что количество родителей, которые
удовлетворены общим качеством образования в Школе, — 96%, количество обучающихся,
удовлетворенных образовательным процессом, — 92%.
VI.Результаты анализа показателей деятельности организации
Данные приведены по состоянию на 31 декабря 2024 года.
Единица измерения
N
Показатели
n/n
2022
2023
1.
Образовательная деятельность
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
1.10
1.11
Общая численность учащихся
73 человек
Численность учащихся по
31 человек
образовательной программе начального
общего образования
Численность учащихся по
42 человека
образовательной программе основного
общего образования
Численность учащихся по
образовательной программе среднего
общего образования
46,6%
Численность/удельный вес
численности учащихся, успевающих
на "4" и "5" по результатам
промежуточной аттестации, в общей
численности
учащихся
Средний балл государственной
итоговой аттестации выпускников 9
класса по русскому языку
Средний балл государственной
итоговой аттестации выпускников 9
класса по математике
Средний балл единого
государственного экзамена
выпускников 11 класса по русскому
языку
Средний балл единого
государственного экзамена
выпускников 11 класса по математике
Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, получивших
неудовлетворительные результаты на
государственной итоговой аттестации
по русскому языку, в общей
численности выпускников 9 класса
Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, получивших
неудовлетворительные результаты на
государственной итоговой аттестации
по математике, в общей численности
выпускников 9 класса
2024
65 человек
24 человека
68 человек
25 человек
41 человек
43 человека
-
-
58,5%
56.3%
-
-
-
-
-
-
1.12 Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, получивших
результаты ниже установленного
минимального количества баллов
единого государственного экзамена по
русскому языку, в общей численности
выпускников 11 класса
1.13 Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, получивших
результаты ниже установленного
минимального количества баллов
единого государственного экзамена по
математике, в общей численности
выпускников 11 класса
1.14 Численность/удельный вес численности 0 человек /0%
выпускников 9 класса, не получивших
аттестаты об основном общем
образовании, в общей численности
выпускников 9 класса
1.15 Численность/удельный
вес численности выпускников 11 класса, не
получивших аттестаты о среднем
общем
образовании, в общей численности
выпускников 11 класса
1.16 Численность/удельный вес численности 0 человек /0%
выпускников 9 класса, получивших
аттестаты об основном общем
образовании с отличием, в общей
численности выпускников 9 класса
1.17 Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, получивших
аттестаты о среднем общем
образовании с отличием, в общей
численности выпускников 11 класса
1.18 Численность/удельный
вес 21чел/28%
численности учащихся, принявших
участие в
различных
олимпиадах,
смотрах, конкурсах, в общей
численности учащихся
1.19
18чел/25%
Численность/удельный вес
численности учащихся-победителей и
призеров
олимпиад, смотров, конкурсов, в общей
численности учащихся, в том числе:
1.19.1 Регионального уровня
13чел/18%
-
-
0 человек /0%
0 человек /0%
0 человек /0%
0 человек /0%
-
30чел/44,7%
69/100%
20чел/30%
31/44%
12чел/18%
19/28%
1.19.2
Федерального уровня
-
8чел/12%
12/17%
1.19.3
Международного уровня
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
25 человек
25 человек
1.29.1
Численность/удельный вес численности учащихся, получающих образование с
углубленным изучением отдельных
учебных предметов, в общей
численности учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся, получающих образование в
рамках профильного обучения, в общей
численности учащихся
Численность/удельный вес численности обучающихся с применением
дистанционных образовательных
технологий, электронного обучения, в
общей численности учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся в рамках сетевой формы
реализации образовательных
программ, в общей численности
учащихся
Общая численность педагогических
25 человек
работников, в том числе:
Численность/удельный вес численности 23 человека /92%
педагогических работников, имеющих
высшее образование, в общей
численности
педагогических работников
Численность/удельный вес численности 23 человека /92%
педагогических работников, имеющих
высшее образование педагогической
направленности (профиля), в общей
численности педагогических
работников
Численность/удельный вес численности 0 человек/0%
педагогических работников, имеющих
среднее профессиональное
образование, в общей численности
педагогических
работников
Численность/удельный вес численности 0 человек/0%
педагогических работников, имеющих,
среднее профессиональное образование
педагогической направленности
(профиля), в общей численности
педагогических работников
Численность/удельный вес численности 17чел/68%
педагогических работников, которым по
результатам аттестации присвоена
квалификационная
категория
в
общей численности педагогических
работников, в том числе:
Высшая
1 чел/4%
29.2
Первая
1.20
1.21
1.22
1.23
1.24
1.25
1.26
1.27
1.28
1.29
16чел/64%
23 человека /92% 23 человека /92%
23 человека /92% 23 человека /92%
0 человек/0%
0 человек/0%
0 человек/0%
0 человек/0%
17чел/68%
17чел/68%
1 чел/4%
1 чел/4%
16чел/64%
16чел/64%
1.30.1
Численность/удельный вес численности
педагогических
работников в общей численности
педагогических работников,
педагогический стаж работы, которых
составляет:
До 5 лет
2чел/7,4%
0 чел
2 чел./8,3%
1.30.2
Свыше 30 лет
12чел/ 50%
11 чел./45,8%
1.31
Численность/удельный вес численности 1чел/4%
педагогических работников в общей
численности педагогических
работников в возрасте до 30 лет
Численность/удельный вес численности 16чел/59%
педагогических работников в общей
численности педагогических
работников в возрасте до 55 лет
Численность/удельный вес численности 27чел/100%
педагогических и административнохозяйственных работников, прошедших
за последние 5 лет повышение
квалификации/профессиональную
переподготовку по профилю
педагогической деятельности или иной
осуществляемой в образовательной
организации деятельности, в
общей численности
педагогических и
административно-хозяйственных
работников
27чел/100%
Численность/удельный вес
численности педагогических и
административно- хозяйственных
работников, прошедших повышение
квалификации по применению в
образовательном процессе
федеральных государственных
образовательных стандартов в общей
численности педагогических и
административно-хозяйственных
работников
Инфраструктура
Количество компьютеров в расчете на 0,5 единиц
одного учащегося
19,6 ед
Количество экземпляров учебной и
учебно-методической литературы
из общего количества единиц
хранения
библиотечного фонда, состоящих на
учете, в расчете на одного учащегося
Наличие в образовательной
да
организации системы электронного
документооборота
1чел/4,1%
1 чел./4,1%
15 чел/62,5%
14 чел./58,4%
24 чел/100%
24 чел/100%
24 чел/100%
24 чел/100%
0,5 едениц
0,5 едениц
19,6 ед
19,6 ед
да
да
1.30
1.32
1.33
. 1.34
2.
2.1
2.2
2.3
10 чел/37%
2.4
2.4.1
2.4.2
2.4.3
2.4.4
2.4.5
2.5
2.6
Наличие читального зала библиотеки, в да
том числе:
С обеспечением возможности работы да
на стационарных компьютерах или
использования переносных
компьютеров
С медиатекой
нет
Оснащенного средствами сканирования нет
и распознавания текстов
С выходом в Интернет с компьютеров, да
расположенных в помещении
библиотеки
С контролируемой распечаткой
да
бумажных материалов
Численность/удельный вес численности 0
учащихся, которым обеспечена
возможность пользоваться
широкополосным Интернетом (не
менее 2 Мб/с), в обшей численности
учащихся
Общая площадь помещений, в которых 31,4м2
осуществляется образовательная
деятельность, в расчете на одного
учащегося
да
да
да
да
нет
нет
нет
нет
да
да
да
да
0
0
31,4м2
31,4м2
Анализ показателей указывает на то, что Школа имеет достаточную инфраструктуру, которая
соответствует требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и позволяет
реализовывать образовательные программы в полном объеме в соответствии с ФГОС общего
образования.
Школа укомплектована достаточным количеством педагогических и иных работников, которые имеют
высокую квалификацию и регулярно проходят повышение квалификации, что позволяет обеспечивать
стабильных качественных результатов об