Делявская
Наталья
Анатольевна
Подписано цифровой подписью: Делявская Наталья
Анатольевна
DN: c=RU, st=Республика Хакасия, l=село Целинное,
title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕЛИННАЯ
ОСНОВНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 15,
1.2.643.100.3=120B3036353538303334333732,
1.2.643.3.131.1.1=120C313931313030353736313238,
email=it@shiranet.ru, givenName=Наталья Анатольевна,
sn=Делявская, cn=Делявская Наталья Анатольевна
Дата: 2024.09.30 16:07:41 +07'00'
Пояснительная записка
Предлагаемый факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования
элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением
коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях
ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными
путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся
реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Содержание факультатива «Занимательная
математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости,
умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание
может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают
на уроках математики.
Общая характеристика.
Факультатив
«Занимательная
математика»
входит
во
внеурочную деятельность
по
направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий,
трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью
математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность,
формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В
процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер
этих изменений, на этой основе формировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это
возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход - ответ.
Факультатив «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому
предусматривает следующий порядок организации. Средства компьютерного моделирования позволяют визуализировать,
анимировать способы действий, процессы, например движение подвижной деятельности учащихся, которая не мешает
умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена
одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения
математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты маркерных досках и др. Во время
занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться,
обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки»,
принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые
математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях.
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов
учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- знать числовой ряд 1—20 в прямом порядке;
- знать порядок действий в примерах в два арифметических действия;
- знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, стоимости и их соотношения;
- называть порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года;
- знать различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;
- знать названия элементов четырехугольников.
- откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах20;
- выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 20;
- практически пользоваться переместительным свойством сложения и умножения;
- различать числа, полученные при счете и измерении;
- определять время по часам хотя бы одним способом; пользоваться календарем для установления порядка месяцев
в году, количества суток в месяцах, месяцев в году;
- решать, составлять, иллюстрировать изученные простые арифметические задачи;
- решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя);
- различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;
- чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг;
- чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью
учителя).
Достаточный уровень:
- знать числовой ряд 1—20 в прямом и обратном порядке;
- знать числовой ряд 1—20 в прямом и обратном порядке;
- записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 6 см, 3
м 03 см;
- определять время по часам хотя бы одним способом с точностью до 1 мин; пользоваться календарем для
установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году;
- решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;
- кратко записывать, решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя);
- различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину ломаной;
- чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг;
- чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью
учителя).
Регулятивные УД:
- Входить и выходить из учебного помещения со звонком.
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).
- Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место.
- Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя.
-
Познавательные УД:
Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.
Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя.
Назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить
общее и различие.
Группировать предметы на основе существенных признаков (одного-двух).
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Использовать знаково-символические средства с помощью учителя.
Коммуникативные УД:
Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс).
Обращаться за помощью и принимать помощь.
Слушать и понимать речь других; инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.
Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя.
Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях, учиться работать в паре, группе; выполнять различные
роли (лидера, исполнителя).
- Оформлять свои мысли в устной речи и письменной форме.
- Соблюдать простейшие нормы речевого этикета, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о
правилах поведения и общения и следовать им.
Содержание курса
2 класс
Наименование раздела Содержание темы
Геометрия вокруг нас
Выполнение практической работы по вычерчиванию отрезка, прямой, луча.
-
Знакомство с понятием «угол», его элементами, практическое построение.
Выполнение практической работы по построению четырехугольника, прямоугольника,
квадрата. Отрезок. Луч. Вертикальные и горизонтальные прямые.
Аппликация из различных треугольников, четырёхугольников, квадратов.
Математические ребусы,
шарады.
Арифметические
действия и задачи
Соотнесение числа и цифры.
Сравнение предметных множеств и чисел.
Определение места числа в ряду, восстановление числового ряда.
Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют или убирают предметы под
руководством учителя.
Запись, решение и чтение примеров на сложение, вычитание.
Присчитывание единицы.
Запись, решение задач на сложение, вычитание.
Запись, решение и чтение примеров на сложение, вычитание.
Запись решения задачи под руководством учителя.
С помощью учителя упражняются в постановке вопроса к задаче.
Сравнение чисел с комментированием.
Запись, решение и чтение примеров на сложение, вычитание.
Присчитывание единицы.
Запись, решение задач на сложение, вычитание.
Составление и решение задачи по картинкам.
3 класс
№
Содержание раздела
п/п
1
Занимательная наука - Математика.
Вычислительные приборы. Абак, счёты.
Задачи – шутки. Задачи - смекалки
Задачи в стихах. Математические загадки
Нахождение лишнего числа и фигуры. Нахождение лишнего числа и фигуры
Загадки на уроках математики
2
Геометрия вокруг нас.
Кол-во часов
Геометрия в рисунках. Математический квадрат
Геометрия на уроке. Геометрические фигуры
Аппликация из геометрических фигур. Геометрические узоры. Симметрия .
Тайны окружности. Нахождение окружности на орнаменте.
Геометрический калейдоскоп. Задание на разрезание и составление фигур.
Прятки с фигурами. Урок - путешествие по геометрии.
Игра «Крестики - нолики». Построение математических пирамид
Спичечный конструктор
Путешествие точки. Построение геометрической фигуры на листе в клетку.
Часы нас будят по утрам. Определение времени по часам.
3
Арифметические действия и задачи.
Мир занимательных задач.
Монеты и купюры. Сведения о возникновении денег.
Как появился календарь? Игра «Хочу всё знать»
Математические ребусы, шарады. Клуб весёлых математиков КВМ
Числовые великаны. Числовые лилипуты. Игры со спичками. Числа из спичек.
Примеры с зашифрованным словом.. Игра «Считай - не зевай»
Практическая работа. «Бумага, ножницы, линейка», « Разрезные фигуры»
Математический сканворд
4 класс
№ п/п Содержание раздела
Кол-во часов
1
Волшебная геометрия
Развитие тонкой моторики пальцев рук. Упражнение «Узнай, кто я»
9 часов
Упражнения на развитие устойчивости внимания.
Упражнения на развитие памяти на цифры. Тест « Раскрась фигуры»
Волшебная геометрия. Линии.
Волшебная геометрия. Геометрические фигуры.. Аппликация из геометрических фигур.
Задачи в стихах. КВН по математике. Игра с числами «Самый быстрый почтальон»
2
Математические ребусы и шарады
9ч
В гостях у круглых десятков. Чётные, нечётные числа.
Стихи и загадки о цифрах. Задачи в стихах
Действия с числами и величинами Текстовые задачи
Раскрашивание рисунка, состоящего из геометрических фигур
Занимательные вопросы. Игра « лучший космонавт
3
Арифметические действия
Занимательные задачи « Вычисли и раскрась»
Задачи –шутки. Ориентирование по словесному описанию
Урок -путешествие по геометрии. «Вышивание» крестом по бумаге в клетку
Действия с числами.. Действия с числами. «Найди фигуру»
Дидактическая игра « каких чисел недостаёт?». Изображение фигуры под диктовку
Игра « Хочу всё знать». «Найди фигуру». Кроссворд « куда спешат звери?»
Игра « Живые числа». Математический КВН
16 ч
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях.
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов
учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- знать числовой ряд 1—20 в прямом порядке;
- знать порядок действий в примерах в два арифметических действия;
- знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, стоимости и их соотношения;
- называть порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года;
- знать различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;
- знать названия элементов четырехугольников.
- откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах20;
- выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 20;
- практически пользоваться переместительным свойством сложения и умножения;
- различать числа, полученные при счете и измерении;
- определять время по часам хотя бы одним способом; пользоваться календарем для установления порядка месяцев
в году, количества суток в месяцах, месяцев в году;
- решать, составлять, иллюстрировать изученные простые арифметические задачи;
-
решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя);
различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;
чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг;
чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью
учителя).
Достаточный уровень:
- знать числовой ряд 1—20 в прямом и обратном порядке;
- знать числовой ряд 1—20 в прямом и обратном порядке;
- записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 6 см, 3
м 03 см;
- определять время по часам хотя бы одним способом с точностью до 1 мин; пользоваться календарем для
установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году;
- решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;
- кратко записывать, решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя);
- различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину ломаной;
- чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг;
- чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью
учителя).
Регулятивные УД:
- Входить и выходить из учебного помещения со звонком.
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).
- Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место.
- Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя.
-
Познавательные УД:
Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.
Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя.
Назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить
общее и различие.
Группировать предметы на основе существенных признаков (одного-двух).
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
- Использовать знаково-символические средства с помощью учителя.
Коммуникативные УД:
Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс).
Обращаться за помощью и принимать помощь.
Слушать и понимать речь других; инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.
Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя.
Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях, учиться работать в паре, группе; выполнять различные
роли (лидера, исполнителя).
- Оформлять свои мысли в устной речи и письменной форме.
- Соблюдать простейшие нормы речевого этикета, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о
правилах поведения и общения и следовать им.
-