Рекомендациипо сокращению и устранению избыточной отчётности учителей
В связи с многочисленными обращениями учителей о растущей отчѐтности, не связанной с их
должностными обязанностями, вопрос о еѐ сокращении был рассмотрен на заседании
Государственного совета Российской Федерации 23 декабря 2015 г. под руководством Президента
Российской Федерации В.В. Путина. По итогам заседания Правительству Российской Федерации
совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено принять
меры по уменьшению нагрузки учителей, связанной с составлением ими отчѐтов, ответов на
информационные запросы, направляемые в образовательные организации, а также с подготовкой
внутренней отчѐтности образовательных организаций.
Во исполнение поручения проведѐн анализ документооборота образовательных организаций,
реализующих программы начального, основного и среднего общего образования (далее - школы), с
привлечением общественности и экспертов, в том числе из числа руководителей и учителей школ. В
результате анализа выявлено избыточное количество документов, разрабатываемых и принимаемых
школой, отсутствие контроля за актуальностью информации, находящейся в открытом доступе,
применение нерациональных и (или) морально устаревших форм документооборота школы (в том
числе электронного документооборота), дублирование бумажных и электронных форм документов и
информации, а также принуждение учителей к выполнению обязанностей, относящихся к
должностным обязанностям администрации или иных работников школ.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) образовательная организация
обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной,
научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии
локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом, иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
В соответствии с Федеральным законом школа должна иметь (предоставлять) следующие
основные документы:
основную образовательную программу, включающую результаты освоения образовательной
программы, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочные и методические материалы;
программу развития школы (по согласованию с учредителем);
список учебников в соответствии с утверждѐнным федеральным перечнем учебников, а также
учебных пособий, допущенных к использованию при реализации образовательных программ школы;
государственное (муниципальное) задание на оказание услуг и (или) работ;
план финансово-хозяйственной деятельности школы;
ежегодный отчѐт учредителю и общественности о поступлении и расходовании финансовых и
материальных средств, а также отчѐт о результатах самообследования;
коллективный договор, правила внутреннего распорядка обучающихся, правила внутреннего
трудового распорядка; штатное расписание;
распорядительные акты о приѐме на работу работников, трудовые договоры, должностные
инструкции;
распорядительные акты о приѐме обучающихся в образовательную организацию;
договоры об образовании в случае приѐма на обучение по образовательным программам
дошкольного образования или за счѐт средств физических и (или) юридических лиц, предшествующие
изданию распорядительного акта о приѐме лиц на обучение в школу;
документы, отражающие осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся (журнал и дневник);
распорядительные акты школы о поощрении обучающихся в соответствии с установленными
образовательной организацией видами и условиями поощрения;
документы об организации социально-психологического тестирования обучающихся в целях
раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;
бланки документов об образовании и (или) о квалификации, медали «За особые успехи в учении»;
учредительные документы школы: устав, лицензию, свидетельство об аккредитации,
свидетельство о постановке на учѐт юридического лица в налоговом органе, свидетельство о внесении
записи в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельство о государственной
регистрации права.
Ведение указанных документов, размещение их на сайте школы, создание и ведение сайта школы
является обязанностью администрации школы.
В соответствии с пунктом I части 1 статьи 48 Федерального закона учитель должен иметь
утверждѐнные рабочие программы по предметам, модулям, дисциплинам для реализации
образовательных программ.
Участие учителей в формировании отчѐтной документации школы определяется должностными
обязанностями, предусмотренными трудовыми договорами и должностными инструкциями,
положения которых не могут противоречить Федеральному закону, трудовому законодательству,
коллективному договору и соглашениям.
В качестве основы для разработки должностных инструкций учителей до вступления в силу
соответствующих профессиональных стандартов применяются квалификационные характеристики,
утверждѐнные приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761-н «Об
утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (с
изменением, внесѐнным приказом Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011г. № 448н).
В соответствии с указанными квалификационными характеристиками, должностные обязанности
учителя предусматривают ведение контрольнооценочной деятельности с использованием
современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий
(ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников
обучающихся).
Помимо этого, при выполнении учителем функций классного руководителя рекомендуется
включать в обязанности учителя формирование документации, связанной с ведением классного
журнала, выполнением соответствующего плана работы.
Обращаем внимание, что выполнение учителем обязанностей администрации школы, составление
отчѐтности, разработка и актуализация документов, за исключением документов, ведение которых
учителем напрямую предусмотрено федеральным законодательством и (или) трудовым договором и
должностными обязанностями, осуществляется за дополнительную оплату, размер которой
определяется по соглашению сторон, и исключительно на добровольной основе с письменного
согласия учителя.
Кроме того, для устранения избыточной отчетности и документооборота рекомендуется.
Актуализировать и утвердить на уровне школ номенклатуры Дел (документов) со сроками их
оборота и хранения, с определение ответственных должностных лиц.
Исключить дублирование документов и информации на электронных и бумажных носителях.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим
государственное управление в сфере образования, провести © мониторинг официальных сайтов школ,
актуализировать информацию в соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 10 июля 2013 г, №582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте
образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и приказом
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785 «Об
утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем» (в
редакции приказа Рособрнадзора от 2 февраля 2016 г. № 134). Реализовать информационные и
обучающие мероприятия для лиц, ответственных за работу е сайтами, информацией и документами.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим
государственное управление в сфере образования, учредителям школ реализовать меры по
исключению собственных запросов информации, находящейся в открытом доступе, используя
автоматизированные средства сбора информации с сайтов школ, использование информационных
систем с «персональными кабинетами» школ для снижения информационной нагрузки.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим
государственное управление в сфере образования, администрациям школ исключить запросы
информации и документов от учителей в связи с прохождением ими аттестации, не предусмотренных
приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения
аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную
деятельность» (далее - приказ № 276).
Для исключения требований о составлении учителями отчѐтной документации при проведении
аттестации систематизировать и обновлять для самостоятельного использования аттестационными
комиссиями и (или) специалистами необходимую информацию, на основе которой в соответствии с
пунктами 36, 37, 38 приказа № 276 устанавливаются квалификационные категории педагогическим
работникам, а также осуществляется оценка профессиональной деятельности, соответствующая
направлениям их работы. Помимо этого информируем, что на федеральном уровне принимаются
следующие меры.
В соответствии с Федеральным планом статистических работ, утверждѐнным распоряжением
Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. №> 671-р, осуществляется модернизация
отраслевой статистики: вместо 5 первичных форм, собираемых в настоящее время и 11 формируемых
на их основе сводных форм, предполагается сбор только двух форм, включающих сведения о
контингенте обучающихся и деятельности образовательных организаций.
Минобрнауки России приняты изменения в федеральные государственные образовательные
стандарты начального, основного и среднего общего образования в части снижения числа
обязательных разделов рабочей программы по предметам, модулям, дисциплинам с восьми до трѐх.
Реализуется перевод государственных услуг в области лицензирования и аккредитации в
электронный вид и внедрение риек-ориентированного подхода при осуществлении государственного
контроля (надзора) для снижения административной нагрузки на образовательные организации в
целом, и в особенности на образовательные организации со стабильно высокими показателями
качества образования.
Минобрнауки России для исключения внешних запросов информации и документов от
образовательных организаций, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации
размещены в открытом доступе, направлены соответствующие письма в федеральные органы
исполнительной власти.
В дополнение сообщаем, что в 2015 и 2016 гг. ФГАУ ГНИИ ИТ'Т «Информика»
(http://'www.mformika.ru) (далее - «Информика») по заказу Минобрнауки России осуществлена
разработка и пилотное внедрение информационно-коммуникационной платформы для
систематического сбора и обработки данных с уровня школ. «Информика» осуществляет
консультирование по вопросам разработки и внедрения соответствующих решений.
Минобрнауки России и Общероссийский Профсоюз образования просит довести настоящие
рекомендации до сведения учителей, первичных профсоюзных организаций, а также разместить их
на официальных сайтах.
Первый заместитель Министра образования и
науки Российской Федерации
/
П-В. Третьяк /
Председатель Профсоюза работников
народного образования и науки Российской
Федерации
/ Г.И. Меркулова /