Аннотация к рабочей программе основного общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1
«Профильный труд («Столярное дело»)».
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» («Столярное
дело»)
составлена
на
основе
Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО вариант 1), утвержденной
приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 .
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Профильный труд»(«Столярное дело») относится к предметной
области «Технология» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая
программа по учебному предмету «Профильный труд» («Столярное дело») в 7 классе в
соответствии с учебным планом рассчитана на 34 учебные недели и составляет 238 часов
в год (7 часов в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Профильный труд»(«Столярное дело»).
Цель обучения – всестороннее развитие личности обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениям) среднего возраста в процессе
формирования их трудовой культуры.
Задачи обучения:
− развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия,
уважения к людям труда, общественной активности);
− обучение обязательному общественно полезному, производительному труду;
подготовка обучающихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в
семье и по месту жительства;
− расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметнопреобразующей деятельности человека;
− расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических
традициях в мире вещей;
− расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
− ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном
производстве;
− ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых
интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии
и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;
− формирование представлений о производстве, структуре производственного
процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по
массовым профессиям, с которыми связаны профили трудового обучения в
образовательной организации;
− ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и
испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в
условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими
возможностями и состоянием здоровья обучающихся;
− формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических,
конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в
общественно полезном, производительном труде;
− формирование знаний об организации труда и рабочего места, планировании
трудовой деятельности;
− совершенствование практических умений и навыков использования различных
материалов в предметно-преобразующей деятельности;
− коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти,
воображения, мышления, речи);
− коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение);
− коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование
практических умений;
− развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание,
планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с
поставленной целью);
− формирование информационной грамотности, умения работать с различными
источниками информации;
− формирование
коммуникативной
культуры,
развитие
активности,
целенаправленности, инициативности.
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» («Столярное дело»)
в 7 классе определяет следующие задачи:
− формирование знаний о санитарно-гигиенических требованиях к рабочим местам;
оборудовании рабочих мест и правил работы за ними;
− формирование знаний о пиломатериалы: виды, использование, названия;
− формирование знаний о дереве: основные части;
− формирование знаний о правилах техники безопасности при работе столярной
ножовкой,
рашпилем,
драчевым
напильником,
шлифовальной
шкуркой,
электровыжигателем, дрелью, шилом, рубанком, лучковой пилой, лобзиком, рейсмусом,
на сверлильном станке, долотом, стамеской, киянкой, фуганком, морилкой, анилиновыми
красителями, лаком, штангенциркулем, фальцгобелем, зензубелем;
− формирование знаний о техническом рисунке, эскизе и чертеж; назначение,
выполнение простейших чертежей, обозначение размеров;
− формирование знаний об устройстве и применении инструментов и
приспособлений: верстака, столярного угольника, столярной ножовки, рашпиля,
драчевого напильника, шлифовальной шкурки, электровыжигателя, ручной дрели,
коловорота, шила, рубанка, лучковой пилы, лобзика, рейсмуса, сверлильного станка,
долота, стамески, киянки, фуганка, морилки, анилиновых красителей, лака,
штангенциркуля, фальцгобеля, зензубеля;
− формирование умений работать столярной ножовкой, рубанком, раззенковкой,
буравчиком, ручной дрелью, коловоротом, настольным сверлильным станком, лучковой
пилой, стамеской, рашпилем, драчевым напильником, шлифовальной шкуркой,
электровыжигателем, шилом, лобзиком, рейсмусом, долотом, стамеской, киянкой,
фуганком, морилкой, анилиновыми красителями, лаком, штангенциркулем, фальцгобелем,
зензубелем;
− формирование знаний о резьбе по дереву: назначение, древесина, инструменты
(косяк, нож), виды, правила безопасной работы;
− формирование умений резьбы по дереву, составления простейшего
геометрического орнамента;
− формирование умений читать простейшие чертежи;
− формирование умений делать разметку столярным угольником и линейкой,
рейсмусом;
− формирование знаний о видах абразивных материалов, брусках для заточки и
правки стамески и долота, способах определения качества заточки, правил ТБ при
затачивании;
− формирование умений выполнять соединение врезкой, угловое концевое
соединение вполдерева, УК-1, УС-3, УК-4, УК-2, УЯ-1, УЯ-2
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение профильному труду в 7 классе носит практическую направленность и
тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к
овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками.
В 7 классе обучающиеся:
продолжают изучение основных древесных пород деревьев (цвет, текстура,
влажность, прочность);
учатся подбирать древесину для изготовления столярных изделий;
знакомятся с основными разметочными и столярными инструментами;
продолжают изучать правила техники безопасности при работе со столярным
инструментом;
знакомятся с некоторыми способами декоративной отделки столярных изделий,
изучают способы хранения и сушки древесины;
изучают устройство токарного станка по дереву и правилами работы на нём;
учатся угловому соединению деталей на шип с полупотёмкой несквозной (УК 4);
угловому концевому соединению на ус со вставным плоским шипом сквозным (УК
2);
угловому ящичному соединению (УЯ 1, УЯ 2);
знакомятся со способами непрозрачной отделки столярного изделия.
Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет
обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения профильного
труда к практико-теоретическому изучению, с обязательным учётом значимости
усваиваемых знаний и умений формирования жизненных компетенций.
Программа по профильному труду включает теоретические и практические
занятия. При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного
материала и постепенного ввода нового.
Преподавание профильного труда базируется на знаниях, получаемых
обучающимися на уроках математики, естествознания, истории и других предметов.
Данная программа предусматривает обязательное обсуждение характеристик изделия,
продумывание плана предстоящей работы, оценку сделанного. Большое внимание
уделяется технике безопасности.
III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
овладение трудовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение
навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, использование доступных информационных технологий для
коммуникации;
формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками на уроках
профильного труда;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование установки на бережное отношение к материальным ценностям.
Предметные:
Минимальный уровень:
− знать правила техники безопасности;
− понимать значимость организации школьного рабочего места, обеспечивающего
внутреннюю дисциплину;
− знать названия некоторых материалов изделий, которые из них изготавливаются и
применяются в быту;
− иметь представления об основных свойствах используемых материалов;
− знать правила хранения материалов и санитарно-гигиенических требований при
работе с производственными материалами;
− уметь отобрать (с помощью учителя) материалы и инструменты, необходимые для
работы;
− иметь представления о принципах действия, общем устройстве верстака,
столярного угольника, столярной ножовки, рашпиля, драчевого напильника,
шлифовальной шкурки, электровыжигателя, ручной дрели, коловорота, шила, рубанка,
лучковой пилы, лобзика, сверлильного станка, долота, стамески, киянки, рейсмуса,
фуганка, морилки, анилиновых красителей, лака, штангенциркуля, фальцгобеля,
зензубеля;
− владеть базовыми умениями, позволяющими понимать распространенные
производственные технологические процессы;
− читать (с помощью учителя) технологическую карту, чертеж, используемые в
процессе изготовления изделия;
− участвовать (под руководством учителя) в совместной работе в группе;
− соблюдать в процессе выполнения трудовых заданий порядок и аккуратность.
Достаточный уровень:
− знать правила техники безопасности и соблюдать их;
− понимать значимость организации школьного рабочего места, обеспечивающего
внутреннюю дисциплину и умение организовывать своё рабочее место;
− производить самостоятельный отбор материала и инструментов, необходимых для
работы;
− определять
возможности
различных
материалов,
осуществлять
их
целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с их физическими,
декоративно-художественными и конструктивными свойствами в зависимости от задач
предметно-практической деятельности;
− экономно расходовать материалы;
− планировать предстоящую практическую работу;
− знать оптимальные и доступные технологические приемы ручной и машинной
обработки столярных материалов в зависимости от их свойств и поставленных целей;
− осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и
корректировкухода практической работы;
− уметь определять виды пиломатериалов, знать их свойства;
− понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в области
трудовой деятельности.
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и
фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам
уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых
заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности
обучающегося и особенности его развития.