Аннотация к рабочей программе основного общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «Профильный
труд («Столярное дело»)».
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» («Столярное дело»)
составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(далее ФАООП УО вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения
России от 24.11.2022г. № 1026
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Профильный труд» («Столярное дело»)
относится к
предметной области «Технология» и является обязательной частью учебного плана.
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» («Столярное дело») в 5
классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 34 учебные недели и составляет
204 часа в год (6 часов в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Профильный труд»(«Столярное дело»).
Цель обучения – всестороннее развитие личности обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениям) среднего возраста в процессе
формирования их трудовой культуры.
Задачи обучения:
−
развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия,
уважения к людям труда, общественной активности);
−
обучение обязательному общественно полезному, производительному труду;
подготовка обучающихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в
семье и по месту жительства;
−
расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой
предметно-преобразующей деятельности человека;
−
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
−
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
−
ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном
производстве;
−
ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых
интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии
и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;
−
формирование представлений о производстве, структуре производственного
процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по
массовым профессиям, с которыми связаны профили трудового обучения в
образовательной организации;
−
ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и
испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в
условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими
возможностями и состоянием здоровья обучающихся;
−
формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических,
конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в
общественно полезном, производительном труде;
−
формирование знаний о научной организации труда и рабочего места,
планировании трудовой деятельности;
−
совершенствование практических умений и навыков использования различных
материалов в предметно-преобразующей деятельности;
−
коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия,
памяти, воображения, мышления, речи);
−
коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение);
−
коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование
практических умений;
−
развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание,
планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с
поставленной целью);
−
формирование информационной грамотности, умения работать с различными
источниками информации;
−
формирование
коммуникативной
культуры,
развитие
активности,
целенаправленности, инициативности.
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» («Столярное дело»)
в 5 классе определяет следующие задачи:
− формирование знаний о санитарно - гигиенических требованиях к рабочим местам;
оборудовании рабочих мест и правил работы за ними;
− формирование знаний о пиломатериалы: виды, использование, названия;
− формирование знаний о дереве: основные части;
− формирование знаний о правилах техники безопасности при работе ручным
столярным инструментом;
− формирование знаний о правилах техники безопасности при работе на сверлильном
станке;
− формирование знаний о техническом рисунке, эскизе и чертеж; назначение,
выполнение простейших чертежей, обозначение размеров;
− формирование знаний об устройстве и применении столярных инструментов и
приспособлений;
− формирование умений работать ручным столярным инструментом;
− формирование умений читать простейшие чертежи;
− формирование умений делать разметку столярным угольником и линейкой;
формир Обучение профильному труду в 5 классе носит практическую
направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит
обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками.
В 5 классе обучающиеся знакомятся:
−
−
−
−
−
−
с названием наиболее распространенных пород древесины;
с основными частями дерева;
с названием пиломатериалов и их использованием;
с устройством сверлильного станка;
с названием основных инструментов для пиления;
с названием основных инструментов для разметки;
− с изготовлением простейших игрушек из древесного материала;
− с элементами выжигания по дереву;
− с видами соединения деталей.
Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет
обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения профильного
труда к практико-теоретическому изучению, с обязательным учётом значимости
усваиваемых знаний и умений формирования жизненных компетенций.
Программа по профильному труду включает теоретические и практические
занятия. При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного
материала и постепенного ввода нового.
Преподавание профильного труда базируется на знаниях, получаемых
обучающимися на уроках математики, естествознания, истории и других предметов.
Данная программа предусматривает обязательное обсуждение характеристик изделия,
продумывание плана предстоящей работы, оценку сделанного. Большое внимание
уделяется технике безопасности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
сформированность начальных представлений о собственных возможностях;
овладение начальными трудовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
владение начальными навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
сформированность
начальных навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками на уроках профильного труда;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
сформированность установки на
бережное отношение к материальным
ценностям.
Предметные:
Минимальный уровень:
− знать правила техники безопасности;
− понимать значимость организации школьного рабочего места, обеспечивающего
внутреннюю дисциплину;
− знать названия некоторых материалов изделий, которые из них изготавливаются и
применяются в быту;
− иметь представления об основных свойствах используемых материалов;
− знать правила хранения материалов и санитарно-гигиенических требований при
работе с производственными материалами;
− уметь отобрать (с помощью учителя) материалы и инструменты, необходимые для
работы;
− иметь представления о принципах действия, общем устройстве верстака,
столярного
угольника,
столярной
ножовки,
рашпиля,
драчевогонапильника,
шлифовальной шкурки, электровыжигателя, ручной дрели, коловорота, шила, рубанка,
лучковой пилы, лобзика, сверлильного станка;
− читать (с помощью учителя) технологическую карту, чертеж, используемые в
процессе изготовления изделия;
− соблюдать в процессе выполнения трудовых заданий порядок и аккуратность.
Достаточный уровень:
− знать правила техники безопасности и соблюдать их;
− понимать значимость организации школьного рабочего места, обеспечивающего
внутреннюю дисциплину и умение организовывать своё рабочее место;
− производить самостоятельный отбор материала и инструментов, необходимых для
работы;
− определять возможности различных материалов, их целенаправленный выбор (с
помощью учителя) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и
конструктивными свойствами в зависимости от задач предметно-практической
деятельности;
− экономно расходовать материалы;
− планировать предстоящую практическую работу;
− знать оптимальные и доступные технологические приемы ручной и машинной
обработки столярных материалов в зависимости от их свойств и поставленных целей;
− осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и
корректировкухода практической работы;
− уметь определять виды пиломатериалов, знать их свойства;
− понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в области
трудовой деятельности.
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и
фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам
уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых
заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности
обучающегося и особенности его развития.
− ование умений выполнять простые столярные соединения.