I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура»
составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения
России от 24.11.2022г. № 1026.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Адаптивная физическая культура» относится к предметной
области «Физическая культура» и является обязательной частью учебного плана. В
соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная
физическая культура» в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в
год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Адаптивная физическая культура».
Цель учебного предмета – всестороннее развитие личности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к
физической культуре, повышении уровня их психофизического развития, расширении
индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции нарушений
развития, социальной адаптации.
Задачи обучения:
− воспитание интереса к физической культуре и спорту;
− овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой,
лыжной подготовкой) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями
обучающихся;
− коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития;
развития и совершенствование волевой сферы; формирование социально приемлемых
форм поведения, предупреждения проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия,
самоагрессия, стереотипии) в процессе уроков и во внеурочной деятельности);
− воспитание нравственных качеств и свойств личности;
− содействие военно- патриотической подготовке.
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 8
классе определяет следующие задачи:
Задачи учебного предмета:
− формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и
доступных видах спорта;
− формирование основных двигательных качеств: быстроту, силу, ловкость и другие;
− развитие у обучающихся умения следить за своим физическим состоянием,
величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать;
− формирование умения ходить и бегать в различном темпе, во время бега и ходьбы
не задерживать дыхание; выполнять ускорения на отрезках от 40-до 60 м;
− формирование умения выполнять прыжок в длину способом «согнув ноги с
полного разбега;
− формирование умения метать мяч на дальность и в цель;
− совершенствование техники выполнения строевых команд и перестроений;
− совершенствование умения сохранять равновесие во время выполнения заданий на
гимнастической скамейке и стенке;
− формирование умения выполнять самостоятельно общеразвивающие и
корригирующие упражнения в определенном ритме;
− совершенствование умения перелезать через препятствие и подлезать под
препятствие различным способом в зависимости от высоты препятствия;
− совершенствования умения передвигаться на лыжах изученными способами;
− формирование мотивации к здоровому образу жизни;
− совершенствование техники и приемов в спортивных играх.
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание программы отражено в разделах: «Знания о физической культуре»,
«Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Спортивные игры». Каждый из
перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для
практической подготовки обучающихся.
Программой предусмотрены следующие виды работы:
− беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества
здоровья и коррекции нарушенных функций;
− выполнение физических упражнений на основе показа учителя;
− выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под
словесную инструкцию учителя;
− самостоятельное выполнение упражнений;
− занятия в тренирующем режиме;
− развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой
атлетики, формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр.
Обучение по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 8 классе
направлено на всестороннее развитие ребенка, развитие его потенциальных
возможностей.
В этот период применяется большое количество разнообразных методических
приемов, содействующих направленному развитию двигательных возможностей
подростков. В связи с увеличением индивидуальных различий обучающихся
дифференцируются задачи, содержание, темп программного материала, оценка их
достижений.
В процессе проведения уроков адаптивной физической культуры применяются
специфические и общепедагогические методы физического воспитания.
При обучении и закреплении движений применяются: методы строго
регламентированного упражнения, игровой и соревновательный.
Содержание разделов
Контрольные
Количество
№
Название раздела
работы
часов
(количество)
В процессе
1 Знания о физической культуре
обучения
2 Гимнастика
14
3 Легкая атлетика
20
4 Лыжная подготовка
16
5 Спортивные игры
18
68
Итого:
С учетом каждого региона вместо лыжной подготовки проводятся занятия на
открытом воздухе: гимнастика, легкая атлетика, игры; катание на коньках.
III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости,
отслеживание
результатов
параолимпийских
игр,
специальной
олимпиады
международного и федерального уровней;
испытание чувства гордости школьными успехами и достижениями как
собственными, так и своих товарищей, достигнутых в соревнованиях различного уровня;
формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными
компетенциями, использование доступных информационных технологий для
коммуникации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей.
Предметные:
Минимальный уровень:
− иметь представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья,
физического развития и физической подготовки человека;
− выполнять комплексы утренней гимнастики под руководством учителя;
− знать основные правила поведения на уроках физической культуры и осознанно их
применять;
− иметь представления о двигательных действиях;
− знать строевые команды и выполнять строевых действий по словесной инструкции;
− уметь вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
− ходить в различном темпе с различными исходными положениями;
−иметь представление о видах двигательной активности, направленных на
преимущественное развитие основных физических качеств, в процессе участия в
спортивных играх и эстафетах;
− взаимодействовать со сверстниками в организации и проведении спортивных игр,
соревнований;
− иметь представления о бережном обращении с инвентарём и оборудованием,
соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурноспортивных мероприятиях.
Достаточный уровень:
− практически освоить элементы гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки,
спортивных игр и других видов физической культуры;
− самостоятельно выполнять комплексы утренней гимнастики;
− выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки и
развития мышц туловища, развития основных физических качеств;
− участвовать в оздоровительных занятиях в режиме дня;
− знать виды двигательной активности в процессе физического воспитания;
выполнение двигательных действий;
− уметь подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении
общеразвивающих упражнений;
− совместно участвовать со сверстниками в спортивных играх и эстафетах;
− уметь оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам в
процессе участия в спортивных играх и соревнованиях; осуществлять их объективное
судейство;
− знать спортивные традиции своего народа и других народов;
− знать некоторые факторы из истории развития физической культуры, понимать её
роль и значение в жизнедеятельности человека;
− знать способы использования различного спортивного инвентаря в основных видах
двигательной активности;
− знать правила техники выполнения двигательных действий;
− знать организацию занятий по физической культуре с различной целевой
направленностью: на развитие быстроты, выносливости, силы, координации; знать
физические упражнения с различной целевой направленностью, их выполнять с заданной
дозировкой нагрузки;
− соблюдать требования техники безопасности в процессе участия в физкультурноспортивных мероприятиях.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть
представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Успеваемость по предмету «Адаптивная физическая культура» в 8 классах
определяется отношением обучающегося к занятиям, степенью формирования учебных
умений и навыков с учётом индивидуальных возможностей, а также осуществляется учёт
знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре.
При оценке предметных результатов учитель руководствуется следующими
критериями:
Оценка «5» ставится за верное выполнение задания. При этой оценке допускаются
мелкие ошибки (не влияющие на качество и результат выполнения). К ним можно отнести
неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ»
при приземлении.
Оценка «4» ставится, если обучающийся допускает несколько мелких или одну
значительную ошибку при выполнении упражнения.
К значительным ошибкам относятся такие, которые не вызывают особого
искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя
количественный показатель ненамного ниже. Примеры значительных ошибок:
− старт не из требуемого положения;
− отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в высоту, длину;
− несинхронность выполнения движений.
Оценка «3» ставится, если обучающийся ученик допустил не более одной
значительной ошибки и несколько мелких. Также оценку «удовлетворительно» может
получить ученик, совершивший несколько грубых ошибок, но при повторных попытках
улучшивший результат. Грубые ошибки – разновидность ошибок, при которых
искажается техника движения, а также влияют на качество и результат выполнения
упражнения.
Оценка «2»не ставиться.
Не снижается оценка обучающемуся, допускающему мелкие, значительные или
грубые ошибки, обусловленные его моторным развитием и избежать которых он не может
физически.
В целях реализации индивидуального и дифференцированного подхода при
развитии двигательных способностей обучающиеся класса делятся на группы с учётом их
двигательных и интеллектуальных способностей.
В процессе обучения осуществляется контроль по усвоению тем определённого
раздела программы, который будет отражать индивидуальные достижения учащихся,
усвоение учебного материала за курс 8 класса, что позволяет учителю делать выводы об
эффективности проводимой коррекционно-образовательной работы по адаптивной
физической культуре.
Обязательным для учителя является контроль уровня физического развития и
двигательной активности учащихся.
Два раза в год (в начале и в конце учебного года) проводится тестирование уровня
физической подготовленности, чтобы иметь объективные исходные оценки на начало
учебного года и в конец учебного года, отследить динамику в развитии конкретных
координационных и физических качеств.
Тесты для обучающихся в 8 классе
− бег 60м;
− прыжок в длину с места;
− сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа (м); поднимание туловища из виса лёжа
на перекладине (д);
− наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу;
− смешанное передвижение на 500 м;
− поднимание туловища, лёжа на спине, руки скрестно на плечи.
При оценке выполнения тестов обучающимися с лёгкой умственной отсталостью
(вариант 1) учитель применяет особый подход при принятии учебных нормативов и
использует адаптированные критерии, разрабатываемые индивидуально (или
дифференцированно) с учётом двигательных и интеллектуальных возможностей
обучающихся конкретного класса.
Возрастных нормативов для обучающихся с
умственной отсталостью нет. Учитель руководствуется планируемыми результатами
освоения программы по предмету и ориентируется на возможности обучающихся с
достаточным и минимальным уровнем освоения учебного материала.
Адаптированные учебные нормативы и испытания (тесты)
усвоения физических умений, развития физических качеств
у обучающихся 8 класса
Обучающиеся, допущенные к занятиям адаптивной физической культурой по
состоянию здоровья, проходят два раза в год испытания (тесты). Для каждой возрастной
ступени разработаны нормативы с учётом возможностей дифференцированных групп
обучающихся.
1. Цель проведения тестов в начале учебного года: определение функционального
состояния обучающихся, уровня физического развития.
2. Цель проведения тестов в конце учебного года: отслеживание динамики усвоения
умений, навыков и уровня физической подготовленности.
Место проведения: спортивная площадка, спортивный зал.
Оборудование: спортивная форма, секундомер, гимнастический коврик, рулетка,
свисток, флажок.
Проведение: после предварительной подготовки организма, учитель даёт
инструкцию по выполнению предстоящего теста, затем вызывает по одному (два)
обучающемуся для сдачи определённого вида испытания.
Действия, которые оцениваются при выполнении испытаний (тестов) у
обучающихся с достаточным уровнем освоения планируемых результатов:
1. Бег на 60 м: пробежать расстояние с максимальной скоростью, за наименьшее
время.
2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами: выполнить прыжок вперёд на
максимальное расстояние, не заступая носками на черту и приземлиться на две ноги.
3. Сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа на полу – отжаться от пола
максимальное количество раз.
4. Подтягивание из виса лёжа на перекладине (девочки): подтянуться максимальное
количество раз.
5. Наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу:
а) касание ладонями пола; б) пальцами рук пола; в) нижней части голени, не сгибая
колени.
6. Поднимание туловища из положения, лёжа на спине, руки на затылке
(оптимальное количество раз за 1 мин.).
7. Преодолеть расстояние 500 м без учёта времени, допускается по необходимости
комбинированное передвижение (чередование бега и ходьбы) без учёта времени.
Действия, которые оцениваются при выполнении испытаний (тестов) у
обучающихся с минимальным уровнем освоения планируемых результатов:
1. Бег 60 м: пробежать расстояние в среднем темпе, с правильной постановкой
стоп, в ходе передвижения – правильное сочетание рук и ног, не задерживая дыхание.
2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами: по возможности выполнить
прыжок в длину, не заступая носками за линию с правильным взмахом рук и мягко
приземлиться на две ноги.
3. Наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу: по возможности
выполнить наклон с касанием пальцами рук пола, нижней части голени с наименьшим
сгибанием колен.
4. Поднимание туловища из положения, лёжа на спине, руки скрестно на плечи
(количество раз 30 сек - 1 мин.), по необходимости – с помощью рук.
5. Бег в медленном, среднем темпе на 500 м без учёта времени, допускается по
необходимости комбинированное передвижение (чередование бега и ходьбы) без учёта
времени.
Учебные нормативы* и испытания (тесты)
развития физических качеств, усвоения умений, навыков
по адаптивной физической культуре(8 класс)
№
Виды испытаний
Показатели
п./п.
(тесты)
Учащиеся
Мальчики
Девочки
Оценка
«3»
«4»
«5»
«3»
«4»
«5»
1
Бег 60 м. (сек.)
9,8 и
12,6 и
12,59,7/9,5 9,4/9,0
11,9/11,3
больше
больше
12,0
2
Поднимание
туловища из
положения, лёжа на
24/20
29/25
35/30
15/12
22/16
35/23
спине (количество
раз за 1м.)
3
Прыжок в длину с
места толчком двумя 145/135 170/146 190/171 125/120 150/126 170/151
ногами (см.)
4
Сгибание и
разгибание рук в
9/7
15/10 19/16
8/5
9/6
12/8
упоре лёжа на полу
(количество раз)
5
Наклон вперёд из
и.п. стоя с прямыми
ногами на
+4
+7
+11
+5
+10
+15
гимнастической
скамейке (см ниже
уровня скамейки)
6
Бег на 500 м
Без учета времени
*данные нормативы являются относительными и усреднёнными и требуют корректировки
(адаптации) с учётом уровня психофизического развития и подготовленности
обучающихся конкретного класса
№
Тема
предмета
Кол-во
часов
IV.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программное
содержание
Дифференциация видов деятельности
Минимальныйуровень
Достаточный уровень
Легкая атлетика– 8 часов
1
Инструктаж по
техники
безопасности на
уроках легкой
атлетики.
Бег с переменной
скоростью до 5 мин
1
2
Медленный бег с
преодолением
препятствий
1
3
Запрыгивание на
препятствие высотой
до 50 - 60 см
1
Беседа по техники безопасности
на занятиях легкой атлетикой.
Выполнение упражнений в
ходьбе в определенном темпе с
выполнением заданий.
Определение значимости
развития физических качеств
средствами легкой атлетики в
трудовой деятельности
человека. Выполнение ходьбы с
заданиями.
Выполнение бега легко и
свободно, не задерживая
дыхание.
Выполнение упражнений в
ходьбе в определенном темпе с
выполнением заданий.
Выполнение запрыгивания на
препятствие.
Метание мяча в вертикальную
цель
Выполнение бега на отрезке с
ускорением 30 м.
Выполнение запрыгивания на
препятствие.
Выполнение метания мяча на
дальность из-за головы через
плечо
Слушают инструктаж о правилах
поведения на уроках легкой
атлетики, обосновывают
значимость развития физических
качеств средствами легкой
атлетики в трудовой
деятельности и жизни человека
(при необходимости, с помощью
учителя, по наводящим
вопросам).
Выполняют ходьбу с заданиями.
Выполняют бег с переменной
скоростью до 4 мин.
Слушают инструктаж о
правилах поведения на
уроках легкой атлетики
обосновывают значимость
развития физических
качеств средствами легкой
атлетики в трудовой
деятельности и жизни
человека.
Выполняют ходьбу с
заданиями. Выполняют бег
с переменной скоростью до
5 мин.
Выполняют ходьбу с заданиями
по инструкции учителя.
Выполняют бег с преодолением
препятствий (высота 10-30 см).
Выполняют метание мяча в
вертикальную цель
Выполняют ходьбу с
заданиями.
Выполняют бег с
преодолением препятствий
(высота 30-40 см).
Выполняют метание мяча в
вертикальную цель
Запрыгивают на
препятствие высотой 60 см.
Выполняют метания мяча
на дальность из-за головы
через плечо с 4-6 шагов с
разбега
Выполняют бег. Запрыгивают и
спрыгивают с препятствия до 50
см.
Выполняют метания мяча на
дальность из-за головы через
плечо с места
4
Бег на отрезках до 30
м. Беговые
упражнения
1
5
Равномерный бег
500 м
1
6
Метание набивного
мяча (2-3 кг) двумя
руками снизу, из-за
головы, через голову
1
7
Бег на короткую
дистанцию 60 м
низкого старта
1
8
Бег с низкого старта
на дистанции 60- 80
м
1
Выполнение беговых
упражнений и
последовательности их
выполнения.
Выполнение беговых
упражнений, быстрого бега на
отрезках.
Метание мяча на дальность
Выполнение специальнобеговых упражнений.
Выполнение бега на средние
дистанции, распределяя свои
силы в беге на дистанции.
Метание мяча на дальность
Выполнение специальнобеговых упражнений.
Выполнение бега 60 м с
ускорением и на время.
Выполнение броска набивного
мяча, согласовывая движения
рук и туловища
Выполнение специальнобеговых упражнений.
Освоение понятия низкий старт.
Демонстрирование техники
стартового разгона,
переходящего в бег по
дистанции. Выполнение броска
набивного мяча, согласовывая
движения рук и туловища
Выполнение специальнобеговых упражнений.
Освоение понятия низкий старт.
Демонстрирование техники
стартового разгона,
переходящего в бег по
дистанции. Выполнение броска
набивного мяча, согласовывая
движения рук и туловища
Выполняют беговые
упражнения, бегут с ускорением
на отрезках до 30 м -1 раз.
Выполняют метания мяча на
дальность с места
Выполняют беговые
упражнения, бегут с
ускорением на отрезках до
30 м -2-3 раза. Выполняют
метания мяча на дальность
Выполняют беговые упражнения.
Выполняют кроссовый бег до
300 м (допускается смешанное
передвижение).
Метание мяча на дальность
Выполняют беговые
упражнения. Выполняют
кроссовый бег до 300 м
(девочки), на дистанцию
500 м (мальчики).
Метание мяча на дальность
Выполняют специальнобеговые упражнения. Бегут
60 м с ускорением и на
время. Бросают набивной
мяч из различных исходных
положений (весом 2-3 кг).
Выполняют специально-беговые
упражнения. Бегут 60 м с
ускорением и на время. Бросают
набивной мяч из различных
исходных положений (весом 1-2
кг)
Выполняют специально-беговые
упражнения. Начинают бег с
низкого старта на 60 м. Бросают
набивной мяч из различных
исходных положений ( весом 1-2
кг)
Выполняют специальнобеговые упражнения.
Начинают бег с низкого
старта на 80 м. Бросают
набивной мяч из различных
исходных положений
(весом 2- 3 кг)
Выполняют специально-беговые
упражнения. Начинают бег с
низкого старта на 60 м. Бросают
набивной мяч из различных
исходных положений ( весом 1-2
кг)
Выполняют специальнобеговые упражнения.
Начинают бег с низкого
старта на 80 м. Бросают
набивной мяч из различных
исходных положений
(весом 2- 3 кг)
9
Инструктаж по ТБ
на уроках
спортивных играх.
Ведение мяча с
изменением
направления
1
10
Ведение мяча с
изменением
направления
1
11
Ведение мяча с
обводкой
препятствий
1
12
Ведение мяча с
обводкой
препятствий
1
13
Бросок мяча по
корзине одной рукой
от головы
1
14
Штрафной бросок
1
Спортивные игры – 10 часов
Беседа по ТБ, санитарноОтвечают на вопросы по
гигиенические требования к
прослушанному материалу с
занятиям баскетболом, права и
опорой на визуальный план (с
обязанности игроков на
использованием системы
площадке, предупреждение
игровых, сенсорных поощрений).
травматизма.
Останавливаются по сигналу
Выполнение стойки
учителя, выполняют повороты на
баскетболиста, передачи мяча
месте с мячом в руках, передают
двумя руками от груди с шагом и ловят мяч двумя руками от
навстречу друг другу.
груди в парах на месте (на основе
Выполнение ведения мяча на
образца учителя). Ведут мяч
месте и в движении.
одной рукой на месте и в
Выполнение ведения мяча с
движении шагом. Выполняют
изменением направлений
ведение мяча с изменением
направлений (без обводки и с
обводкой)
Выполнение передвижений без Выполняют передвижение без
мяча, остановку шагом.
мяча, остановку шагом.
Выполнение ведения мяча с
Выполняют ведение мяча с
обводкой условных
обводкой условных противников.
противников.
Выполняют передачу мяча двумя
Выполнение передачи мяча
руками от груди в парах с
двумя руками от груди в парах
продвижением вперед
с продвижением вперед
Выполнение передачи мяча
двумя и одной рукой в парах,
тройках в движении.
Выполнение бросков по
корзине одной рукой от головы
с места, демонстрирование
элементов техники баскетбола
Совершенствование бросков
мяча по корзине.
Освоение правил игры и
штрафного броска. Выполнение
передачи мяча двумя и одной
рукой в парах, тройках в
Передают мяч с продвижением
вперед двумя руками и бросают
мяч в корзину одной рукой от
головы с места после
инструкции учителя
Осваивают правила игры и
штрафного броска. Передают
мяч с продвижением вперед
двумя руками и бросают мяч в
корзину двумя руками от груди с
места после инструкции учителя
Отвечают на вопросы по
прослушанному материалу.
Останавливаются по
сигналу учителя,
выполняют повороты на
месте с мячом в руках,
передают и ловят мяч
двумя руками от груди в
парах (на основе образца
учителя).
Ведут мяч одной рукой на
месте и в движении шагом
Выполняют повороты в
движении без мяча и после
получения мяча в движении
Выполняют передвижение
без мяча, остановку шагом.
Выполняют ведение мяча с
обводкой условных
противников
Выполняют передачу мяча
двумя руками от груди в
парах с продвижением
вперед
Передают мяч двумя и
одной рукой в парах,
тройках, с продвижением
вперед и бросают мяч в
корзину одной рукой от
головы с места
Осваивают правила игры и
штрафного броска.
Передают мяч двумя и
одной рукой в парах,
тройках, с продвижением
вперед и бросают мяч в
15
Вырывание и
выбивание мяча
1
16
Вырывание и
выбивание мяча
Комбинации из
основных элементов
техники
перемещений и
владении мячом.
Учебная игра по
упрощенным
правилам
Комбинации из
основных элементов
техники
перемещений и
владении мячом.
Учебная игра по
упрощенным
правилам
1
17
18
19
Перестроение из
колонны по одному
в колонну по два (на
месте).
1
1
1
движении. Выполнение бросков
по корзине двумя руками от
груди с места.
Освоение способов вырывания
и выбивания мяча с
демонстрацией учителем.
Выполнение вырывание,
выбивание, ловлю, передачу и
ведения мяча в парах
Выполнение упражнений с
набивными мячами: броски
мяча с близкого расстояния, с
разных позиций и расстояния.
Выполняют ведение мяча с
передачей, с последующим
броском в кольцо.
Учебная игра по упрощенным
правилам
корзину двумя руками от
груди с места
Осваивают способы вырывания и
выбивания мяча по инструкции и
показу учителем.
Выполняют упражнения в парах
после инструкции учителя и
ориентируясь на образец
выполнения обучающимися из
более сильной группы
Выполняют упражнения с
набивными мячами. Ведут,
бросают, подбирают мяч в
процессе учебной игры
Гимнастика - 14 часов
Выполнение строевых действий Выполняют строевые действия
согласно расчету и команде.
под щадящий счёт. Сочетают
Освоение перестроения из
ходьбу и бег в колонне.
колонны по одному в колонну
Выполняют упражнения со
по два и по три на месте.
скакалкой. Прыгают через
Тренировочные упражнения
скакалку на месте в равномерном
сочетание ходьбы и бега в
темпе на двух ногах
колонне. Выполнение
произвольным способом
упражнений со скакалкой.
Выполнение прыжков через
скакалку на месте в
Осваивают способы
вырывания и выбивания
мяча.
Выполняют упражнения в
парах
Выполняют упражнения с
набивными мячами. Ведут,
бросают, подбирают мяч в
процессе учебной игры
Выполняют строевые
действия.
Сочетают ходьбу и бег в
колонне. Выполняют
упражнения со скакалкой.
Прыгают через скакалку на
месте в равномерном темпе
на двух, одной ноге
произвольным способом
равномерном темпе
Ориентирование в
пространстве, сохранение
равновесия при движении по
скамейке.
Выполнение перестроений на
месте.
Прыжки через скакалку на
одной, двух ногах
20
Повороты направо,
налево, кругом
(переступанием).
Упражнения на
равновесие
1
Выполняют строевые действия
под щадящий счёт. Выполняют
перестроение из колонны по
одному в колонну по два, по три
на месте. Выполняют ходьбу по
гимнастической скамейке с
различными положениями рук.
Прыгают через скакалку на месте
в равномерном темпе на двух
ногах произвольным способом
21
Упражнения на
преодоление
сопротивления
1
Выполнение строевых действий
и команд.
Тренировочные упражнения на
изменение скорости
передвижения при ходьбе/ беге.
Выполнение упражнений на
преодоление сопротивления
Выполняют строевые команды и
действия под щадящий счёт.
Изменяют скорость
передвижения при ходьбе/ беге.
Выполняют упражнений на
преодоление сопротивления
меньшее количество раз
22
Упражнения на
развитие ориентации
в пространстве
1
Выполнение ходьбы «змейкой»,
«противоходом».
Выполнение упражнений со
сложенной скакалкой в
различных исходных
положениях, прыжки через
скакалку на двух и одной ноге.
Выполняют ходьбу «змейкой»,
«противоходом». Выполняют
комплекс упражнений со
скакалкой меньшее количество
раз. Прыгают через скакалку на
месте в равномерном темпе на
двух ногах произвольным
способом
23
Упражнения на
укрепление мышц
туловища, рук и ног
1
Выполнение фигурной
маршировки.
Выполнение упражнений на
укрепление мышц туловища,
рук и ног
Выполняют фигурную
маршировку за другим
учащимся, ориентируясь на
образец выполнения впереди
идущего учащегося. Выполняют
упражнения с
дифференцированной помощью
учителя
Выполняют строевые
действия. Выполняют
перестроение из колонны
по одному в колонну по
два, по три на месте.
Выполняют ходьбу по
гимнастической скамейке с
различными положениями
рук. Прыгают через
скакалку на месте в
равномерном темпе на
двух, одной ноге
произвольным способом
Выполняют строевые
команды и действия.
Изменяют скорость
передвижения при ходьбе/
беге. Выполняют
упражнений на
преодоление сопротивления
Выполняют ходьбу
«змейкой»,
«противоходом».
Выполняют комплекс
упражнений со скакалкой.
Прыгают через скакалку на
месте в равномерном темпе
на двух, одной ноге
произвольным способом
Выполняют фигурную
маршировку. Выполняют
переноску, передачу мяча
сидя, лежа в различных
направлениях. Выполняют
упражнения по показу
24
Упражнения с
сопротивлением
1
Выполнение упражнений с
элементами единоборств,
сохранение равновесия при
движении на скамейке
Выполняют упражнения на
равновесие на скамейке:
повороты с различными
движениями рук, с хлопками под
ногой, повороты на носках,
прыжки с продвижением вперед (
на полу), комплекс упражнений с
сопротивлением (3-5
упражнений)
25
Упражнения с
гимнастическими
палками
1
Согласование движения палки с
движениями туловища, ног.
Составление и выполнение
комбинации на скамейке
Выполняют 4-6 упражнений с
гимнастической палкой.
Выполняют доступные
упражнения на равновесие
26
27
Опорный прыжок
Опорный прыжок
1
1
Выполнение прыжка согнув
ноги через козла, коня в
ширину. Преодоление
нескольких препятствий
различными способами
Выполняют наскок в стойку на
коленях. Преодолевают
несколько препятствий с
помощью учителя ( по
возможности)
28
Упражнения для
формирования
правильной осанки
1
Переноска 2- 3 набивных мячей
весом до 7-8 кг.
Переноска гимнастического
коня и козла, матов на
расстояние до 15 м.
Выполнение прыжка согнув
ноги через козла, коня в
ширину.
Выполняют наскок в стойку на
коленях. Переносят 1- 2
набивных мячей весом до 5-6 кг.
Переносят гимнастического коня
и козла, маты на расстояние до
10 м.
29
Упражнения со
скакалками
1
Выполнение упражнений со
скакалкой.
Выполнение прыжковых
упражнений с точностью
прыжка
Выполняют упражнения со
скакалкой после обучающей
помощи учителя. Выполняют
прыжковые упражнения под
контролем учителя
30
Упражнения с
гантелями
1
Выполнение упражнений с
гантелями.
Выполняют упражнения с
гантелями меньшее количество
Выполняют упражнения на
равновесие на скамейке:
повороты с различными
движениями рук, с
хлопками под ногой,
повороты на носках,
прыжки с продвижением
вперед ( на полу), комплекс
упражнений с
сопротивлением
Составляют и
демонстрируют
комбинацию на скамейке.
Выполняют упражнения с
гимнастической палкой
Выполняют опорный
прыжок ноги врозь через
козла, коня в ширину с
помощью учителя.
Преодолевают несколько
препятствий
Выполняют опорный
прыжок ноги врозь через
козла, коня в ширину с
помощью учителя.
Переносят 2- 3 набивных
мячей весом до 7-8 кг.
Переносят гимнастического
коня и козла, маты на
расстояние до 15 м.
Выполняют упражнения со
скакалкой по показу и
инструкции учителя.
Выполняют прыжковые
упражнения после
инструкции
Выполняют упражнения с
гантелями. Выполняют
Упражнения для
развития
пространственновременной
дифференцировки и
точности движений
Упражнения для
развития
пространственновременной
дифференцировки и
точности движений
1
33
Одновременный
одношажный ход
1
34
Одновременный
одношажный ход
1
35
Коньковый ход
1
36
Коньковый ход
1
37
Торможение и
поворот «плугом»
1
31
32
1
Выполнение прыжковых
упражнений с точностью
прыжка
Выполнение построения в
колонну по два, соблюдая
заданное расстояние.
Выполнение прыжка в длину с
места на заданное расстояние
без предварительной отметки.
Передача набивного мяча сидя,
стоя из одной руки в другую
над головой
повторений. Выполняют
прыжковые упражнения под
контролем учителя
Выполняют построение в
колонну по два, соблюдая
заданное расстояние (по
ориентирам). Прыгают в длину с
места на заданное расстояние с
предварительной отметки.
Передают набивной мяч сидя,
стоя из одной руки в другую над
головой меньшее количество
повторений
Зимние тгры – 16 часов
Выполнение строевых действий Смотрят показ с объяснением.
с лыжами.
Совершенствуют технику
Беседа о технике безопасности
выполнения строевых команд и
во время передвижений с
приемов.
лыжами под рукой и на плече.
Смотрят показ с объяснением
Освоение техники
техники одновременного
одновременного одношажного
одношажного хода и выполняют
хода
передвижение на лыжах
Передвижение одновременным
одношажным ходом по лыжне.
Освоение техники конькового
хода с последующей
демонстрацией.
Выполнение техники
передвижения коньковым
ходом на короткой дистанции
100-150 метров.
Освоение способа торможения
на лыжах.
Демонстрация способа
торможения «плугом».
Выполнение торможения
Смотрят показ с объяснением.
Осваивают технику
передвижения коньковым ходом
на короткой дистанции 100-150
метров по возможности.
Смотрят показ с объяснением.
Осваивают технику торможения
«плугом» после инструкции и
неоднократного показа учителем.
Выполняют разбег на короткой
прыжковые упражнения
после инструкции
Выполняют построение в
колонну по два, соблюдая
заданное расстояние.
Прыгают в длину с места на
заданное расстояние без
предварительной отметки.
Передают набивной мяч
сидя, стоя из одной руки в
другую над головой
Смотрят показ с
объяснением.
Совершенствуют технику
выполнения строевых
команд и приемов.
Смотрят показ с
объяснением техники
одновременного
одношажного хода и
выполняют передвижение
на лыжах
Смотрят показ с
объяснением. Осваивают
технику передвижения
коньковым ходом на
короткой дистанции 100150 метров.
Смотрят показ с
объяснение техники
выполнения торможения.
Осваивают технику
торможения «плугом».
«плугом» на дистанции 100м
после разбега. Выполнение
передвижения
комбинированными способами
ходов.
дистанции с торможением по
очереди ориентируясь на образец
выполнения обучающимися из 2
группы.
Выполняют
комбинированное
торможение лыжами и
палками. Выполняют разбег
на короткой дистанции с
торможением по очереди
Совершенствуют
различные способы
торможение лыжами и
палками.
Выполняют передвижение
коньковым ходом по
возможности
Смотрят показ с
объяснением. Слушают
правила игры. Играют в
игры на лыжах по
инструкции учителя
Выполняют
комбинированное
торможение лыжами и
палками. Передвигаются в
быстром темпе на отрезке
от 40- 60 м.
38
Комбинированное
торможение лыжами
и палками
1
Совершенствование различных
способов торможения на
лыжах. Передвижение
коньковым ходом
Совершенствуют различные
способы торможение лыжами и
палками (по возможности).
Выполняют передвижение
коньковым ходом по
возможности (по возможности)
39
Игра «Гонка на
выбывание»
Игра «Гонка на
выбывание»
1
Освоение техники изученных
способов передвижения в
игровой деятельности
Смотрят показ с объяснением.
Слушают правила игры. Играют
в игры на лыжах (по
возможности)
Повторное
передвижение в
быстром темпе на
отрезках 40-60 м
Повторное
передвижение в
быстром темпе на
отрезках 40-60 м
Повторное
передвижение в
быстром темпе по
кругу 100-150 м
1
Тренировочные упражнения на
комбинированное торможение
на лыжах.
Прохождение на лыжах
отрезков на скорость
Осваивают комбинированное
торможение лыжами и палками
(по возможности).
Передвигаются в быстром темпе
на отрезке от 30- 40 м
Повторное
передвижение в
быстром темпе по
кругу 100-150 м
Игры на лыжах:
«Пятнашки
простые», «Самый
1
Выполнение поворота махом на
лыжах.
Сохранение равновесия при
спуске со склона в высокой
стойке, закрепление изученной
техники подъема
Выполняют поворот махом на
месте на лыжах по инструкции и
показа учителя. Проходят на
скорость отрезок на время от
100- 150 м (девочки- 1 раз,
мальчики- 2 раза)
Выполняют поворот махом
на месте на лыжах.
Проходят на скорость
отрезок на время от 100150 м (девочки- 3-5 раз,
мальчики- 5-7 раз)
Совершенствование техники
передвижения без палок,
развитие ловкости в играх на
Смотрят показ с объяснением.
Слушают правила игры. Играют
в игры на лыжах (по
Смотрят показ с
объяснением.
Слушают правила игры.
40
41
42
43
44
45
1
1
1
1
меткий»
лыжах
возможности)
Играют в игры на лыжах
Смотрят показ с
объяснением.
Слушают правила игры.
Играют в игры на лыжах
по инструкции учителя
Проходят дистанцию без
учета времени 2 км
Игры на лыжах :
«Переставь флажок»,
«Попади в круг»,
«Кто быстрее»,
«Следи за сигналом»
Прохождение на
лыжах за урок от 1
до 2 км
Прохождение на
лыжах за урок от 1
до 2 км
1
Освоение техники изученных
способов передвижения в
игровой деятельности
Смотрят показ с объяснением.
Слушают правила игры. Играют
в игры на лыжах (по
возможности)
1
Прохождение дистанции на
лыжах за урок
Проходят дистанцию без учета
времени 1 км
49
Инструктаж по
технике
безопасности на
уроках по
спортивным играм.
1
50
Передача мяча
сверху и снизу двумя
руками на месте в
волейболе
1
46
47
48
1
Спортивные игры- 8 часов
Беседа по технике
Слушают инструктаж о правилах
безопасности, санитарноповедения на уроках легкой
гигиенические требования к
атлетики. Выполняют ходьбу в
занятиям волейболом, права и
определённом темпе. Выполняют
обязанности игроков на
упражнения (3-4 вида) в ходьбе
площадке, предупреждение
с заданиями по инструкции
травматизма.
учителя
Выполнение техники передачи
мяча сверху и снизу двумя
руками на месте
Слушают инструктаж о
правилах поведения на
уроках легкой атлетики.
Выполняют ходьбу в
определённом темпе.
Выполняют упражнения
(4-6 видов) в ходьбе с
заданиями по инструкции
учителя
Выполняют ходьбу в
Выполняют упражнения
определённом темпе. Выполняют (4-6 видов) в ходьбе с
упражнения (3-4 вида) в ходьбе заданиями по инструкции
с заданиями по инструкции
учителя. Выполняют прием
учителя. Выполняют прием и
и передачу мяча снизу и
передачу мяча снизу и сверху,
сверху, передачу двумя
передачу двумя руками на месте руками на месте
(по возможности)
51
Нижняя прямая
подача
1
Совершенствование техники
нижней прямой подачи.
Совершенствование стойки во
время выполнения нижней
прямой подачи.
Совершенствование техники
нижней прямой подачи
52
Верхняя прямая
подача
1
Определение способов подачи
мяча в волейболе.
Совершенствование техники
нижней прямой подачи.
Освоение техники стойки во
время выполнения верхней
прямой подачи.
Выполнение верхней прямой
подачи
53
Прием мяча снизу в
две руки
1
54
Прием мяча снизу в
две руки
1
Освоение техники приема мяча
в две руки. Демонстрация
приема мяча снизу.
Выполнение верхней прямой
подачи группами с приемом
мяча по очереди.
Выполнение техники приема
мяча снизу двумя руками.
Выполняют техники нижней
прямой подачи по инструкции
учителя.
Выполняют стойку во время
нижней прямой подачи по
неоднократной инструкции и
показу учителя.
Выполнение нижней прямой
подачи по инструкции учителя
Смотрят показ с объяснением
технике правильного
выполнения верхней прямой
подачи. Определяют способы
подачи мяча в волейболе.
Выполняют техники верхней
прямой подачи по инструкции
учителя.
Выполняют стойку во время
верхней прямой подачи по
неоднократной инструкции и
показу учителя.
Выполнение верхней прямой
подачи по инструкции учителя и
ориентируясь на образец
выполнения обучающимися из
более сильной группы
Осваивают технику приема мяча
в две руки. Смотрят показ с
объяснением технике
правильного выполнения
техники приема мяча в две руки.
Выполнение верхней прямой
подачи группами с приемом мяча
по очереди по возможности,
ориентируясь на образец показа
учителем.
Выполнение техники приема
мяча снизу двумя руками по
инструкции и показу учителя.
Выполняют техники
нижней прямой подачи по
инструкции учителя.
Выполняют стойку во
время нижней прямой
подачи по неоднократной.
Выполнение нижней
прямой подачи
Смотрят показ с
объяснением технике
правильного выполнения
верхней прямой подачи.
Определяют способы
подачи мяча в волейболе.
Выполняют техники
верхней прямой подачи по
инструкции учителя.
Выполняют стойку во
время верхней прямой
подачи по неоднократной.
Выполнение верхней
прямой подачи
Осваивают технику приема
мяча в две руки. Смотрят
показ с объяснением
технике правильного
выполнения техники
приема мяча в две руки.
Выполнение верхней
прямой подачи группами с
приемом мяча по очереди.
Выполнение техники
приема мяча снизу двумя
руками.
Прыжки с места и с
шага в высоту и
длину (2-3 серии
прыжков по 5-10
прыжков за урок).
Учебная игра в
волейбол
Прыжки с места и с
шага в высоту и
длину (2-3 серии
прыжков по 5-10
прыжков за урок).
1
57
Бег на короткую
дистанцию
1
58
Бег на среднюю
дистанцию (400 м)
1
55
56
Сочетание работу рук, ног в
прыжках у сетки.
Закрепление правил перехода
по площадке.
Выполнение игровые действий
соблюдая правила игры
Прыгают вверх с места и с шага,
у сетки (1-2 серии прыжков по 55 прыжков за урок).
Выполняют переход по
площадке, играют в учебную
игру ( по возможности)
Прыгают вверх с места и с
шага, у сетки.
Выполняют переход по
площадке, играют в
учебную игру
Сочетание работу рук, ног в
Прыгают вверх с места и с шага,
прыжках у сетки.
у сетки (1-2 серии прыжков по 5Закрепление правил перехода
5 прыжков за урок).
по площадке.
Выполняют переход по
Выполнение игровые действий площадке, играют в учебную
соблюдая правила игры
игру ( по возможности)
Легкая атлетика – 12 часов
Выполнение ходьбы группами
Выполняют ходьбу группами
наперегонки.
наперегонки. Выполняют
Выполнение перепрыгиваний
перепрыгивания через набивные
через набивные мячи
мячи (расстояние 80-100см,
Выполнение бега с высокого
длина 4 метра). Выполняют бег с
старта, стартовый разбега и
высокого старта, стартовый
старта из различных исходных
разбега и старта из различных
положений.
исходных положений.
Выполнение метания мяча в
Выполняют метание мяча в пол
пол на дальность отскока
на дальность отскока
Прыгают вверх с места и с
шага, у сетки.
Выполняют переход по
площадке, играют в
учебную игру
Выполнение ходьбы на
отрезках от 100 до 200 м.
Выполнение бега на среднюю
дистанцию.
Выполнение метания малого
мяча на дальность с места
(коридор 10 м)
Проходят отрезки от 100 до 200
м. Выполняют кроссовый бег на
дистанцию 200м.
Выполняют метание малого мяча
на дальность с места (коридор
10м)
Выполняют эстафетный бег
(по кругу 60 м) с
правильной передачей
эстафетной палочки.
Выполняют
перепрыгивания через
набивные мячи (расстояние
80-100см, длина 5 метров).
Выполняют бег с низкого
старта, стартовый разбега и
старта из различных
исходных положений.
Выполняют метание мяча в
пол на дальность отскока
Проходят отрезки от 100 до
200 м. Выполняют
кроссовый бег на
дистанцию 400м.
Выполняют метание малого
мяча на дальность с 3 шагов
разбега (коридор 10м)
59
Прыжок в длину с
полного разбега
1
60
Прыжок в длину с
полного разбега
1
61
Толкание набивного
мяча весом до 2-3 кг
с места на дальность
1
62
Метание теннисного
мяча на дальность с
полного разбега по
коридору 10 м
1
63
Метание теннисного
мяча на дальность с
полного разбега по
коридору 10 м
1
64
1
66
Ходьба на скорость
15-20 мин. в
различном темпе с
изменением шага
Ходьба на скорость
15-20 мин. в
различном темпе с
изменением шага
Эстафета 4*60 м
67
Эстафета 4*60 м
1
65
1
1
Выполнение бега 60 м с
ускорением и на время.
Выполнение упражнений в
подборе разбега для прыжков в
длину.
Выполнение метания на
дальность из-за головы через
плечо с 4-6 шагов разбега
Выполнение упражнений в
подборе разбега для прыжков в
длину.
Толкание набивного мяча на
дальность
Бегут 60 м с ускорением и на
время. Выполняют прыжок в
длину с 3-5 шагов разбега.
Выполняют метание на
дальность из-за головы через
плечо с 4-6 шагов разбега
Выполнение бега на дистанции
40 м (3-6 раза) за урок, на 60м –
3 раза.
Выполнение упражнений в
подборе разбега для прыжков в
длину.
Метание теннисного мяча на
дальность с полного разбега по
коридору 10 м
Ходьба на скорость 15-20 мин.
в различном темпе с
изменением шага.
Метание мяча с полного разбега
на дальность в коридор 10 м
Выполнение бега на дистанции
40 м (2-4 раза) за урок, на 60м – 1
раз.
Выполняют прыжок в длину с 35 шагов разбега.
Выполняют метание малого мяча
на дальность с места ( коридор
10 м)
Выполнение специальнобеговых упражнений.
Освоение техники передачи
эстафетной палочки.
Выполнение эстафетного бега
Демонстрируют выполнение
специально- беговых
упражнений. Выполняют
эстафетный бег с этапами до 30 м
Выполняют прыжок в длину с 35 шагов разбега. Смотрят показ с
объяснением техники толкания
набивного мяча весом до 2 кг.
Толкают набивной мяч меньшее
количество раз
Идут на скорость 10-15 мин. в
различном темпе с изменением
шага. Осваивают метание малого
мяча на дальность с места
(коридор 10 м)
Бегут 60 м с ускорением и
на время. Выполняют
прыжок в длину с полного
разбега.
Выполняют метание на
дальность из-за головы
через плечо с 4-6 шагов
разбега
Выполняют прыжок в
длину с полного разбега.
Смотрят показ с
объяснением техники
толкания набивного мяча
весом до 2 кг.
Толкают набивной мяч
весом до 3 кг
Выполнение бега на
дистанции 40 м (3-6 раза) за
урок, на 60м – 3 раза.
Выполняют прыжок в
длину с полного разбега.
Выполняют метание малого
мяча на дальность с
полного разбега ( коридор
10 м)
Идут на скорость 15-20
мин. в различном темпе с
изменением шага.
Выполняют метание малого
мяча на дальность с места
(коридор 10 м)
Выполняют специальнобеговые упражнения.
Пробегают эстафету (4 * 60
м)
68
Кроссовый бег до
2000 м
1
Выполнение специальнобеговых упражнений.
Закрепление тактики бега на
длинной дистанции.
Демонстрируют выполнение
специально- беговых
упражнений. Бегут кросс на
дистанции 1,5 км
Выполняют специальнобеговые упражнения. Бегут
кросс на дистанции 2 км