Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Учебный план индивидуального обучения на дому( вариант 4.3) 4 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к индивидуальному учебному плану
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Целинной основной школы-интерната № 15
(Вариант 4.3)
Учебный план МБОУ Целинной ОШИ № 15 составлен в соответствии с требованиями Федерального
государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ.
Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки, состав и
структуру обязательных предметных областей, курсов коррекционно-развивающей области, в том числе
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план разработан на основе следующей нормативно-правовой базы:
1.Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с
последующими изменениями и дополнениями.
2. Постановления от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных норм и правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодёжи».
3. Постановления от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания».
4.Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021г. № 115 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования» с последующими изменениями и дополнениями.
5.Приказа Министерства образования Республики Хакасия от 25.07.2013 №100-714 «Об утверждении
Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной
организации, и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а
также детей - инвалидов в части организации обучения по основным образовательным программам на дому или
в медицинских организациях».
6.Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов
социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной
инфекции (COVID-19)», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 30.06.2020г. № 16.
7.Адаптированной основной общеобразовательной программы.
Продолжительность учебного года составляет: 1-й год обучения — 33 недели, 2 – 5 годы обучения – не менее
34 недель.
Продолжительность урока составляет: 1-й год обучения – 35 минут, 2 – 5 годы обучения – 40 минут.
Продолжительность перемен между уроками 10 минут, после 1-го и 3-го уроков – по 20 минут.
Продолжительность группового коррекционного занятия составляет: 1-й год обучения – 35 минут, 2 – 5 годы
обучения – 40 минут. Продолжительность индивидуального коррекционного занятия составляет 20 минут.
Учитывая психофизические возможности слепых и слабовидящих с интеллектуальной недостаточностью,
учебные занятия проводятся в режиме 5-ти дневной учебной недели. Уроки проводятся в одну смену.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений. Обязательная часть составляет 70%, а часть, формируемая участниками
образовательных отношений – 30% от общего объёма.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных предметных
областей и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение
важнейших целей современного начального общего образования:
- формирование гордости за свою страну, приобщение к общекультурным, национальным и этнокультурным
ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
- личностное развитие слепого обучающегося с интеллектуальной недостаточностью в соответствии с его
индивидуальностью;
- минимизацию негативного влияния нарушенного зрения, сочетающегося с интеллектуальной
недостаточностью на развитие обучающегося и профилактику возникновения вторичных отклонений.
Обязательная часть содержит перечень учебных предметов: «Русский язык», «Чтение (Литературное
чтение)», «Окружающий мир», «Математика», «Технология», «Физическая культура».

Коррекционно-развивающая область включает следующие курсы: «Социально-бытовая и пространственная
ориентировка», «Индивидуальные коррекционные занятия» с учителем – дефектологом и учителем логопедом, которые являются обязательными и проводятся в форме индивидуальных коррекционных занятий.
Раздел включает изучение обязательных учебных предметов, содержание которых приспособлено к
возможностям школьника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Язык и речевая практика. На уроках русского языка на уровне начального образования обучающиеся
научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения. У обучающихся, освоивших
адаптированную общеобразовательную программу, сформируются определенные навыки устной и письменной
речи в пределах их способностей и психического развития.
На уроках чтения ведется работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и
зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки. Обучение
осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.
Математика. Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с
отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми
навыками. Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи - коррекцией и
развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия,
самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать
свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение математике носит практическую
направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению
профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в
нестандартных ситуациях.
Естествознание. Предмет «Окружающий мир» способствует формированию у умственно отсталых
обучающихся младших классов комплекса представлений и умений, обеспечивающих адекватное возрасту и
социальной ситуации жизни ребёнка понимание явлений окружающего мир; накопление опыта безопасного
взаимодействия с объектами и явлениями окружающего мира, подготовку к дальнейшему обучению.
Технология. Обучение ручному труду в младших классах направлено на воспитание трудолюбия,
настойчивости, умения работать в коллективе, уважение к людям труда, профессиям. Наряду с этим на занятиях
трудом решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности:
наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического
развития, особенно мелкой моторики рук.
Коррекционно-развивающая работа включает в себя курсы:
- Индивидуальные коррекционные занятия «Логопедические занятия». На логопедических занятиях работа
проводится в следующих направлениях: развитие всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексикограмматической, синтаксической), связной речи, обогащение словарного запаса, коррекция нарушений чтения
и письма, развитие коммуникативной функции речи, расширение представлений об окружающей
действительности, развитие познавательной сферы;
- Индивидуальные коррекционные занятия (сенсорное развитие) с педагогом-психологом (1 час). В ходе
занятий применяются разные формы взаимодействия с обучающимися, направленные на преодоление или
ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных
отношений учащихся.
- Социально – бытовая и пространственная ориентировка (дефектологические занятия 2 часа) направлены
на:
-развитие познавательной сферы (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной,
мнемической и мыслительной деятельности);
-развитие эмоционально-личностной сферы (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование
позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности,
формирование навыков самоконтроля);
-развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции (развитие способности к эмпатии,
сопереживанию;
-формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение
социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения).
На обязательные индивидуальные коррекционные занятия составляется отдельное расписание.
Продолжительность занятий 20 минут.
Внеурочная деятельность представлена следующими программами:
Программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» (1 час в неделю) направлена на развитие
физических и волевых способностей и коррекцию двигательного аппарата.
«Разговоры о важном» - цикл еженедельных внеурочных занятий, построенных с учетом необходимости
соблюдения единства образовательного контекста, в котором оказывается школьник вне зависимости от
региона проживания, гарантирующий каждому обучающемуся доступ к интересному, полезному,

просветительскому контенту, идеям, основанным на традиционных ценностях Российской Федерации.
Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность
личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину,
народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической
принадлежности.
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных
условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью,
организации их свободного времени.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: творческой и физической самореализации
обучающихся с умственной отсталостью в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение
личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей
действительности, социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в
детском сообществе.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры.
Дидактический и раздаточный материал. Пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки,
ребусы, кроссворды, головоломки. Дидактический материал в большинстве своем дается в занимательной
форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный
мир природы, учит их любить и чувствовать окружающий мир природы
Обучение по предметам: русский язык и труд(технология) будут проводиться комбинированно: 3 часа
(русский язык) в классе и 1 час индивидуально, 1 час труд (технология) в классе и 1 час индивидуально.
МБОУ Целинная ОШИ № 15 самостоятельно определяет технологии, способы организации деятельности
обучающихся в процессе освоения курсов коррекционно-развивающей области.
Часы коррекционно-развивающей области, не входят в предельно допустимую учебную нагрузку,
проводятся во внеурочное время. Реализация данной области осуществляется за счет часов, отводимых на
внеурочную деятельность (5 часов в неделю в течение всего срока обучения на уровне НОО).
С целью реализации «ступенчатого» метода постепенного наращивания учебной нагрузки в первый год
обучения обеспечивается организация адаптационного периода.
В течение первого и второго года обучения действует безотметочная система оценивания знаний
обучающихся. Образовательная деятельность осуществляется без обязательных домашних заданий и без записи
в классном журнале.
Домашние задания даются с учетом индивидуальных возможностей обучающихся. Допустимо предлагать
обучающимся первого года обучения только творческие задания познавательного характера, выполняемые
исключительно по желанию детей. Цель таких заданий – формирование у обучающихся внешних и внутренних
стимулов к самостоятельной домашней работе. В 1-й четверти возможны только задания организационного
характера (приготовить и принести завтра к уроку спортивную форму, природный материал и т.п.). Во 2-й
четверти – познавательные задания, для выполнения которых не требуется специально организованного
рабочего места. С 3-й четверти допустимо завершение в домашних условиях работы, начатой в классе (за
исключением предмета «Технология»). Общее время на их выполнение не должно превышать 15 минут. Во
время прогулки, динамической паузы происходит уточнение первоначальных математических представлений,
используются упражнения по развитию нарушенного зрения.
Время выполнения домашнего задания не должно превышать границ, обозначенных действующим
СанПиНом. Общее время выполнения заданий по всем учебным предметам (вместе с чтением): 2-й год
обучения – до 1 ч (60 минут); 3-й год обучения – до 1,5 ч (90 минут); 4–5 -й – до 2 ч – 120 минут.

Учебный план
для 4 класса
(Вариант 4.3, ФГОС НОО ОВЗ)
МБОУ Целинной ОШИ № 15
на 2025-2026 уч.год

Предметные области

Учебные предметы

Обязательная часть
Русский язык
Язык и речевая
Чтение (Литературное
практика
чтение)
Математика
Математика
Естествознание
Окружающий мир
Искусство
Музыка
Рисование
Технология
Труд (технология)
Физическая культура Адаптивная физическая
культура
Итого:
Часть
учебного
плана,
формируемая
участниками образовательных отношений:
Факультатив «Математический калейдоскоп»
Факультатив «Занимательная грамматика»
Факультатив «Читайка»
Предельно допустимая недельная нагрузка при
5-дневной учебной неделе
Внеурочная деятельность
Коррекционно-развивающая область
Ритмика
Адаптивная физическая культура
Социально-бытовая и пространственная
ориентировка (Дефектологические занятия)
Индивидуальные коррекционные занятия
(Сенсорное развитие)
Индивидуальные коррекционные занятия
(Логопедические занятия)
Другие направления внеурочной деятельности
Физкультурно-спортивное направление
«Подвижные игры»
Художественно-эстетическое направление

Количество часов в неделю
На дому
В классе

1
-

3
4

1
-

4
1
1
1
1
3

2
-

18

-

3
1
1
1
-

-

5
1
2

-

1

-

1
4
1
1

«Самоделкино»

Социально-педагогическое направление «Юный

1

фермер»
Информационно просветительское мероприятие
«Разговоры о важном»

1

Всего

2

30
32

Форма
промежуточной
аттестации


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».