Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Учебный план начального общего образования на 2025-2026 учебный год

Пояснительная записка к учебному плану
Учебный план разработан на основе адаптированной основной образовательной программы для учащихся
с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) детей и базируется на основе следующих основных
нормативных документов:

Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (с
последующими изменениями и дополнениями);

Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 (Зарегистрирован Минюстом России 03.02.2015 г. № 35850);
- Постановления от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных норм и правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи»;
- Постановления от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021г. № 115 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования» с последующими изменениями и дополнениями.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений. Обязательная часть примерного учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам
(годам) обучения.
Цели учебного плана школы определяются необходимостью реализации прав личности детей с особыми
образовательными потребностями на образование с учетом их возможностей. Реализация учебного плана
позволит:
- формировать жизненные компетенции, обеспечивающие овладение системой социальных отношений
и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
- формировать основы нравственного развития обучающихся, приобщить их к общекультурным,
национальным и этнокультурным ценностям;
- формировать здоровый образ жизни, элементарные правиле поведения в экстремальных ситуациях;
План рассчитан на 5-ти дневную рабочую неделю. Объем максимальной учебной нагрузки учащихся: 23
часа во втором и третьем классах. Во 2-ом, 3-ем и 4-ом классах максимальная учебная нагрузка состоит из
двух частей- обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса
(факультативные занятия- 3 часа). Продолжительность урока – 40 минут.
Индивидуально-групповые коррекционные занятия проводятся в первой и второй половине дня
продолжительностью 20 минут.
Учебный план состоит из следующих предметных областей:
I. Обязательная часть
Раздел включает изучение обязательных учебных предметов, содержание которых приспособлено к
возможностям школьникас умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Язык и речевая практика. На уроках русского языка на уровне начального образования обучающиеся
научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения. У обучающихся, освоивших
адаптированную общеобразовательную программу, сформируются определенные навыки устной и
письменной речи в пределах их способностей и психического развития.
На уроках чтения ведется работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию
слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки.
Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей
действительности.
Предмет «Речевая практика» является средством реализации социальных и воспитательных целей
обучения, средством компенсации нарушений развития. Основными задачами выступают:
совершенствование речевого опыта учащихся; корригирование и обогащение языковой базы устных
высказываний детей; формирование и развитие выразительной стороны речи; обучение построению устных
связанных высказываний; воспитание культуры речевого общения. На основе изучения данного
предмета формируются: умение общаться на заданную тему, представления о людях разного пола, возраста,
профессий и форм общения с ними, умение правильно относить предметы к некоторым классам.
Математика. Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся
с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессиональнотрудовыми навыками. Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи
— коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием
трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений
планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение математике носит
практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся

к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических
знаний в нестандартных ситуациях.
Естествознание. Предмет «Мир природы и человека» способствует формированию у умственно отсталых
обучающихся младших классов комплекса представлений и умений, обеспечивающих адекватное возрасту и
социальной ситуации жизни ребёнка понимание явлений окружающего мир; накопление опыта безопасного
взаимодействия с объектами и явлениями окружающего мира, подготовку к дальнейшему обучению.
Искусство. Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционноразвивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают,
существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют
формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и
привычек.
Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования
художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной
работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для умственно отсталого
ребёнка. Благодаря развитию технических средств, музыка стала одним из самых распространённых и
доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни.
Физическая культура. Физическая культура является составной частью всей системы работы с умственноотсталыми учащимися. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и, находится в
тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением.
Технология. Обучение ручному труду в младших классах направлено на воспитание трудолюбия,
настойчивости, умения работать в коллективе, уважение к людям труда, профессиям. Наряду с этим на
занятиях трудом решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности
школьников.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности:
наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического
развития, особенно мелкой моторики рук.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает
реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы
обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
-Факультатив «Математический калейдоскоп» направлен на воспитание интереса к предмету,
развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать,
доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа
обучающимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках
математики. В процессе проведения занятий решается проблема дифференциации обучения, расширяются
рамки учебной программы, появляется реальная возможность, работая в зоне ближайшего развития каждого
ребенка, поднять авторитет даже самого слабого ученика.
-Факультатив «Занимательная грамматика». Занятия направлены на развитие устной и письменной
речи учащихся. Кроме того, работа позволяет предупреждать появление устойчивых ошибок на письме и
при чтении. Факультатив пробуждают у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку.
-Факультатив «Читайка» развивает у детей интерес к предмету «чтение», к живому языку, к речи;
развивает познавательную деятельность учащихся в условиях свободной инициативы, приучает детей
пользоваться дополнительной литературой, развивает потребности к самообразованию; углубляет знания,
полученные на уроках чтения, повышает качества этих знаний и умений.
Коррекционно-развивающая работа включает в себя курсы:
- «Ритмика». Занятия ритмикой способствуют общему развитию младших умственно-отсталых
школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоциональноволевой сферы (1, 2, 3 и 4 классы по 1 часу);
- «Логопедические занятия» (1, 2, 3, 4 классы 3 часа). На логопедических занятиях работа проводится в
следующих направлениях: развитие всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической,
синтаксической), связной речи, обогащение словарного запаса, коррекция нарушений чтения и письма,
развитие коммуникативной функции речи, расширение представлений об окружающей действительности,
развитие познавательной сферы;
- Развитие психомоторики и сенсорных процессов (1, 2, 3 и 4 классы по 2 часа). В ходе коррекционных
занятий применяются разные формы взаимодействия с обучающимися, направленные на преодоление или
ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных
отношений учащихся. Основные направления работы:
-развитие познавательной сферы (формирование учебной мотивации, активизация сенсорноперцептивной, мнемической и мыслительной деятельности);
-развитие эмоционально-личностной сферы (гармонизация психоэмоционального состояния,
формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие
самостоятельности, формирование навыков самоконтроля);
-развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции (развитие способности к эмпатии,
сопереживанию;

-формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение
социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения).
На обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия составляется отдельное
расписание. Продолжительность занятий 20 минут с одним учеником, 20 минут с группой (2-4 ученика).
Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых и других нарушений. Обязательные
индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводят учитель-логопед, педагог-психолог, учитель
– дефектолог.
Внеурочная деятельность представлена следующими программами:
Программа внеурочной деятельности «Самоделкино» (1 час в неделю) направлена на развитие
творческих способностей и коррекцию мелкой и общей моторики, исправление недостатков познавательной
деятельности, формирование элементарных трудовых качеств.
Программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» (1 час в неделю) направлена на развитие
физических и волевых способностей и коррекцию двигательного аппарата.
Программа внеурочной деятельности «Юный фермер» (1 час в неделю) предназначена для
ознакомления учащихся с основами ведения современного фермерского хозяйства и введения в профессию
будущего, а также воспитания культуры труда, приобщения учащихся к совместной деятельности с
родителями.
«Разговоры о важном» - цикл еженедельных внеурочных занятий, построенных с учетом
необходимости соблюдения единства образовательного контекста, в котором оказывается школьник вне
зависимости от региона проживания, гарантирующий каждому обучающемуся доступ к интересному,
полезному, просветительскому контенту, идеям, основанным на традиционных ценностях Российской
Федерации. Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская
идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости
за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание
своей этнической принадлежности.
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных
условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью,
организации их свободного времени.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: творческой и физической
самореализации обучающихся с умственной отсталостью в комфортной развивающей среде,
стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности;
позитивного отношения к окружающей действительности, социального становления обучающегося в
процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе.
В первом классе оценки учащимся не выставляются, результаты продвижения учащихся в развитии
оцениваются на основе анализа их продуктивной деятельности.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры.
Дидактический и раздаточный материал. Пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки,
ребусы, кроссворды, головоломки. Дидактический материал в большинстве своем дается в занимательной
форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей
прекрасный мир природы, учит их любить и чувствовать окружающий мир природы
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных
условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью,
организации их свободного времени.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: творческой и физической
самореализации обучающихся с умственной отсталостью в комфортной развивающей среде,
стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности;
позитивного отношения к окружающей действительности, социального становления обучающегося в
процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе.
В первом классе оценки учащимся не выставляются, результаты продвижения учащихся в развитии
оцениваются на основе анализа их продуктивной деятельности.
Промежуточная аттестация учащихся проводится в соответствии с Положением о форме периодичности
и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся.
Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету по итогам учебного года.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
обучающихся 1-4 классов по
адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
на 2025-2026 учебный год (1 вариант)
Предметные
Классы
Количество часов в неделю
Формы промежуточной
области
Учебные предметы
аттестации
Обязательная часть
I
II
III
IV
2-4 классы
Язык и речевая
Русский язык
3
3
3
3
Диктант
практика
Чтение
3
4
4
4
Проверка техники чтения
Речевая практика
2
2
2
2
Тестирование
Математика
Математика
3
4
4
4
Контрольная работа
Естествознание
Мир природы и
2
1
1
1
Тестирование
человека
Искусство
Музыка
2
1
1
1
Отчётный концерт
Рисование
1
1
1
1
Практическое рисование
(Изобразительное
искусство)
Физическая
Адаптивная
3
3
3
3
Контрольные нормативы
культура
физическая культура
Технология
Труд (технология)
2
1
1
1
Практическое выполнение
задания
Итого
21
20
20
20
Часть, формируемая участниками
3
3
3
образовательного процесса
Факультатив «Математический
1
1
1
калейдоскоп»
Факультатив «Занимательная
1
1
1
грамматика»
Факультатив «Читайка»
1
1
1
Максимально допустимая недельная
21
23
23
23
нагрузка (при 5- дневной учебной
неделе)
Коррекционно– развивающая область
6
6
6
Логопедические занятия
3
3
3
Ритмика
1
1
1
Развитие психомоторики и сенсорных
2
2
2
процессов
Внеурочная деятельность
Художественно-эстетическое
1
1
1
направление «Самоделкино»
Физкультурно-спортивное направление
1
1
1
«Подвижные игры»
Социально-педагогическое направление
1
1
1
«Юный фермер»
Информационно просветительское
1
1
1
мероприятие «Разговоры о важном»
ИТОГО:
4
4
4
Всего к финансированию
31
33
33
33
54

Учебный план 1 класса предусматриваетмаксимально допустимую недельную нагрузку в
количестве 21 часа, но согласно Постановления от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» план рассчитан на 5-ти
дневную рабочую неделю. Таким образом, максимальной объем учебной нагрузки для учащихся был
сокращён и составляет: 15 часовв 1-ом классе (по 3 урока в день). Продолжительность урока: 1 класс
–I четверть– по 35 минут каждый.
Сокращена часовая нагрузка следующих предметов:
-Математика с 3 часов в неделю на 2 часа;
-Речевая практика с 2 часов в неделю на 1 час;
-Музыкас 2 часов в неделю на 1 час;
-Физическая культура с 3 часов в неделю на 2 часа;
-Ручной труд с 2 часов в неделю на 1 час.
Индивидуально-групповые коррекционные занятия проводятся в первой и второй половине дня
продолжительностью 20 минут.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
обучающихся 1 класса по адаптированной основной общеобразовательной программы для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(при пятидневной рабочей неделе)
на 2025-2026 учебный год (1 четверть) (1 вариант)
Предметные области
Классы
Количество часов в неделю
Учебные предметы
Обязательная часть
I
Язык и речевая
Русский язык
3
практика
Чтение
3
Речевая практика
1
Математика
Математика
2
Естествознание
Мир природы и человека
1
Искусство
Музыка
1
Рисование (изобразительное
1
искусство)
Физическая
Адаптивная физическая культура
2
культура
Технология
Ручной труд
1
Итого
15
Часть, формируемая участниками образовательного
процесса
Математика
Русский язык
Чтение
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 515
дневной учебной неделе)

Коррекционно- развивающая область
Логопедические занятия
Ритмика
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
ИТОГО:
Внеурочная деятельность
Всего к финансированию

3

1
2
6
4
25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».