1
Содержание
№
Название раздела
Страница
Пояснительная записка
Раздел 1
Целевой
1.1
Цели и задачи воспитания обучающихся
1.2
Направления воспитания
1.3
Целевые ориентиры результатов воспитания
Раздел 2
Содержательный
2.1
Уклад образовательной организации
2.2
Виды, формы и содержание воспитательной
деятельности
Инвариантные модули
Модуль «Урочная деятельность»
Модуль «Внеурочная деятельность»
Модуль «Классное руководство»
Модуль «Основные школьные дела»
Модуль «Внешкольные мероприятия»
Модуль «Организация предметно- пространственной среды»
Модуль «Взаимодействие с родителями»
Модуль «Самоуправление»
Модуль «Профилактика и безопасность»
Модуль «Социальное партнерство»
Модуль «Профориентация»
Вариативные модули
Модуль «Дополнительное образование»
Модуль «Школьный спортивный клуб»
Модуль «Школьный театр»
Раздел 3 Организационный 3.1 Кадровое обеспечение
3.2
Нормативно-методическое обеспечение
3.3
Требования к условиям работы с обучающимися
интеллектуальными нарушениями
3.4
Система поощрения социальной успешности и
проявления активной жизненной позиции обучающихся
3.5
Принципы анализа воспитательного процесса
Приложение 1 Календарный план воспитательной работы на
2025 – 2026 учебный год
2
3
4
5
5
9
16
11
11
12
14
14
15
16
17
17
18
19
20
20
20
21
21
21
21
23
25
Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) является обязательной частью адаптированной
основной общеобразовательной программы общего образования детей с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ Целинной ОШИ №15.
Программа разработана с учётом Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29
мая 2015 г. № 996-p) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 гг.
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г.№ 2945-p), Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации
от 2 июля 2021 г. № 400), Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.
(распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р), Санитарноэпидемиологических
требований к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи от
28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20».
Программа воспитания обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) соответствует требованиям Федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», утвержденного приказом Министерства
образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 (далее ФГОС УО).
Программа согласуется с Примерной рабочей программой воспитания для
общеобразовательных организаций (утв. решением федерального учебнометодического
объединения по общему образованию протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22), разработанной
Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт изучения
детства, семьи и воспитания Российской академии образования» и опирается на программные
материалы по разработке программ воспитания обучающихся с ОВЗ, подготовленные ФГБОУ
ВО "Московский педагогический государственный университет" по заказу Минпросвещения
России.
Программа воспитания: предназначена для планирования и организации системной
воспитательной деятельности в образовательной организации; разрабатывается и утверждается
с участием коллегиальных органов управления образовательной организацией, в том числе
советов
обучающихся, советов родителей (законных представителей);
реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с
семьей и другими участниками
образовательных отношений, социальными институтами воспитания; предусматривает
приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая
ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском
обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей; предусматривает
историческое просвещение, формирование
российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.
Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
При разработке или обновлении рабочей программы воспитания ее содержание, за
исключением целевого раздела, может изменяться в соответствии с особенностями
образовательной организации: организационно-правовой формой, контингентом обучающихся
и их родителей (законных представителей), направленностью образовательной программы, в
том числе предусматривающей углубленное изучение отдельных учебных предметов,
учитывающей этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся.
3
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ.
1.1. Цели и задачи воспитания.
Содержание воспитания обучающихся в МБОУ Целинной ОШИ №15 определяется
содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые
закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют
инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания
воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных
религий народов России.
Воспитательная деятельность в МБОУ Целинной ОШИ №15 планируется и осуществляется в
соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания. Приоритетной
задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие
высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности,
обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в
условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Цель воспитания обучающихся в МБОУ Целинной ОШИ №15:
развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в образовательной организации:
усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие);
приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений,
применения полученных знаний;
- достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с
ФГОС УО.
Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ
включают:
осознание российской гражданской идентичности;
сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в МБОУ Целинной ОШИ №15 планируется и
осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического,
системно-деятельностного, личностноориентированного подходов и с учетом принципов
воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и
взрослых,
следования
нравственному
примеру,
безопасной
жизнедеятельности,
инклюзивности, возрастосообразности.
4
1.2. Направления воспитания.
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности
образовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС
УО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать
первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части:
1)
Гражданского воспитания, способствующего формированию российской
гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к
народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней
российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина
России, правовой и политической культуры.
2)
Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному
краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение,
формирование российского национального исторического сознания, российской культурной
идентичности.
3)
Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры
народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных
российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости,
дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
4)
Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической
культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим
образцам отечественного и мирового искусства.
5)
Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры
здорового образа жизни и эмоционального благополучия - развитие физических способностей
с учетом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и
социальной среде, чрезвычайных ситуациях.
6)
Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду,
трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую
деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно
достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в
профессиональной деятельности.
7)
Экологического воспитания, способствующего формированию экологической
культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления
природы, окружающей среды.
8)
Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к
познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного
образования с учетом личностных интересов и общественных потребностей.
1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания.
Требования к личностным результатам освоения обучающимися АООП
установлены ФГОС УО.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры
результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых должна
быть направлена деятельность педагогического коллектива для выполнения требований ФГОС
УО.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием
воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных)
ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства.
5
Гражданское воспитание:
осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском
обществе, в мировом сообществе;
сознающий свое единство с народом России как источником власти и субъектом
тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность за
его развитие в настоящем и будущем на основе исторического просвещения, сформированного
российского национального исторического сознания;
проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно
отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и
защищать историческую правду;
ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и
правопорядка, прав и свобод сограждан;
осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по
социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности;
обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в
ученическом
самоуправлении,
волонтерском
движении,
экологических,
военнопатриотических и другие объединениях, акциях, программах).
Патриотическое воспитание:
выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность
к родной культуре, любовь к своему народу;
сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации,
Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность;
проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному
наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам народов,
проживающих в родной стране - России;
проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом,
поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской культурной
идентичности.
Духовно-нравственное воспитание:
проявляющий
приверженность
традиционным
духовно-нравственным
ценностям, культуре народов России с учетом мировоззренческого, национального,
конфессионального самоопределения;
действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовнонравственных ценностей и норм с
осознанием последствий поступков, деятельно выражающий неприятие антигуманных и
асоциальных поступков, поведения, противоречащих этим ценностям;
- проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе
мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных этнических
групп, религий народов России, их национальному достоинству и религиозным чувствам с
учетом соблюдения
конституционных прав и свобод всех граждан;
понимающий и деятельно выражающий ценность межнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов в России, способный вести диалог с людьми разных
национальностей, отношения к религии и религиозной принадлежности, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
6
ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских
традиционных семейных ценностей, понимания брака как союза мужчины и женщины для
создания семьи, рождения и воспитания в семье детей, неприятия насилия в семье, ухода от
родительской ответственности;
обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в
отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России, демонстрирующий
устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и мировой духовной
культуры.
Эстетическое воспитание:
выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
российского и мирового художественного наследия;
проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание
эмоционального воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий критически
оценивать это влияние;
проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации
и самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей, традиций
в искусстве;
ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию
творческих способностей в разных видах искусства с учетом российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни,
здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья
и здоровья других людей;
соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной среде;
выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность),
стремление к физическому совершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий
безопасный и здоровый образ жизни;
проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек
(курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного
поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и психического
здоровья;
демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического,
эмоционального, психологического), состояния других людей с точки зрения безопасности,
сознательного управления своим эмоциональным состоянием;
развивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в
разных коллективах, к меняющимся условиям (социальным, информационным, природным).
Трудовое воспитание:
уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения
своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые достижения
российского народа;
проявляющий способность к творческому созидательному социально значимому
труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе предпринимательской
деятельности в условиях самозанятости или наемного труда;
-
7
участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье,
общеобразовательной организации, своей местности, в том числе оплачиваемом труде в
каникулярные периоды, с учетом соблюдения законодательства Российской Федерации;
выражающий осознанную готовность к получению профессионального
образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых
отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном
высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе;
ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной
деятельности в российском обществе с учетом личных жизненных планов, потребностей своей
семьи, общества.
Экологическое воспитание:
демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на
основе понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на
глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде;
выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе;
применяющий знания естественных и социальных наук для разумного,
бережливого природопользования в быту, общественном пространстве;
имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной,
ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими людьми.
Ценности научного познания:
деятельно
выражающий
познавательные интересы вразных
предметных областях с учетом своих интересов, способностей, достижений;
обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях
науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки в жизни
российского общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном, социальноэкономическом развитии России;
демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной
научной информации и критики антинаучных представлений;
развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации
фактов, осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях познания,
исследовательской деятельности.
-
8
РАЗДЕЛ 2.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ.
2.1. Уклад образовательной организации.
Процесс воспитания в школе основывается на следующих принципах взаимодействия
педагогов и школьников:
неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при
нахождении в образовательной организации; - ориентир на создание в образовательной
организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой
невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов; - реализация процесса
воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы
объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета
совместной заботы и взрослых, и детей;
системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его
эффективности.
Основными традициями воспитания в МБОУ Целинной ОШИ №15 являются следующие:
стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогов;
важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка,
коллективное планирование, коллективное проведение, коллективный анализ их результатов;
в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка
увеличивается и его роль в совместных делах;
в проведении общешкольных дел отсутствует соперничество между классами,
поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а
также их социальная активность;
педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков и иных детских объединений, на установление в них
доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную,
посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Особенности воспитательного процесса:
Воспитательная система в школе складывается из совместной деятельности учителей,
воспитателей, специалистов школы, обучающихся, родителей (законных представителей),
педагогов дополнительного образования, из воспитания на уроке, вне урока: через систему
дополнительного образования, реализацию программ воспитания, экскурсионной и творческой
деятельности. Основная идея, которой руководствуется педагогический коллектив школыинтерната – идея творчества. Педагоги школы уделяют большое внимание воспитанию
обучающихся, совершенствованию и обновлению внеклассной воспитательной деятельности с
детьми. Управление воспитательным процессом осуществляется на уровне всех участников
образовательного процесса.
9
Обучающиеся, занимающиеся внеурочной деятельностью, кружках, как правило,
проявляют больший интерес к познанию. В школе осуществляется внеурочная деятельность
по следующим направлениям:
1-4 классы:
- Художественно-эстетическое направление «Самоделкино»
- Физкультурно-спортивное направление «Подвижные игры»
- Социально-педагогическое направление «Юный фермер»
- Информационно просветительское мероприятие «Разговоры о важном»
5-9 классы:
- Социально- педагогическое направление «Калейдоскоп рукоделия»
- Физкультурно-спортивное направление «Спортивные игры»
- «Столярное дело»
- Информационно просветительское мероприятие «Разговоры о важном»
- Профориентационное мероприятие «Россия – мои горизонты»
Дополнительное образование – кружки:
- Художественная направленность «Мир танцев», «Бумажное великолепие», «Школа театра»
- Туристско-краеведческая направленность «Музейное дело»
- Физкультурно-спортивная направленность «Подвижные игры»,
- Социально-гуманитарное «Основы безопасности защиты Родины»
Дополнительное образование целенаправленно воздействует на личность ученика,
удовлетворяя ее потребности в различных видах деятельности. Представление широкого
выбора направленностей, организация творческой работы в системе дополнительного
образования решает следующие задачи:
- развитие творческих способностей и творческой активности школьников,
- развитие их познавательных интересов,
- формирование мотивации успеха,
- создание условий для самоутверждения и самореализации, - создание условий всестороннего
развития личности.
Эффективность воспитательной системы зависит от классных руководителей. В работе
классных руководителей большое внимание уделяется правилам поведения и конструктивного
общения со взрослыми и сверстниками, внешнему виду обучающихся, профилактике
безнадзорности и правонарушений, правилам дорожного движения и безопасности пешеходов.
Спортивно-оздоровительная и патриотическая работа, эстетическое развитие детей, посещение
выставок, театров, музеев, библиотек - всё это труд учителей, их инициатива, их стремление
реализовать намеченные задачи.
Экскурсионная работа занимает важное место в воспитательной работе школы.
Основной задачей экскурсионной работы является формирование мировоззрения школьников.
Экскурсионная работа носит так же ряд других важных задач: патриотическое воспитание,
эстетическое воспитание, культурологическое воспитание.
Также в школе выстроено сетевое сотрудничество и взаимодействие с партнёрами.
Проявляется в совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив, в
сохранении традиций, в совершенствовании образовательной среды школы. Такая деятельность
расширяет круг общения всех участников образовательного процесса, позволяет учащимся
получить социальный опыт, способствует развитию личностного потенциала, расширяет
мировоззрение.
Принципы воспитательной работы в школе-интернате направлены на создание условий
развития, саморазвития и самореализации личности школьника с ОВЗ в рамках реализации
ФГОС.
10
Воспитательный процесс школы-интерната опирается на традиции интеллектуальных и
творческих событий и достижений, традиции патриотических практик, через изучение истории
родного города, края и истории России, содействует созданию и сохранению традиций
спортивного направления и детского общественного объединения.
Значимые для воспитания всероссийские проекты и программы, в которых школа принимает
участие:
1. Школьный театр.
2. Школьный музей.
3. Школьный спортивный клуб
Традиции и ритуалы: еженедельная организационная линейка с поднятием
Государственного флага РФ и исполнение Гимна РФ.
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности.
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности представляются по модулям.
Модуль — часть рабочей программы воспитания, в которой описываются виды, формы и
содержание воспитательной работы в учебном году в рамках определённого направления
деятельности в общеобразовательной организации. Каждый из модулей обладает
воспитательным потенциалом с особыми условиями, средствами, возможностями воспитания.
Инвариантные модули Модуль «Урочная деятельность»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает
следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации; - привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; - использование воспитательных
возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров
ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности,
через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; работы в парах,
которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам
социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи.
Модуль «Внеурочная деятельность»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через:
11
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит
им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в
себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт
участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые
могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу; - создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и
установкой на сохранение и поддержание
накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского соуправления.
Внеурочная деятельность в школе-интернате реализуется по четырём направлениям
развития личности: спортивно-оздоровительное, общекультурное, духовно-нравственное,
социальное.
На занятия внеурочной деятельностью отводится 4 часа в неделю на каждый класс.
Внеурочная деятельность представлена следующими курсами:
Направления
Курсы внеурочной деятельности
Художественно-эстетическое направление
«Самоделкино»
Физкультурно-спортивное направление
«Подвижные игры»
«Спортивные игры»
«Юный фермер»
«Калейдоскоп рукоделия»
«Столярное дело»
«Разговоры о важном»
Социально-педагогическое направление
Информационно просветительское мероприятие
Профориентационное мероприятие
«Россия – мои горизонты»
Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог организует работу с коллективом класса;
индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями,
преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными
представителями.
Уровень
Направлен
ия
деятельнос
ти
Формы и виды деятельности
Работа
с
классн
ым
коллект
иво м
Формир
ование
и
развити
е
коллект
ива
класса
-изучение учащихся класса (потребности, интересы, склонности и другие
личностные характеристики членов классного коллектива), отношений,
общения и деятельности в классном коллективе с помощью наблюдения, игр,
методики для исследования мотивов участия школьников в деятельности и для
определения уровня социальной активности обучающихся; -составление
карты интересов и увлечений обучающихся;
-проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного
коллектива с помощью игры «Фотография», классного часа «Дом, в котором я
живу», «Государство - это мы», конкурса «Фильм о моём классе» и т.д.; проведение классных часов, как часов плодотворного и доверительного
общения педагога и школьников: «Ежели вы вежливы», «Я и моё место в
12
жизни» и т.п. тематические классные часы к государственным датам «День
народного Единства», «Дети войны», классные часы по профориентации
-сплочение коллектива класса через игры и тренинги на сплочение, походы и
экскурсии, праздник «День рождения класса» и т.п.
-организация органов самоуправления в классе:
выработка законов класса, выборы командира класса, разделение детей на
временные инициативные группы;
-установление позитивных отношений с другими классными коллективами
(через подготовку и проведение ключевого общешкольного дела): «День
учителя», «День соуправления», «Дни здоровья», «Новый год стучится в
двери!» и др.
Индивид
уа льная
работа с
учащими
ся
Изучение
особенностей
личностного развития
обучающихся класса.
-наблюдение;
-изучение личных дел обучающихся,
собеседование с учителями – предметниками; -использование
анкет, тестов, для изучения мотивации учащихся, конкретной
группы учащихся или класса в целом, уровень тревожности
учащихся класса;
-проведение индивидуальных и групповых диагностических
бесед.
Организация
совместных
интересных и
полезных дел для
личностного развития
ребёнка.
-совместное планирования работы каждого месяца, подведение
итогов;
-формирование традиций в классном коллективе: «День
именинника», концерты для мам, бабушек, пап, «Вот и стали
мы на год взрослей» и т.п.;
-сбор информации об увлечениях и интересах обучающихся и
их родителей для организации интересных и полезных дел:
экскурсии «Осенняя тропинка», «Мастер-класс» от мамы,
Выставка работ родителей и т.п.;
-создание ситуации выбора и успеха.
Индивидуальна я
работа с учащимися
класса.
-заполнение с учащимися «Портфолио»;
-работа классного руководителя, воспитателя с учащимися,
имеющими психологические проблемы с привлечением
психолога школы; -проба учащимися различных социальных
ролей; -вовлечение учащихся в социально значимую
деятельность.
-контроль за успеваемостью учащихся класса;
-организация учебной взаимопомощи одноклассников.
Работа со
слабоуспевающ ими
учащимися,
испытывающи ми
трудности по
отдельным предметам.
Работа с
- контроль за свободным времяпровождением; -вовлечение
обучающимися ,
детей в кружки дополнительного образования;
состоящими на
-делегирование отдельных поручений в классе и т.д.;
различных видах
учёта, в «группе
риска», оказавшимися
13
в трудной жизненной
ситуации.
Работа с
учителям
и,
препода
ющ ими
в классе
Регулярное
взаимодействие
классного
руководителя с
учителямипредметник
ами
-посещение учебных занятий;
-мини-педсоветы по проблемам класса;
-ведение дневника наблюдений;
-индивидуальные беседы с учащимися и их родителями.
Работа с
родителя
ми
учащихс
я или их
законны
ми
представ
ит елями
-Индивидуальна я
работа с семьёй;
-Работа с
родительским
активом; -Работа с
родительским
коллективом класса.
- изучение категории семьи, психологического климата семьи
(анкетирование, посещение семьи);
-педагогическое просвещение родителей по вопросам
воспитания детей (классные родительские собрания);
-привлечение родителей к совместной детсковзрослой
познавательной, проектной, общественно-полезной
деятельности; -консультирование родителей по проблемам
поведения, обучения детей, c целью координации
воспитательных усилий педагогов и родителей, при
необходимости привлечение узких специалистов - психолога,
социального педагога.
Модуль «Основные школьные дела»
Основные школьные дела - это главные традиционные общешкольные мероприятия, в которых
принимают участие школьники.
Основные школьные дела обеспечивают вовлеченность в них большего числа взрослых и детей,
способствуя расширению сфер их общения.
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает:
общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и т. п.) мероприятия, связанные с общероссийскими,
региональными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы;
участие во всероссийских акциях, посвящённых значимым событиям в России,
мире;
торжественные мероприятия, связанные с завершением образования,
символизирующие приобретение новых социальных статусов в общеобразовательной
организации, обществе;
церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и
педагогов за участие в жизни общеобразовательной организации, достижения в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие общеобразовательной организации, своей
местности;
социальные проекты в общеобразовательной организации, совместно
разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами, в том числе с участием
социальных партнёров, комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической,
трудовой и др.
направленности;
14
Модуль «Внешкольные мероприятия»
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий предусматривает:
-общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые
совместно с социальными партнёрами общеобразовательной организации;
внешкольные
тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые педагогами по
изучаемым в общеобразовательной организации учебным предметам, курсам, модулям;
- экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк, на предприятие и
др.), организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями
(законными представителями) обучающихся с привлечением их к планированию, организации,
проведению, оценке мероприятия;
- литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, экспедиции, слёты
и т. п., организуемые педагогами, в том числе совместно с родителями (законными
представителями) обучающихся для изучения историко-культурных мест, событий, биографий
проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и
историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.;
- выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе
которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными
взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоциональнопсихологического комфорта.
Уровень мероприятий
Пример
Всероссийские,
республиканские
районные,
муниципальные
социальные проекты,
спортивные
состязания,
праздники, фестивали,
акции.
спортивно-массовые соревнования в рамках Школьной
спортивной лиги (Кросс Нации), всероссийские спортивные
игры школьников фестиваль «Весёлые старты»;
-всероссийские акции:
«Помоги
пойти
учиться»,
«Засветись!», «Бессмертный полк», «Георгиевскаяленточка»,
«Обелиск», «Письмо солдату», «Дети войны»;
-республиканские акции: «Музей и дети», «Безопасное
колесо», «Бережем планету вместе», фестиваль «Ступеньки к
успеху».
Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды
предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников
образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном
процессе:
- оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в общеобразовательную
организацию государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской
Федерации, муниципального образования (флаг, герб), изображениями символики Российского
государства в разные периоды тысячелетней истории, исторической символики региона;
- организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного
флага Российской Федерации;
- размещение карт России, региона, муниципального образования (современных и
исторических, точных и стилизованных, географических, природных, культурологических,
художественно оформленных, в том числе материалами, подготовленными обучающимися) с
изображениями значимых культурных объектов местности, региона, России, памятных
исторических, гражданских, народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся
государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства,
военных, героев и защитников Отечества;
15
- изготовление, размещение, обновление художественных изображений (символических,
живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы России, региона,
местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России;
- организацию и поддержание в общеобразовательной организации звукового пространства
позитивной
духовно-нравственной,
гражданскопатриотической
воспитательной
направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения), исполнение гимна
Российской Федерации;
- оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл первого этажа,
рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию
позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, фотоотчёты об
интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и т. п.;
- подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся
в разных предметных областях,
демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга;
- поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в общеобразовательной
организации, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории при
общеобразовательной организации;
- разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств, спортивных и
игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;
- деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с обучающимися, их
родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий, пришкольной территории;
- разработку и оформление пространств проведения значимых событий, праздников,
церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн);
- разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и др.), акцентирующих
внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе
общеобразовательной организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Виды деятельности
классы
Сроки
Ответственные
Оформление и обновление классных
уголков
1–9
в течение
учебного года
классные
руководители
Оформление выставок рисунков,
фотографий, творческих работ,
посвященных событиям и памятным датам
1–9
в течение
учебного года
Старший вопитатель,
классные
руководители
Украшение кабинетов перед праздничными
датами
1–9
в течение
учебного года
классные
руководители
(День знаний, Новый год,
День защитника Отечества,
Международный женский день, День
Победы)
1-9
в течение
учебного года
Воспитатели,
педагог-организатор
Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями»
16
Основная задача раздела – привлечение родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся к взаимодействию со школой при реализации Рабочей
программы воспитания.
Взаимодействие
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся со школой организуется в рамках работы Совета родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся (далее – Совет родителей), Совета по
питанию, проведения родительских собраний.
В Совет родителей входят инициативные родители обучающихся школы-интерната (по
одному человеку от каждого класса), которые избираются общим открытым голосованием на
первом классном родительском собрании.
Состав Совета по питанию утверждается ежегодно приказом директора Школы до
начала нового учебного года (до 01.09). Представитель родителей (законных представителей) в
Совет по питанию определяются ежегодно из числа членов Совета родителей до начала нового
учебного года (до 01.09)
Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского соуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях
инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного
достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и
самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и
подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность,
детское соуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения
функции педагога-куратора) в детско-взрослое соуправление. Детское соуправление в школе
осуществляется следующим образом.
На уровне школы:
через деятельность детской организации дружины «Дружба», объединяющего
командиров классов для облегчения распространения значимой для школьников информации и
получения обратной связи от классных коллективов;
через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и
организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований,
конкурсов, квест-игр, флешмобов и т.п.);
через деятельность совета командиров, отвечающих за организацию тех или иных
конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
На уровне классов:
через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров
(например, командиров), представляющих интересы класса в общешкольных делах и
призванных координировать его работу с работой общешкольных органов соуправления и
классных руководителей, воспитателей;
через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные
направления работы класса (например, спортивных дел, творческих дел, работы с младшими
ребятами);
На индивидуальном уровне:
через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение анализ
общешкольных и внутриклассных дел;
через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по
контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными
растениями и т.п.
Поддержка детского соуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях
инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного
17
достоинства, а школьникам предоставляет широкие возможности для самовыражения и
самореализации.
Детское соуправление в школе осуществляется следующим образом:
Модуль «Профилактика и безопасность»
Модуль «Безопасность жизнедеятельности» реализуется через систему классных часов,
общешкольных мероприятий, индивидуальные беседы.
Для каждого класса разработан перечень классных часов в рамках данного модуля,
представленный в индивидуальных планах воспитательной работы. Для этого в
образовательной организации используются следующие формы работы:
− «Уроки доброты», классные часы, интерактивные игры для формирования
толерантного отношения друг к другу, умения дружить, ценить дружбу;
− Интерактивные беседы для формирования у обучающихся культуры общения
(коммуникативные умения), формирование умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а
также признавать свою неправоту в случае ошибки;
− Реализация программ дополнительного образования, направленных на формирование ценностного
отношения к своему здоровью, расширение представления учащихся о здоровом образе жизни, о
здоровом питании, необходимости употребления в пищу продуктов, богатых витаминами, о
рациональном питании, формирование потребности в соблюдении правил здорового образа жизни.
На индивидуальном уровне:
− Консультации, тренинги, беседы, диагностики;
− Выявление факторов, оказывающих отрицательное воздействие на развитие личности
и способствующие совершению правонарушений;
− Помощь в личностном росте, помощь в формировании адекватной самооценки,
развитие познавательной и нравственно-эстетической и патриотической культуры, в
формировании навыков самопознания, развитии коммуникативных и поведенческих навыков,
навыков саморегуляции и др;
− Социально-психологические мониторинги с целью раннего выявления проблем;
− Психодиагностическое обследование ребенка: определение типа акцентуаций
характера, уровня познавательного развития, выявление интересов ребенка, уровня
тревожности, особенности детско-родительских отношений и др;
− Организация психокоррекционной работы;
− Оказание помощи в профессиональном самоопределении.
Формирование опыта безопасного поведения — важнейшая сторона воспитания ребенка.
Сегодня слабая подготовка младших школьников в вопросах безопасного поведения в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение ими правил дорожного
движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилами личной гигиены и нормами
здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и
гибели детей. Процесс формирования опыта безопасного поведения у младших школьников
является важным этапом в развитии ребенка. Осуществление же данного процесса воспитания
будет более продуктивным при включении учеников младшего звена в разнообразные формы
внеклассной и учебной деятельности.
Модуль «Социальное партнерство»
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства предусматривает:
участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с
договорами о сотрудничестве в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей
18
программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (государственные,
региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.);
участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных уроков,
внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической
направленности;
проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических,
родительских) с представителями организаций-партнёров для обсуждений актуальных
проблем, касающихся жизни общеобразовательной организации, муниципального образования,
региона, страны;
реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися,
педагогами с организациями-партнёрами благотворительной, экологической, патриотической,
трудовой и т. д. направленности, ориентированных на воспитание обучающихся,
преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация» включает
в
себя профессиональное
просвещение школьников;
диагностику и
консультирование по проблемам профориентации, организацию
профессиональных проб школьников.
Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к
осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая
профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к
выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на
труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и
внепрофессиональную составляющие такой деятельности.
Эта работа осуществляется через:
- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к
осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
- профориентационные игры: деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых
необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания
школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках
той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей в
средних специальных учебных заведениях;
- совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий,
прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по
интересующим профессиям и направлениям образования;
- участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет:
просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах, посещение
открытых уроков;
- индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам
склонностей, способностей и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь
значение в процессе выбора ими профессии;
- освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в
основную образовательную программу школыинтерната, или в рамках курсов дополнительного
образования.
19
Содержание
Формы
профориентацио
нной работы
Примеры
Знакомство с
многообразие
м
профессионал
ьного труда;
Развитие
личного
интереса к
профессионал
ьной
деятельности;
Представление
о собственных
интересах и
возможностях;
Профориентац
ионные
мероприятия
«Россия-мои
горизонты»
Оформление уголка «Мир профессий»; «Твой
профессиональный выбор»; Профориентационное
занятие «Трудом красив и славен человек».
Выставка поделок, творческих работ «Мир моих
увлечений»; Конференции для учащихся
9-х классов: «Мир профессий»;
Деловая игра «Ярмарка профессий»;
Цикл классных часов «Герои мирного времени»;
Участие в проекте «Навигатор профессий»; Участие во
Всероссийском открытом уроке «ПроеКТОрия» в рамках
федерального проекта «Успех каждого ребенка»
национального проекта «Образования», «Билет в
будущее!»; Экскурсии на заводы и предприятия;
Организация методической помощи классным
руководителям, воспитателям в разработке классных
часов, подготовке внеклассных мероприятий в
направлении модуля «Профориентация»; Организация
для педагогов консультаций психолога по изучению
личности обучающегося ; Организация для родителей
лектория по теме «Роль семьи в правильном
профессиональном самоопределении школьника».
Профориентацио
нные игры;
Профориентацио
нные квесты;
-Классные часы;
-Внеурочные
занятия;
-Внеклассные
занятия;
Консультирован
ие
обучающихся; Участие
в
работе
Всероссийских,
краевых
и
республикански
х
профориентаци
онных
конкурсах и
поектах.
Вариативные модули
Модуль «Дополнительное образование»
Обязательным компонентом школьного образования является дополнительное образование
детей.
Основными факторами, которые способствуют развитию дополнительного образования в
школе-интернате являются: территориальное расположение школы-интерната;
- уровень развития дополнительного образования в школе-интернате; - методическое,
программное обеспечение воспитательной деятельности учителей и классных руководителей;
- кадровое обеспечение образовательного процесса (наличие социального педагога, педагогаорганизатора, учителей, прошедших курсовую подготовку по программам дополнительного
образования детей); - материально-техническое обеспечение.
Дополнительное образование основывается на предоставлении широкого выбора
программ для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам,
возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к
осуществлению дополнительного образования квалифицированных специалистов, а также
практико- ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса.
Дополнительное
образование ежегодно
представлено
четырьмя
направленностями:
- Художественная направленность «Мир танцев», «Бумажное великолепие», «Школа театра»
- Туристско-краеведческая направленность «Музейное дело»
- Физкультурно-спортивная направленность «Подвижные игры»,
- Социально-гуманитарное «Основы безопасности защиты Родины»
Модуль «Школьный спортивный клуб»
20
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
В школе-интернате с сентября 2021 года создан и функционирует школьный спортивный
клуб «Старт» (далее ШСК), цель которого – организация и проведение спортивно-массовой
работы в школе-интернате во внеурочное время.
Руководит клубом учитель физической культуры Головкина С.В. Членом спортивного
клуба может быть любой желающий ученик школы-интерната, имеющий медицинский допуск
к занятиям физкультурой и спортом. На сайте образовательной организации имеется вкладка,
на которой отражается вся деятельность клуба и участие ее членов в мероприятиях различного
уровня.
Модуль «Школьный театр»
С сентября 2023 г. на базе школы-интерната создан и действует Школьный театр
«Весёлый апельсин».
Детский школьный театр создан на основе результатов анкетирования учащихся и их
родителей (законных представителей). Исследования, проведенные учащимися школы,
наглядно показали, что создание детского театра просто необходимо. Театральная студия
способствует нравственному, интеллектуальному и общекультурному развитию не только
юных артистов театра, но и его юных зрителей. Специфика театрального искусства создает
особые предпосылки для формирования социально активной творческой личности, способной
изменить мир и сделать его интереснее и добрее.
Календарный план воспитательной работы МБОУ Целинной ОШИ №15
на 2024 – 2025 учебный год (приложение №2)
РАЗДЕЛ 3.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.
3.1. Кадровое обеспечение.
Общая численность педагогических работников 25 человек.
17 педагогов имеют высшую и первую квалификационные категории. Психологопедагогическим сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляют следующие специалисты:
педагог-психолог, педагог-дефектолог, социальный педагог, педагог-логопед.
В школе 9 классов, в которых работают 9 классных руководителей.
Кадровое обеспечение воспитательного процесса:
Старший воспитатель, Заместитель директора по учебной работе
Педагог-огранизатор, Классные руководители
Учителя предметники, Воспитатели, Педагог-библиотекарь
Педагоги службы сопровождения (педагог-психолог, педагог-логопед, педагоги-логопед)
Социальный педагог, Педагоги дополнительного образования
3.2. Нормативно-методическое обеспечение.
Управление качеством воспитательной деятельности в МБОУ Целинной ОШИ №15
связывается, прежде всего, с качеством ее нормативно-правового обеспечения:
Положение о классном руководстве.
Положение о школьных методических объединениях.
Положение о службе сопровождения.
Положение о внутришкольном контроле.
Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений.
Положение о Совете профилактики.
Положение о родительском комитете МБОУ Целинной ОШИ №15.
Положение о школьной форме и внешнем виде обучающихся.
Положение о школьном психолого-педагогическом консилиуме ППк.
Положение о школьном спортивном клубе «Старт».
Положение об организации питания.
21
12.
13.
Положение о видах и условиях поощрения обучающихся за успехи в учебной, физкультурной,
спортивной, общественной, творческой деятельности
Правила внутреннего распорядка обучающихся
3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями
В МБОУ Целинной ОШИ №15 созданы условия для доступа и обучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья. В образовательной деятельности используются
следующие средства обучения и воспитания, предназначенные для использования лиц с
ограниченными возможностями здоровья:
мультимедийные проекторы,
печатные (учебники, учебные и методические пособия, книги, хрестоматии, рабочие тетради,
атласы, раздаточный материал);
электронные образовательные
ресурсы
(образовательные электронные учебники,
сетевые образовательные ресурсы, электронные энциклопедии);
аудиовизуальные (слайды,
слайд–фильмы,
видеофильмы
образовательные,
учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях);
наглядные плоскостные, рельефные плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные,
магнитные доски;
демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели
демонстрационные);
спортивное оборудование.
Принципы использования средств обучения:
учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных
для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение
обучающегося через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в
образовательных целях;
учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа
наглядности, доступности и т.д.);
сотворчество педагога и обучающегося;
приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Особыми задачами
воспитания обучающихся
с
особыми
образовательными потребностями являются:
•
налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими
для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации;
•
формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;
•
построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;
•
обеспечение психолого-педагогической поддержки семей
обучающихся,
содействие повышению уровня
их
педагогической,
психологической,
медико-социальной компетентности.
При организации воспитания обучающихся
с
особыми
образовательными потребностями необходимо ориентироваться на:
•
формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с
использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов
воспитания;
•
создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием
22
адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией совместных
форм работы воспитателей,
педагогов-психологов,
учителей-логопедов,
учителейдефектологов;
•
личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции
обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности обучающихся с нарушением интеллекта призвана способствовать формированию
у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально
вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях.
Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной
успешности обучающихся строится на принципах:
-публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении,
проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся);
- регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях, чрезмерно
больших групп поощряемых и т. п.);
- сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных и
коллективных наград даёт возможность стимулировать индивидуальную и коллективную
активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися,
получившими и не получившими награды);
- привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных
представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих
обучающихся, их представителей, сторонних организаций, их статусных представителей;
- дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить
стимулирующее действие системы поощрения).
Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов и др.)
может заключаться в материальной поддержке проведения в общеобразовательной организации
воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных форм
совместной деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке
нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников.
3.5. Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми
ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся.
Основным методом анализа воспитательного процесса в общеобразовательной
организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления
основных проблем и последующего их решения.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план
воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
-взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
-приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не
количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада
общеобразовательной организации, качество воспитывающей среды, содержание и
разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогами, обучающимися и
родителями;
-развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его
результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников
(знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной
23
работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с
обучающимися, коллегами, социальными партнёрами);
-распределённая ответственность за результаты личностного развития обучающихся
ориентирует на понимание того, что личностное развитие — это результат как организованного
социального воспитания, в котором общеобразовательная организация участвует наряду с
другими социальными институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по
воспитательной работе (педагогом-психологом, социальным педагогом) с последующим
обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей.
Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов
сосредоточивается на вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном развитии
обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения
решить не удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит
работать педагогическому коллективу.
2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие
интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности
обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (педагогомпсихологом, социальным педагогом), классными руководителями с привлечением актива
родителей (законных представителей) обучающихся. Способами получения информации о
состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников
могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками. Результаты обсуждаются на заседании
методических объединений классных руководителей или педагогическом совете. Внимание
сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством:
-реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
-организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
-деятельности классных руководителей и их классов;
-проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
-внешкольных мероприятий;
-создания и поддержки предметно-пространственной среды;
-взаимодействия с родительским сообществом;
-деятельности ученического самоуправления;
-деятельности по профилактике и безопасности;
-реализации потенциала социального партнёрства;
-деятельности по профориентации обучающихся;
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых
предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого заместителем директора
по воспитательной работе в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются
педагогическим советом или иным коллегиальным органом управления в общеобразовательной
организации.
24
25
Единый классный час «Во имя Родины!»,
18 посвященный Дню памяти о россиянах,
исполнявших служебный долг за пределами
Отечества
19 Единый классный час «Семьей дорожить –
счастливым быть»
1–9
Февраль
Кл. рук-ли
1–9
Март
Кл. рук-ли
20 Единый классный час «Первый полет человекав
космос»
1–9
Апрель
Кл. рук-ли
21 Единый классный час «К Победе
шёл, Россия, твой солдат!»
1–9
Май
Кл. рук-ли
22 Классный час «Безопасное лето»
1–9
Май
Кл. рук-ли
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
4. Основные школьные дела
Праздничная
линейка,
1-9
01.09
посвященнаяДню знаний.
Акция
«Мы
помним!»,
5-9
03.09
посвященная Дню солидарности в
борьбе с терроризмом
1-9
10.09
Международный
день
распространения грамотности
Месячник безопасности
1-9
03.0920.09
1-9
24.09
День воспитателя
«Воспитатель и я, очень дружная
семья»Спорт соревнования
«День пожилого человека»
5-9
Акция оказание помощи
День защиты животных, Акция
1-9
«Доброе сердце» конкурс рисунков
Концерт
посвященный
Дню 5-9
Учителя«Наша
дружная
школьная
семья»
Осенний «День Здоровья».
1-9
01.10
Педагог-организатор
Педагог-организатор
Педагог-организатор,
учителя русского языка
Педагог-организатор
Педагог-организатор
Воспитатели
02.10
Педагог-организатор
02.10
Педагог-организатор
08.10
Педагог-организатор
ШСК
26
Всероссийский урок «Экология и 5-9
энергосбережение»
в
рамках
Всероссийского
фестиваля
энергосбережения #Вместеярче
День отца в России
1-9
15.10
Педагог-организатор
16.10
22.10
14.
День школьных библиотек
5-9
Всероссийский урок безопасности в
сети
Акция «Россия – это мы!», посвященная Дню народного единства.
Акция «Неделя толерантности».
5–9
Педагог-организатор,
классные руководители
Библиотекарь
Учитель информатики
15.
Акция «Фото с мамой»
16.
Праздничный концерт ко Дню мамы 5-9
«Жизнь начинается с маминых рук»
Конкурс рисунков
«Символы 1-9
России.Герб страны», посвященная
Дню
Государственного
герба
Российской Федерации
День неизвестного солдата,
1-9
Урокипамяти
5-9
Акция «Я люблю тебя, жизнь!»,
день борьбы со СПИДом.
10
11.
12.
13.
17.
18.
19.
1-9
1 неделя
ноября
11-15.11
20.11-27.11
26.11
27.11-04.12
Классные руководители
03.12
Педагог-организатор,
педагог-психолог
Веселые старты
21.
КТД «Новогодний переполох».
1-9
30.12
22.
15.01
23
Литературно-музыкальный
1-9
праздник «Провожаем старый год»
Зимние забавы
1-9
24.
Акция «Блокадный хлеб».
29.01
25.
26.
26.
27.
1-9
Тематические активности «Неделя 1-9
российской науки», посвященные
Дню российской науки (08.02).
Стану я , как папа
1-9
Спортивный праздник
Спортивно
игровой
квест1-9
«Проводы зимы».
Акция «Неделя позитива»
1-9
педагог–
организатор,
учитель музыки,
Педагогорганизатор.
27.11-04.12
20.
5-9
Педагог-организатор
Учитель истории
Старший
воспитатель,
педагогорганизатор,
педагог-психолог,
социальный педагог
Педагог-организатор
10.02
22.01
05-12.02
18.02
18-25.02
03-07.03
Учитель физкультуры
Педагог-организатор,
классные
руководители,
воспитатели
Педагог-организатор
Воспитатели,
учитель
физкультуры
Педагог-организатор
учитель истории
Педагог-организатор
учителяпредметники
Педагог-организатор
Педагог – организатор,
учителя
трудового
обучения
Педагоги- организаторы,
классные руководители,
педагог-психолог
27
28.
29.
Праздничный
концерт, 1-9
посвященный
Международному
женскому Дню
Совместные просмотры фильмов 1-9
(семейные)
День здоровья
30
31
1-9
педагог–
организатор,
учитель
музыки,
воспитатели
11-19.03 Педагог-организатор,
классные
руководители,родители
07.04
Педагог-организатор,
учителя
07.04-11.04 Педагог-организатор
Классные руководители
04.03
32
Классные часы «Космический 1-9
бум»,
посвященные
Дню
космонавтики, 67- летию со дня
запуска
СССР
первого
искусственного спутника Земли.
Акция «Весенняя неделя добра»
1-9
33
Веселые старты
5-9
11.04-18.04 Педагог-организатор
Педагог-психолог
23.04
Учитель физкультуры
34
Мир, труд, май
1-9
30.04
24.
25.
«Вахта памяти»
7-9
День
детских
общественных 1-9
организаций России;
Торжественная
линейка
с 1-9
праздничным
концертом
«Последний звонок»
26.
1
2
1
2
3
4
07.05
14.05
25.05
Педагог-организатор,
воспитатели,
Педагог-организатор
Педагог-организатор
ЗДВР,
Ст.воспитатель ,классные
руководители
Педагогорганизатор
5. Внешкольные мероприятия
Участие в конкурсном движении согласно плану сетевого взаимодействия
Участие в творческих конкурсах всех уровней
6. Организация предметно-пространственной среды
В
течение
1-9
Оформление новостной
учебного
«бегущейстроки».
года
Подготовка
и
размещение 1-9
регулярно сменяемых экспозиций
творческих работ обучающихся
(по отдельному
плану).
Разработка и оформление про- 1-9
странств проведения значимых событий, праздников, церемоний,
торжественных
линеек,
творческих вечеров (событийный дизайн).
Оформление и обновление темати- 1-9
ческих стендов для обучающихся,
В
течение
учебного года
В
течение
учебного года
В
течение
учебного
Педагогорганизатор
Педагогорганизатор
педагогорганизатор
педагогорганизатор
28
5
6
1
2
3
4
5
родителей.
года
Оформление
интерактивных 1-9
локаций в рамках проведения
общешкольных
мероприятий.
Выставки работ декоративно- 1-9
прикладного
творчества
обучающихся.
В
течение
учебного
года
7. Самоуправление
Выборы
председателя
8-9
сентябрь
класс
День школьного самоуправления.
9 класс
5 октября
Организация работы Совета
старост.
9
класс
Акция «Твой внешний вид – твоя 9
визитная карточка».
класс
Участие в работе совета школы.
9
класс
Участие
Совета
старост
в
разработке,
обсуждении
и
реализации рабочей
программы
воспитания,
календарного
плана
воспитательной работы.
8. Профилактика и безопасность
Неделя правовой безопасности
Выявление и постановка на учет
неблагополучных семей, в которых
родители ненадлежащим образом
исполняют
родительские
обязанности
по
воспитанию,
содержанию,
обучению детей
Контроль
за
посещаемостью
обучающимися учебных и
внеурочных занятий
9
класс
4
Обновление социального паспорта
школы-интерната
1–9
5
Мониторинг социального состава 1 – 9
семей обучающихся
6
1
2
3
В
течение
учебного
года
5–9
1–9
В течение
учебногогода
педагогорганизатор
Педагогорганизатор,
учителя
трудового
обучения
Педагогорганизатор
Педагогорганизатор
Педагогорганизатор
В течение
учебногогода
Педагогорганизатор
Педагогорганизатор
В
течение
учебного года
Педагогорганизатор
1 раз вмесяц
Сентябрь
Постоянно
1–9
Соц.педагог
Соц.педагог
Соц.педагог
Сентябрь
Кл. рук-ли
Постоянно
Соц.педагог
29
Акция «Стань заметней на дороге»
6
1–9
Октябрь
Педагогорганизатор
7
Урок-предупреждение «Подросток. 5 – 9
Проступок. Ответственность!»
Октябрь
Соц.педагог
8
День юридической грамотности 5 – 9
«Твои права и обязанности – твоя
свобода и ответственность»
Ноябрь
Соц.педагог
9
Акция «Мы выбираем здоровье» - 1 -9
выпуск плакатов «Жизнь прекрасна,
не потрать ее напрасно»
Ноябрь
Соц.педагог
10
Викторина для старшеклассников 8 – 9
«Знаешь ли ты Конституцию»
Декабрь
Педагогорганизатор
11
Беседы
«Обязанности
ответственность участников
дорожного движения»
Декабрь
Педагогорганизатор
12
Урок-практикум
«Сохранение
физического
и
психического
здоровья в современной
информационной среде»
Мониторинг
педагогического
сопровождения
обучающихся,
состоящих на учете в КДН, ВШУ,
систематически
пропускающих
учебные занятия без уважительной
причины, безнадзорных детей
Тренинг
по
профилактике
употребления ПАВ «Время быть
здоровым»
Тренинг для обучающихся «группы
риска» «Положительный образ «Я»
8–9
Март
Соц.педагог
1–9
Постоянно
Соц.педагог
7–9
Январь
Соц.педагог
5–9
Апрель
Соц.педагог
13
14
15
1
1
и 1–9
9. Социальное партнёрство
Взаимодействие с Ширинская районная библиотека
РДК, Дом творчества, ГИБДД ОМВД Ширинского района
10. Профориентация
Согласно программы профориентационной работы школы-интерната
11. Взаимодействие с родителями
№ Наименование мероприятия
п/п
1
Организационные родительские собрания
Сроки
Ответственные
02.09.2024
Булатова М.А.,
классные
руководители,
воспитатели
30
7
Формирование Совета родителей (законных
представителей)
обучающихся (далее - Совет родителей)
Заседание Совета родителей № 1
«Организация
работы
Совета
родителей»
Заседание Совета по питанию № 1
«Организация питания в школе»
Индивидуальные консультации педагоговпсихологов, логопедов, дефектологов для
родителей (законных представителей)
обучающихся
Индивидуальные консультации
заместителей директора по УВР, ВР для
родителей
(законных
представителей)
обучающихся (по предварительной записи)
Заседания Совета родителей
8
Заседания Совета по питанию
9
Родительские собрания в 1-4-х классах по
итогам четверти
10
Родительские собрания в 5-9-х классах по
итогам четверти
2
3
4
5
6
21.08.2024
31.08.2024
- Булатова М.А.,
классные
руководители
Булатова М.А.,
Булатова М.А.,
1 раз в неделю Батандаева Н.Т.
Иванова А.В.
Жирова И.Н.
Краморенко Е.Ю.
1 раз в неделю Администрация
11.10.2025
13.12.2025
14.03.2026
11.05.2026
06.12.2025
28.02.2026
23.05.2026
12.10.2025
14.12.2025
15.03.2026
15.05.2026
13.10.2025
15.12.2025
16.03.2026
16.05.2026
Булатова М.А.,
Булатова М.А.,
Булатова М.А.,
Булатова М.А.,
31
2025г. – Год защитника Отечества
2022-2031 – Десятилетие науки и технологий в России
2017-2027 – Десятилетие детства в России
Календарь образовательных событий и памятных дат на 2025-2026 учебный год
Сентябрь
1 сентября - День знаний
3 сентября - День окончания Второй мировой войны
3 сентября - День солидарности в борьбе с терроризмом
7 сентября - 212 лет со дня Бородинского сражения
8 сентября - Международный день распространения грамотности 27 сентября День работника дошкольного образования
- Международный день туризма
Октябрь
1 октября - Международный день пожилых людей
1 октября - Международный день музыки
2 октября - День среднего профессионального образования 2 октября –
Международный день социального педагога
5 октября - Международный день учителя 9 октября Всероссийский день чтения 16 октября - День отца в
России
25 октября - Международный день школьных библиотек (четвертый понедельник октября)
Ноябрь
4 ноября - День народного единства
9 ноября - Международный день против фашизма расизма и антисемитизма
10 ноября - День сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации
- Всемирный день молодёжи 20 ноября –
Всемирный день ребенка 27 ноября - День матери
в России
30 ноября - День Государственного герба Российской Федерации
- День Матери в России
- Международный день защиты информации
Декабрь
3 декабря - День Неизвестного Солдата
3 декабря - Международный день инвалидов
5 декабря – Международный день добровольцев (волонтеров)
- День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве
под Москвой (1941)
9 декабря - День Героев Отечества
12 декабря - День Конституции Российской Федерации (12 декабря) 25 декабря День Государственных символов Российской Федерации Январь
7 января - 300 лет со дня официального открытия Академии наук в Санкт-Петербурге 11 января День заповедников и национальных парков России
13 января - День российской печати
25 января - День российского студенчества
27 января - День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
Февраль
2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве
(1943)
32
8 февраля - День российской науки
3 февраля - Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой
15 февраля - День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества
21 февраля - Международный день родного языка 23 февраля День защитника Отечества
Март
8 марта - Международный женский день
18 марта - День воссоединения Крыма и России 20 марта Международный День Земли
27 марта - Всемирный день театра
Апрель
12 апреля - День космонавтики, 68 лет со дня запуска СССР первого искусственного спутника Земли
19 апреля - День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы
Великой Отечественной войны
22 апреля - Всемирный день Земли
27 апреля - День российского парламентаризма
Май
1 мая - Праздник Весны и Труда
9 мая - День Победы в Великой Отечественной войне
18 мая – Международный день музеев
19 мая - День детских общественных организаций России 24 мая День славянской письменности и культуры
27 мая - Общероссийский день библиотек
Июнь
1 июня - День защиты детей
6 июня - День русского языка - Пушкинский день России 12 июня День России
22 июня - День памяти и скорби 27 июня День молодёжи Июль
8 июля - День семьи, любви и верности 30 июля День Военно-морского флота Август
12 августа - День физкультурника
22 августа - День Государственного флага Российской Федерации 27 августа День российского кино
33